.
Меню сайта
|
Писатели Бельгии. Шарль де КостерПисатели Бельгии. Шарль де Костер(1827—1879) В последние дни 1867 г. в столице Бельгии — Брюсселе появилась книга «Легенда о героических, забавных и славных приключениях Уленшпигеля и Ламме Гудзака во Фландрии и других странах». Автор этого романа Шарль де Костер дотоле был почти неизвестен, хотя и написал уже несколько произведений. «Легенда об Уленшпигеле...» вскоре получила всенародное признание. Однако сам де Костер так и не узнал об этом — он умер в одиночестве и нищете. А ведь он, по словам великого бельгийского поэта Верхарна, «создал первую книгу, в которой наша страна себя обрела». Действительно, до Шарля де Костера в истории мировой литературы едва ли встретишь имя бельгийского писателя. И в этом нет ничего удивительного. Долгие годы на бельгийской земле хозяйничали оккупанты — то испанцы, то австрийцы, то французы, то голландцы. Независимым государством Бельгия стала лишь после революции 1830 г. С этого времени писатели страны начали борьбу за развитие национальной литературы. Им пришлось преодолевать давно укоренившееся рабское подражание иностранным образцам и безразличие бельгийской буржуазии к такому малодоходному занятию, как литература. Среди писателей-демократов выделялся талантом Шарль де Костер. «Дерзайте, будьте революционерами!»— этот призыв молодого писателя прозвучал в тогдашней Бельгии необычайно смело. Именно революционная дерзость обрекла большого писателя на нищету и безвестность в королевской Бельгии, но она же высоко подняла его над остальными соотечественниками-литераторами. Де Костеру принадлежат мудрые слова: «Народ умирает, если забывает о своем прошлом». В «Легенде об Уленшпигеле...» он воссоздал то прошлое, которое считал залогом существования народа: наиболее славную и героическую страницу бельгийской истории, эпоху Нидерландской революции, время самоотверженной борьбы народа против испанских угнетателей и мрачной деспотии церкви. Герой книги — Тиль Уленшпигель, любимый персонаж народных преданий, неутомимый весельчак и балагур. В начале романа он просто озорник. Вот он дразнит святош, вот подшучивает над монахами, его выдумкам нет конца. Но к веселым проделкам героя писатель дает зловещий аккомпанемент: на родной земле Тиля бесчинствует враг, рубят головы тем, кого до отчаяния довел голод, сжигают и грабят города. В страшных муках гибнет от рук палача отец Тиля. И Тиль из бездумного весельчака становится народным мстителем. Как вихрь носится отважный герой по родной земле. Его неистощимая изобретательность превратилась в оружие революционера. Обманывая сыщиков, расправляясь с палачами, он поднимает народ на борьбу, сам как бы символизирует силу и бессмертие народа. Если Тиль Уленшпигель — зеркало народа (шпигелъ — по-фламандски «зеркало»), то подлинным зеркалом народного бытия стал роман в целом. В галерее национальных типов, созданных великими художниками всех стран, отныне на равных правах появились бессмертные образы бельгийцев Тиля и Ламме. После появления «Легенды об Уленшпигеле...» в стране одна за другой публиковались книги, которые «открывали Бельгию», с любовью изображая ее пейзажи, быт и нравы жителей. Писатели-реалисты стремились рассказать о противоречиях бельгийского общества, о великой битве, начатой пролетариатом, разжимавшим «клещи» эксплуатации (нашумевший роман К. Лемонье «Клещи»), пытались изобразить капиталистический город (роман Ж. Экоуда «Новый Карфаген») или деревню (романы С. Стревелса), где существование труженика так же безрадостно, как и на городских улицах. |
ПОИСК
Block title
|