. Писатели Польши. Адам Мицкевич
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Писатели Польши. Адам Мицкевич

Писатели Польши. Адам Мицкевич

(1798—1855)

Когда в 1826 г. А. С. Пушкин, возвратив­шийся из села Михайловского в Москву, читал своим друзьям неопубликованную трагедию «Борис Годунов», среди слушателей был моло­дой поляк, почти ровесник русского поэта.Вскоре он написал в Варшаву друзьям о Пуш­кине: «Я знаком с ним, и мы часто встречаемся... в разговоре очень остроумен и увлекателен; он много и хорошо читал, знает новейшую ли­тературу; его понятия о поэзии чисты и возвы­шенны». А несколько позже уже Пушкин слу­шал своего польского собрата, выступившего на одном из вечеров с импровизацией. Свое впечатление о нем Пушкин выразил в строках стихотворения:

...С ним Делились мы и чистыми мечтами,

И песнями (он вдохновлен был свыше И свысока взирал на жизнь). Нередко Он говорил о временах грядущих, Когда народы, распри позабыв, В великую семью соединятся. Мы жадно слушали поэта...

Строки эти посвящены Адаму Мицкевичу, величайшему из польских поэтов. В годы зна­комства с Пушкиным он был политическим ссыльным и находился под надзором царских властей.

Адам Мицкевич, сын обедневшего шляхти­ча, родился в Белоруссии, на хуторе около го­рода Новогрудок. Он учился в Виленском уни­верситете и в эти годы начал писать стихи.

На протяжении XIX в. польское государст­во не значилось на карте Европы. В конце XVIII в. Польша была разделена между Ав­стрией, Пруссией и Россией. Литва и Бело-

руссия в результате раздела отошли к России. Но польский народ не отказался от мысли о возрождении родины, он неоднократно подни­мал восстания. И литература польского народа стала знаменем национальной борьбы, а по­эты — духовными вождями нации. Они сви­детельствовали всему миру, что Польша не умерла и не покорилась. Польский револю­ционный романтизм был тем литературным на­правлением, в котором освободительные стрем­ления народа выразились всего полнее и ярче. Мицкевич стал его основоположником.

Мицкевич уже в годы ранней юности уча­ствовал в патриотическом движении польской молодежи. Члены этого движения называли себя тогда филоматами и филаретами, т. е. любящими науку и добродетель. Начали они с занятий науками, чтения друг другу первых литературных опытов, а затем пришли к мыс­ли делом послужить родине.

Первый томик стихотворений Мицкевича (1822), тогда скромного учителя в городе Ковно, совершил переворот в польской поэзии.

Новое слово поэт сказал прежде всего сво­ими балладами, использовав в них народные песни и легенды. Он ввел в литературу не толь­ко фольклорные сюжеты, образы и приемы, но и народные понятия о правде, долге, справед­ливости. А когда в 1823 г. вышел в свет второй том «Поэзии» Мицкевича с фантастической поэ­мой «Дзяды» (это название народного обряда поминания умерших), читатель нашел в нем сцену сурового посмертного возмездия поме­щику, бесчеловечно относившемуся к своим крестьянам.

Мицкевич-романтик превозносил патриотиче­ское чувство, энтузиазм, скрывая за этим веру в революционный подъем, в способность нации на подвиг освобождения.

В поэмах Мицкевича «Гражина» (1823) и «Конрад Валленрод» (1828), посвященных борь­бе литовского народа против крестоносцев, появляется романтический герой. Он отдает свою жизнь, чтобы спасти родину, пробудить патриотическое чувство в своих соотечественни­ках, показать им пример самопожертвования. Призывы Мицкевича обращены были прежде всего к молодому поколению. Именно его на­звал поэт в своей «Оде к юности» (1820) силой, способной повести мир по новому пути, при­близить «зарю свободы» и восход «солнца из­бавления». Когда в ноябре 1830 г. в Варшаве вспыхнуло национально-освободительное вос­стание, стихи Мицкевича печатались в повстан­ческих газетах, издавались брошюрами. Са­мого же поэта тогда не было на родине.

Виленские кружки революционной молоде­жи были раскрыты еще до варшавского вос­стания, а их участники арестованы и высланы.

В 1824 г. Мицкевичу пришлось покинуть Литву. Поэт пробыл в ссылке четыре с лишним года (он жил в Петербурге, Одессе, Москве, снова в Петербурге). Разлуку Мицкевича с родиной скрасило дружеское участие лучших людей России. Среди них были декабристы К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев. Мицкевича и его ссыльных товарищей приняли как друзей «по чувствам и образу мыслей». Вот что писал Мицкевич о декабристах спустя несколько лет:

О где вы? Светлый дух Рылеева погас,

Царь петлю затянул вкруг шеи благородной,

Что, братских полон чувств, я обнимал не раз.

Проклятье палачам твоим, пророк народный!

Нет больше ни пера, ни сабли в той руке,

Что, воин и поэт, мне протянул Бестужев.

С поляком за руку он скован в руднике,

И в тачку их тиран запряг, обезоружив.

(Перевод В. Левика.)

Самое крупное произведение Мицкевича — поэма «Пан Тадеуш» (1834). Это польская на­циональная эпопея. Мицкевич-романтик вы­ступает в ней как реалист. Природа родного края описана поэтом в изумительном велико­лепии красок щемящей душу тоской, которая выражена уже в первых строках поэмы:

Отчизна милая, Литва, ты как здоровье, —

Тот дорожит тобой, как собственною кровью,

Кто потерял тебя.

Тоскуя на чужбине,

Всю красоту твою и я увидел ныне.

( Перевод С. Map (Аксеновой).)

Под пером Мицкевича история спора шля­хетских семей из-за полуразрушенного замка, немного нелепая и грустная, развернулась в целую энциклопедию шляхетских нравов и быта начала прошлого века.

Поэма населена множеством удивительно яр­ких, чуть ли не зримых в своей реалистической неповторимости персонажей — от богатых поме­щиков до шляхтичей только по званию, кото­рые сами пашут землю. Автор относится к ним со снисходительным юмором, даже сочувствием, веря в их добрые качества, любуясь подчас кра­сочным своеобразием их обычаев и черт харак­тера. Но при всем этом ни на минуту не забы­вает поэт ни о мелких недостатках, ни о круп­ных пороках шляхетского сословия, ни об исто­рической обреченности этого мира, отходящего в невозвратное прошлое.

Новая эпоха заявляла о себе в поэме наказом любить родину, героическим образом патриота-конспиратора (Яцек Соплица), готовя­щего восстание, а в заключительных книгах прозвучала симфонией надежд на будущее, верой в обновление нации.

С середины 30-х годов Мицкевич почти за­молкает как поэт. Он переживает годы материаль­ных лишений, мучительных заблуждений (40-е го­ды — время его увлечения мистицизмом), но все же он не складывает оружия и выступает как историк, как лектор (читает курс сла­вянских литератур в Париже), как организатор польского легиона, воевавшего в 1848 г. за сво­боду Италии, как революционно-демократический публицист, редактор газеты «Трибуна народов» в 1849 г.

Когда началась русско-турецкая война 1853—1855 гг., Мицкевич, движимый желанием использовать этот момент в интересах Польши, выехал в Константинополь. Но осуществить свои планы Мицкевичу не удалось: в Констан­тинополе он заразился холерой и умер.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ