. Пьер Жан Беранже
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Пьер Жан Беранже

Пьер Жан Беранже

(1780—1857)

 Французская поэзия прошлого века выдви­нула двух выдающихся художников слова, которые приобрели славу во всем мире. Это Пьер Жан Беранже и Эжен Потье. Песенник Беранже выразил настроения демократических масс начала XIX в.; Потье, автор «Интерна­ционала», выступил в конце века как глашатай пролетарской борьбы.

Пьер Жан Беранже вспоминал, что девяти­летним мальчиком «с высокой кровли дома видел взятие Бастилии...». «С тех пор, — говорил он, — любовь к родине стала величайшей стра­стью моей жизни».

В мае 1813 г., когда Наполеон I после бег­ства из России снова задумал развязать войну, поэт написал сатирическую песню «Король Иве-то». В ней Бонапарту противопоставлялся доб­родушный и миролюбивый король. Совсем не­злобивую на первый взгляд песенку полиция преследовала по пятам, как позже рассказы­вал сам поэт. Всем было ясно, против кого она направлена.

Когда во Франции в 1814 г. к власти вер­нулось дворянство, по всей стране распростра­нились песни-сатиры Беранже. Поэт бичевал реакцию, призывал сбросить власть Священ­ного союза над народами Европы.

Беранже постоянно разоблачал планы реак­ционного духовенства («Святые отцы», «Капу­цины»). Он презирал представителей правящих классов, которые провозгласили установление монархического режима «днем мира, днем осво­бождения» («Белая кокарда», «Челобитная по­родистых собак»).

Людей искусства Беранже призывал сохра­нять верность народу, не преклоняться перед богачами («Новый фрак, или Визит к его светлости»).

В мрачные годы, когда Европой правил Священный союз монархов, поэзия Беранже оставалась оптимистической. Священному союзу варваров песенник противопоставил идею соз­дания священного союза народов. Он призы­вал тружеников всех стран: англичан, немцев, русских, французов — утвердить мир на земле.

Правительство Бурбонов дважды, в 1821 и 1828 гг., привлекало Беранже к судебной от­ветственности, сажало его в тюрьму. Однако Беранже, предвидя последствия своих печат­ных выступлений, всегда сознавал «необходи­мость выстрела передового часового». По сло­вам поэта Ламартина, «песни Беранже были те­ми патронами, которыми стреляли в июльские дни» 1830 г.

Беранже писал о народе, о политической борьбе, бичевал Бурбонов, создавая яркие ре­алистические образы, как бы выхваченные из самой жизни. Рыжая Жанна, оставшаяся одна с тремя детьми (ее муж, браконьер, схвачен полицией); старый бродяга, проклинающий «по­рядочных» людей; солдаты наполеоновской ар­мии («Старый капрал»); школьный учитель; дворянин, вернувшийся из эмиграции в свое поместье в дни Реставрации; вельможи, минист­ры, беспринципные депутаты — герои песен Беранже.

Песни Беранже горячо встречали передовые читатели России. Великие русские революцио­неры-демократы Белинский, Добролюбов, Чер­нышевский высоко оценили народность и худо­жественное мастерство стихов Беранже, а поэт Курочкин стал одним из лучших его перевод­чиков.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ