.
Меню сайта
|
Писатели Скандинавских стран. Генрик ИбсенПисатели Скандинавских стран. Генрик ИбсенСуровая природа, сложный исторический путь Норвегии, Дании, Швеции в борьбе за национальную самостоятельность придали особое своеобразие литературе народов этих стран. С XII в., когда она начала формироваться, национальная литература скандинавов всегда имела ярко выраженный героический характер. ГЕНРИК ИБСЕН (1828—1906) Великий норвежский драматург Генрик Ибсен родился в городке Шиене. Уже в пятнадцать лет он работал учеником аптекаря. Общественные взгляды молодого Ибсена сформировались во второй половине 40-х годов прошлого века. Тогда, «под шум великих международных бурь», Ибсен писал стихи, обращенные к героям венгерской революции 1848—1849 гг. Драматургическое творчество Г. Ибсена связано с его режиссерской работой в первом норвежском национальном театре в г. Бергене, а затем в г. Христиании (ныне Осло). Ибсен создавал героические драмы на мотивы скандинавского эпоса. Страстный призыв к борьбе за национальное единство прозвучал в его исторической драме «Борьба за престол» (1863). Во второй половине 60-х годов Генрик Ибсен создает философско-аллегорические драмы «Бранд» и «Пер Гюнт» (позже замечательный норвежский композитор Эдвард Григ написал к «Пер Гюнту» музыку). Сохраняя яркий национальный колорит, пьесы Ибсена ставят «вечные», основные проблемы человеческой жизни: каким должен быть человек? в чем смысл жизни? В Норвегии, вступившей тогда на путь буржуазного развития, эти вопросы приобрели актуальное значение. Ибсен в своих пьесах во весь голос заговорил об ответственности человека перед народом. На различных примерах он показал, как много теряет человек, порывая с родиной и народом, думая только о самом себе, становясь черствым эгоистом. Герои Ибсена каждый по-своему восстают во имя торжества правды и человеческого достоинства, против лжи и эгоизма. В пьесе «Кукольный дом» (1879) автор раскрыл духовную драму женщины в буржуазной семье, провозгласил право личности на борьбу за свои человеческие права. Когда героиня пьесы Нора обнаружила ложь, на которой строилось ее семейное благополучие, когда поняла, что была для мужа всего лишь куклой, она решила уйти от него и жить самостоятельно. Герой другой известной драмы Ибсена — «Враг народа» (1882)— доктор Штокман вступает в непримиримый конфликт с владельцами курортного городка — с бесчестными, алчными до денег людьми. Фанатичный священник Бранд, беспечный Пер Гюнт, всю жизнь колесивший кривыми дорогами в поисках счастья, пленница в своем собственном доме Нора, как отмечал Ф. Энгельс, обладают сильными характерами и всегда действуют самостоятельно. По-своему строя сюжет пьес, изображая жизнь главным образом через внутренний мир героев, Ибсен захватывает внимание зрителей стремительным развитием характеров, которые он так ярко умеет обрисовать. Нора успевает за короткое время пересмотреть всю свою жизнь, как бы рождается на наших глазах вновь. Беспощадно бичуя эгоизм, душевную черствость, Ибсен стремился заставить зрителей трезво, сурово оценить свою собственную жизнь, свои поступки. Великий норвежский драматург ставил важные нравственные проблемы, от которых не должен отворачиваться человек, хотя сам Ибсен не всегда правильно мог ответить на вопросы своего времени. Пьесы Ибсена пользовались горячей любовью русских зрителей еще при жизни писателя. Замечательные русские артисты воплотили на сцене образы Норы, Бранда и доктора Штокмана. В исполнении В. Ф. Комиссаржевской, В. И. Качалова и К. С. Станиславского пьесы Генрика Ибсена вошли в историю русского театра. |
ПОИСК
Block title
|