. Ги де Мопассан
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Ги де Мопассан

Ги де Мопассан

(1850—1893)

Ги де Мопассан выступил в 1880 г. с рас­сказом «Пышка». Его напечатали в сборнике патриотических произведений о франко-прус­ской войне, в который вошла также повесть Золя «Осада мельницы». Критика сразу отме­тила зрелое мастерство автора «Пышки».

Мопассан несколько раз впоследствии обра­щался к патриотической теме. Широко изве­стны его новеллы «Дядюшка Милон», «Тетка Соваж», «Пленные», «Два приятеля», «Дуэль», в которых стихийный народный патриотизм противопоставлен лицемерному патриотизму господствующих слоев Франции.

Мопассан создавал маленькие шедевры, где на нескольких страницах раскрывал жизнь в ее повседневном течении, где трагическое подчас изображал наряду с комическим, давая свое особое освещение событий.

Новеллы французского писателя задушев­ны, лиричны. Мопассан любит рассказывать о бесхитростных людях, мелких городских слу­жащих, солдатах, деревенских рабочих, о том, как нелепо и горько иногда складывается их жизнь.

Хотя Мопассан, так же как Флобер и Мериме, почти никогда не высказывает личного отношения к изображенным событиям, оценка людей и их поступков в его произведениях не вызывает сомнений у читателей. Нам симпати­чен солдат Буатель, наивно предположивший, что родители согласятся на его брак с негри­тянкой («Буатель»), и чужд господин Караван, который лишь выглядит хорошим сыном («В сво­ей семье»). Молчаливый кузнец Филипп, ко­торый заменил маленькому Симону отца («Папа Симона»), оказывается куда более благородным человеком, чем хвастливо повествующий о своих похождениях помещик, даже не предполагав­ший, что он повинен в гибели своей служанки («Правдивая история»).

Большой известностью пользуются романы Мопассана. В одном из них («Жизнь», 1883) рассказана грустная история Жанны де Во. Всту­пая в жизнь, юная Жанна полна надежд, но она терпит одно разочарование за другим. Она становится жертвой грубости и цинизма мужа, а затем и сына.

Если молодые люди, мечтавшие вступить в единоборство с буржуазным миром в начале XIX в. (Жюльен Сорель у Стендаля, Растиньяк у Бальзака), обладали незаурядными личными качествами, то современный «герой» импери­алистической Франции ничтожен, это человек с низменными стремлениями и мелкой душой. Таким его и показал Мопассан в романе-памф­лете «Милый друг».

Герой его — Жорж Дюруа, в недавнем прошлом младший офицер колониальных войск в Алжире. Вернувшись на родину, он решает стать журналистом, заработать деньги на ка­кой-нибудь политической авантюре. Дюруа бездарен, плохо владеет пером, но его бесприн­ципность, готовность на все ради денег впол­не устраивают финансиста Вальтера, владель­ца газеты. Он хорошо оплачивает статейки Дюруа (написанные не им самим), которые помогают политическим махинациям биржеви­ков и финансовых тузов.

Писатель смело обличал грязные нравы фи­нансистов, политиканов и газетчиков Третьей республики1, которую современник Мопассана Салтыков-Щедрин называл республикой без республиканцев.

1 Третья республика — буржуазная республика, установленная во Франции в 1870 г. и просуществовав­шая до 1940 г.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ