.
Меню сайта
|
Пьер Жан БеранжеПьер Жан Беранже(1780—1857) Французская поэзия прошлого века выдвинула двух выдающихся художников слова, которые приобрели славу во всем мире. Это Пьер Жан Беранже и Эжен Потье. Песенник Беранже выразил настроения демократических масс начала XIX в.; Потье, автор «Интернационала», выступил в конце века как глашатай пролетарской борьбы. Пьер Жан Беранже вспоминал, что девятилетним мальчиком «с высокой кровли дома видел взятие Бастилии...». «С тех пор, — говорил он, — любовь к родине стала величайшей страстью моей жизни». В мае 1813 г., когда Наполеон I после бегства из России снова задумал развязать войну, поэт написал сатирическую песню «Король Иве-то». В ней Бонапарту противопоставлялся добродушный и миролюбивый король. Совсем незлобивую на первый взгляд песенку полиция преследовала по пятам, как позже рассказывал сам поэт. Всем было ясно, против кого она направлена. Когда во Франции в 1814 г. к власти вернулось дворянство, по всей стране распространились песни-сатиры Беранже. Поэт бичевал реакцию, призывал сбросить власть Священного союза над народами Европы. Беранже постоянно разоблачал планы реакционного духовенства («Святые отцы», «Капуцины»). Он презирал представителей правящих классов, которые провозгласили установление монархического режима «днем мира, днем освобождения» («Белая кокарда», «Челобитная породистых собак»). Людей искусства Беранже призывал сохранять верность народу, не преклоняться перед богачами («Новый фрак, или Визит к его светлости»). В мрачные годы, когда Европой правил Священный союз монархов, поэзия Беранже оставалась оптимистической. Священному союзу варваров песенник противопоставил идею создания священного союза народов. Он призывал тружеников всех стран: англичан, немцев, русских, французов — утвердить мир на земле. Правительство Бурбонов дважды, в 1821 и 1828 гг., привлекало Беранже к судебной ответственности, сажало его в тюрьму. Однако Беранже, предвидя последствия своих печатных выступлений, всегда сознавал «необходимость выстрела передового часового». По словам поэта Ламартина, «песни Беранже были теми патронами, которыми стреляли в июльские дни» 1830 г. Беранже писал о народе, о политической борьбе, бичевал Бурбонов, создавая яркие реалистические образы, как бы выхваченные из самой жизни. Рыжая Жанна, оставшаяся одна с тремя детьми (ее муж, браконьер, схвачен полицией); старый бродяга, проклинающий «порядочных» людей; солдаты наполеоновской армии («Старый капрал»); школьный учитель; дворянин, вернувшийся из эмиграции в свое поместье в дни Реставрации; вельможи, министры, беспринципные депутаты — герои песен Беранже. Песни Беранже горячо встречали передовые читатели России. Великие русские революционеры-демократы Белинский, Добролюбов, Чернышевский высоко оценили народность и художественное мастерство стихов Беранже, а поэт Курочкин стал одним из лучших его переводчиков.
|
ПОИСК
Block title
|