.
Меню сайта
|
Ги де МопассанГи де Мопассан(1850—1893) Ги де Мопассан выступил в 1880 г. с рассказом «Пышка». Его напечатали в сборнике патриотических произведений о франко-прусской войне, в который вошла также повесть Золя «Осада мельницы». Критика сразу отметила зрелое мастерство автора «Пышки». Мопассан несколько раз впоследствии обращался к патриотической теме. Широко известны его новеллы «Дядюшка Милон», «Тетка Соваж», «Пленные», «Два приятеля», «Дуэль», в которых стихийный народный патриотизм противопоставлен лицемерному патриотизму господствующих слоев Франции. Мопассан создавал маленькие шедевры, где на нескольких страницах раскрывал жизнь в ее повседневном течении, где трагическое подчас изображал наряду с комическим, давая свое особое освещение событий. Новеллы французского писателя задушевны, лиричны. Мопассан любит рассказывать о бесхитростных людях, мелких городских служащих, солдатах, деревенских рабочих, о том, как нелепо и горько иногда складывается их жизнь. Хотя Мопассан, так же как Флобер и Мериме, почти никогда не высказывает личного отношения к изображенным событиям, оценка людей и их поступков в его произведениях не вызывает сомнений у читателей. Нам симпатичен солдат Буатель, наивно предположивший, что родители согласятся на его брак с негритянкой («Буатель»), и чужд господин Караван, который лишь выглядит хорошим сыном («В своей семье»). Молчаливый кузнец Филипп, который заменил маленькому Симону отца («Папа Симона»), оказывается куда более благородным человеком, чем хвастливо повествующий о своих похождениях помещик, даже не предполагавший, что он повинен в гибели своей служанки («Правдивая история»). Большой известностью пользуются романы Мопассана. В одном из них («Жизнь», 1883) рассказана грустная история Жанны де Во. Вступая в жизнь, юная Жанна полна надежд, но она терпит одно разочарование за другим. Она становится жертвой грубости и цинизма мужа, а затем и сына. Если молодые люди, мечтавшие вступить в единоборство с буржуазным миром в начале XIX в. (Жюльен Сорель у Стендаля, Растиньяк у Бальзака), обладали незаурядными личными качествами, то современный «герой» империалистической Франции ничтожен, это человек с низменными стремлениями и мелкой душой. Таким его и показал Мопассан в романе-памфлете «Милый друг». Герой его — Жорж Дюруа, в недавнем прошлом младший офицер колониальных войск в Алжире. Вернувшись на родину, он решает стать журналистом, заработать деньги на какой-нибудь политической авантюре. Дюруа бездарен, плохо владеет пером, но его беспринципность, готовность на все ради денег вполне устраивают финансиста Вальтера, владельца газеты. Он хорошо оплачивает статейки Дюруа (написанные не им самим), которые помогают политическим махинациям биржевиков и финансовых тузов. Писатель смело обличал грязные нравы финансистов, политиканов и газетчиков Третьей республики1, которую современник Мопассана Салтыков-Щедрин называл республикой без республиканцев. 1 Третья республика — буржуазная республика, установленная во Франции в 1870 г. и просуществовавшая до 1940 г. |
ПОИСК
Block title
|