. Писатели Бельгии. Шарль де Костер
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Писатели Бельгии. Шарль де Костер

Писатели Бельгии. Шарль де Костер

(1827—1879)

В последние дни 1867 г. в столице Бельгии — Брюсселе появилась книга «Легенда о героиче­ских, забавных и славных приключениях Улен­шпигеля и Ламме Гудзака во Фландрии и других странах». Автор этого романа Шарль де Костер дотоле был почти неизвестен, хотя и написал уже несколько произведений. «Ле­генда об Уленшпигеле...» вскоре получила все­народное признание. Однако сам де Костер так и не узнал об этом — он умер в одиноче­стве и нищете.

А ведь он, по словам великого бельгийского поэта Верхарна, «создал первую книгу, в кото­рой наша страна себя обрела». Действительно, до Шарля де Костера в истории мировой ли­тературы едва ли встретишь имя бельгийского писателя. И в этом нет ничего удивительного. Долгие годы на бельгийской земле хозяйни­чали оккупанты — то испанцы, то австрийцы, то французы, то голландцы. Независимым го­сударством Бельгия стала лишь после рево­люции 1830 г.

С этого времени писатели страны начали борьбу за развитие национальной литературы. Им пришлось преодолевать давно укоренив­шееся рабское подражание иностранным об­разцам и безразличие бельгийской буржуазии к такому малодоходному занятию, как лите­ратура.

Среди писателей-демократов выделялся та­лантом Шарль де Костер. «Дерзайте, будьте революционерами!»— этот призыв молодого пи­сателя прозвучал в тогдашней Бельгии необы­чайно смело. Именно революционная дерзость обрекла большого писателя на нищету и без­вестность в королевской Бельгии, но она же высоко подняла его над остальными соотече­ственниками-литераторами.

Де Костеру принадлежат мудрые слова: «На­род умирает, если забывает о своем прошлом». В «Легенде об Уленшпигеле...» он воссоздал то прошлое, которое считал залогом существо­вания народа: наиболее славную и героиче­скую страницу бельгийской истории, эпоху Нидерландской революции, время самоотвер­женной борьбы народа против испанских угне­тателей и мрачной деспотии церкви.

Герой книги — Тиль Уленшпигель, люби­мый персонаж народных преданий, неутоми­мый весельчак и балагур. В начале романа он просто озорник. Вот он дразнит святош, вот подшучивает над монахами, его выдумкам нет конца. Но к веселым проделкам героя писатель дает зловещий аккомпанемент: на родной земле Тиля бесчинствует враг, рубят головы тем, кого до отчаяния довел голод, сжигают и гра­бят города. В страшных муках гибнет от рук палача отец Тиля.

И Тиль из бездумного весельчака становит­ся народным мстителем. Как вихрь носится отважный герой по родной земле. Его неисто­щимая изобретательность превратилась в ору­жие революционера. Обманывая сыщиков, рас­правляясь с палачами, он поднимает народ на борьбу, сам как бы символизирует силу и бес­смертие народа. Если Тиль Уленшпигель — зеркало народа (шпигелъ — по-фламандски «зеркало»), то подлинным зеркалом народного бытия стал роман в целом. В галерее нацио­нальных типов, созданных великими художни­ками всех стран, отныне на равных правах появились бессмертные образы бельгийцев Тиля и Ламме.

После появления «Легенды об Уленшпи­геле...» в стране одна за другой публиковались книги, которые «открывали Бельгию», с лю­бовью изображая ее пейзажи, быт и нравы жителей. Писатели-реалисты стремились расска­зать о противоречиях бельгийского общества, о великой битве, начатой пролетариатом, раз­жимавшим «клещи» эксплуатации (нашумев­ший роман К. Лемонье «Клещи»), пытались изобразить капиталистический город (роман Ж. Экоуда «Новый Карфаген») или деревню (романы С. Стревелса), где существование тру­женика так же безрадостно, как и на городских улицах.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ