.
Меню сайта
|
Эмиль ВерхарнЭмиль Верхарн(1855—1916) Истинное дерзание стало творческим принципом другого бельгийского писателя, сумевшего привести своих героев к иным, нежели у Метерлинка, революционным выводам. Эмиль Верхарн — самый крупный поэт конца XIX —начала XX в. Его стихами, по свидетельству Н. К. Крупской, зачитывался Ленин. Первый переводчик произведений Верхарна на русский язык Валерий Брюсов писал, что Верхарн «принадлежит к числу писателей, именем которых означаются целые эпохи». И действительно, на пороге нового, XX в. великий бельгийский поэт уловил и с необычайной силой выразил революционную суть нашего времени. В его пьесе «Зори» (1898) герой говорит: «Мы живем в период обновлений». Верхарну в совершенно исключительной степени свойственно было ощущение движения и развития мира. «Горизонты в пути» — так мыслил себе современность поэт. С гордостью писал Верхарн о новом человеке, о человеке-творце. Его поэзия как бы предугадала необычайный взлет творческих сил человека, поразительные открытия и достижения наших дней. И первый в ряду настоящих людей у поэта — трибун, бунтарь. Бунтаря Верхарн пытался изобразить и в революционной драме «Зори». И когда осенью 1913 г. Верхарн появился в России, его восторженно встретили пролетарские русские поэты. Нам понятна исключительная популярность этой пьесы именно в России накануне и после Великой Октябрьской социалистической революции: русские революционеры видели в пьесе талантливого бельгийского писателя отражение тех революционных зорь, которые становились реальностью у нас в стране благодаря героической борьбе пролетариата. К революционному пониманию жизни Верхарн пришел не сразу. В 1883 г. он издал первый сборник стихов «Фламандки». В нем отразилось идиллическое представление поэта о народе и его участи. Скорее на картинах фламандских живописцев — мастеров XV—XVI вв., чем в реальной жизни, увидел поэт тех беззаботных людей, которых нарисовал в своих ранних стихах. В самом конце 80-х годов Верхарн соприкоснулся с поэзией символистов, которые все дальше уходили от действительности, от социальной борьбы, от общественных обязанностей искусства. Но Верхарн не потерял своего пути, он «не переставал наблюдать реальную жизнь», где ... Солома жалких крыш давно покрылась мхом, Печные покосились трубы, А с перепутий ветер грубый Врывается сквозь щели в дом... (Перевод Мих. Донского.) Не в силах забыть о трагедии народа, поэт всем сердцем рвался Туда, где над площадью нож гильотины, Где рыщут мятеж и набат по домам! (Перевод В. Брюсова.) Но пристальнее вглядываясь в жизнь, Верхарн создает знаменитую социальную трагедию. Она открывается поэтическими циклами («Поля в бреду», 1893, и др.), в которых показаны зловещие картины разорения деревни и с редкой силой отражена трагедия обнищания. Затем у поэта возник символический образ города-спрута — образ современного капиталистического города, пожирающего деревню и в то же время выковывающего в своих недрах будущее (сборник «Города-спруты», 1895). Стремясь вместить весь мир в свою поэзию, Верхарн решительно ломает рамки и границы поэтических систем. Традиционный стих он соединил со свободным стихом, создав свою неповторимую поэтическую систему. И вот, выполнив завет родоначальника современной бельгийской литературы де Костера— «идти к народу, только к народу», Верхарн открыл путь к революционным зорям. Поэтому поэзия Верхарна воспринимается ныне как поэтическое предисловие к XX в., как подлинно современная поэзия. |
ПОИСК
Block title
|