.
Меню сайта
|
Писатели Польши. Адам МицкевичПисатели Польши. Адам Мицкевич(1798—1855) Когда в 1826 г. А. С. Пушкин, возвратившийся из села Михайловского в Москву, читал своим друзьям неопубликованную трагедию «Борис Годунов», среди слушателей был молодой поляк, почти ровесник русского поэта.Вскоре он написал в Варшаву друзьям о Пушкине: «Я знаком с ним, и мы часто встречаемся... в разговоре очень остроумен и увлекателен; он много и хорошо читал, знает новейшую литературу; его понятия о поэзии чисты и возвышенны». А несколько позже уже Пушкин слушал своего польского собрата, выступившего на одном из вечеров с импровизацией. Свое впечатление о нем Пушкин выразил в строках стихотворения: ...С ним Делились мы и чистыми мечтами, И песнями (он вдохновлен был свыше И свысока взирал на жизнь). Нередко Он говорил о временах грядущих, Когда народы, распри позабыв, В великую семью соединятся. Мы жадно слушали поэта... Строки эти посвящены Адаму Мицкевичу, величайшему из польских поэтов. В годы знакомства с Пушкиным он был политическим ссыльным и находился под надзором царских властей. Адам Мицкевич, сын обедневшего шляхтича, родился в Белоруссии, на хуторе около города Новогрудок. Он учился в Виленском университете и в эти годы начал писать стихи. На протяжении XIX в. польское государство не значилось на карте Европы. В конце XVIII в. Польша была разделена между Австрией, Пруссией и Россией. Литва и Бело- руссия в результате раздела отошли к России. Но польский народ не отказался от мысли о возрождении родины, он неоднократно поднимал восстания. И литература польского народа стала знаменем национальной борьбы, а поэты — духовными вождями нации. Они свидетельствовали всему миру, что Польша не умерла и не покорилась. Польский революционный романтизм был тем литературным направлением, в котором освободительные стремления народа выразились всего полнее и ярче. Мицкевич стал его основоположником. Мицкевич уже в годы ранней юности участвовал в патриотическом движении польской молодежи. Члены этого движения называли себя тогда филоматами и филаретами, т. е. любящими науку и добродетель. Начали они с занятий науками, чтения друг другу первых литературных опытов, а затем пришли к мысли делом послужить родине. Первый томик стихотворений Мицкевича (1822), тогда скромного учителя в городе Ковно, совершил переворот в польской поэзии. Новое слово поэт сказал прежде всего своими балладами, использовав в них народные песни и легенды. Он ввел в литературу не только фольклорные сюжеты, образы и приемы, но и народные понятия о правде, долге, справедливости. А когда в 1823 г. вышел в свет второй том «Поэзии» Мицкевича с фантастической поэмой «Дзяды» (это название народного обряда поминания умерших), читатель нашел в нем сцену сурового посмертного возмездия помещику, бесчеловечно относившемуся к своим крестьянам. Мицкевич-романтик превозносил патриотическое чувство, энтузиазм, скрывая за этим веру в революционный подъем, в способность нации на подвиг освобождения. В поэмах Мицкевича «Гражина» (1823) и «Конрад Валленрод» (1828), посвященных борьбе литовского народа против крестоносцев, появляется романтический герой. Он отдает свою жизнь, чтобы спасти родину, пробудить патриотическое чувство в своих соотечественниках, показать им пример самопожертвования. Призывы Мицкевича обращены были прежде всего к молодому поколению. Именно его назвал поэт в своей «Оде к юности» (1820) силой, способной повести мир по новому пути, приблизить «зарю свободы» и восход «солнца избавления». Когда в ноябре 1830 г. в Варшаве вспыхнуло национально-освободительное восстание, стихи Мицкевича печатались в повстанческих газетах, издавались брошюрами. Самого же поэта тогда не было на родине. Виленские кружки революционной молодежи были раскрыты еще до варшавского восстания, а их участники арестованы и высланы. В 1824 г. Мицкевичу пришлось покинуть Литву. Поэт пробыл в ссылке четыре с лишним года (он жил в Петербурге, Одессе, Москве, снова в Петербурге). Разлуку Мицкевича с родиной скрасило дружеское участие лучших людей России. Среди них были декабристы К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев. Мицкевича и его ссыльных товарищей приняли как друзей «по чувствам и образу мыслей». Вот что писал Мицкевич о декабристах спустя несколько лет: О где вы? Светлый дух Рылеева погас, Царь петлю затянул вкруг шеи благородной, Что, братских полон чувств, я обнимал не раз. Проклятье палачам твоим, пророк народный! Нет больше ни пера, ни сабли в той руке, Что, воин и поэт, мне протянул Бестужев. С поляком за руку он скован в руднике, И в тачку их тиран запряг, обезоружив. (Перевод В. Левика.) Самое крупное произведение Мицкевича — поэма «Пан Тадеуш» (1834). Это польская национальная эпопея. Мицкевич-романтик выступает в ней как реалист. Природа родного края описана поэтом в изумительном великолепии красок щемящей душу тоской, которая выражена уже в первых строках поэмы: Отчизна милая, Литва, ты как здоровье, — Тот дорожит тобой, как собственною кровью, Кто потерял тебя. Тоскуя на чужбине, Всю красоту твою и я увидел ныне. ( Перевод С. Map (Аксеновой).) Под пером Мицкевича история спора шляхетских семей из-за полуразрушенного замка, немного нелепая и грустная, развернулась в целую энциклопедию шляхетских нравов и быта начала прошлого века. Поэма населена множеством удивительно ярких, чуть ли не зримых в своей реалистической неповторимости персонажей — от богатых помещиков до шляхтичей только по званию, которые сами пашут землю. Автор относится к ним со снисходительным юмором, даже сочувствием, веря в их добрые качества, любуясь подчас красочным своеобразием их обычаев и черт характера. Но при всем этом ни на минуту не забывает поэт ни о мелких недостатках, ни о крупных пороках шляхетского сословия, ни об исторической обреченности этого мира, отходящего в невозвратное прошлое. Новая эпоха заявляла о себе в поэме наказом любить родину, героическим образом патриота-конспиратора (Яцек Соплица), готовящего восстание, а в заключительных книгах прозвучала симфонией надежд на будущее, верой в обновление нации. С середины 30-х годов Мицкевич почти замолкает как поэт. Он переживает годы материальных лишений, мучительных заблуждений (40-е годы — время его увлечения мистицизмом), но все же он не складывает оружия и выступает как историк, как лектор (читает курс славянских литератур в Париже), как организатор польского легиона, воевавшего в 1848 г. за свободу Италии, как революционно-демократический публицист, редактор газеты «Трибуна народов» в 1849 г. Когда началась русско-турецкая война 1853—1855 гг., Мицкевич, движимый желанием использовать этот момент в интересах Польши, выехал в Константинополь. Но осуществить свои планы Мицкевичу не удалось: в Константинополе он заразился холерой и умер. |
ПОИСК
Block title
|