.
Меню сайта
|
Гюстав ФлоберГюстав Флобер(1821—1880) Разнообразные возможности реалистического художественного метода проявились и в романах Гюстава Флобера, творившего во второй половине прошлого века. Всю жизнь Флобера не переставало возмущать убожество буржуа, согласившегося «зажать свое сердце между собственной лавочкой и собственным пищеварением». «Непримиримый враг мещанства», как заметил Горький, Флобер всеми силами хотел помочь современникам уберечься от влияния буржуазного общества, которое изобразил в романах «Госпожа Бовари» (1857), «Воспитание чувств» (1869). Никто до него не говорил такой глубокой правды о человеке — жертве буржуазных отношений (Эмма, Фелисите), существе обобранном, независимо от того, осознает ли это сам герой. Флобер раскрыл перед современниками трагедию людей (Эмма Бовари, Фредерик Моло), которые стремились к глубоким и содержательным чувствам, но не нашли их в жизни. Эмма Бовари — героиня замечательного романа Флобера «Госпожа Бовари» — по своим душевным порывам выше, чище окружающих ее людей. И все же она стала жертвой своих собственных иллюзий и житейской пошлости. В 1877 г. Флобер написал рассказ «Простая душа», трагическую историю простой женщины служанки Фелисите. Ее доброта, ее способность к глубокой привязанности и самоотверженности остались непонятыми и никому не нужными. Символом попусту растраченных душевных сил стала слепая привязанность Фелисите к чучелу попугая — единственному спутнику последних лет ее жизни. В 1862 г. Флобер опубликовал исторический роман «Саламбо». Воссоздавая картины жизни Карфагена в III в. до н. з., писатель стремился найти в далеком прошлом те сильные характеры, яркие краски, которых не находил в современности. Работа Флобера над своими произведениями — пример высокой писательской требовательности к себе. Стремясь к предельной правдивости, он упорно трудился над композицией и словом, настойчиво добивался, чтобы они наиболее точно и выразительно передавали правду жизни. В статье «О том, как я учился писать» Горький рассказывал, что уже в юности его изумляло «искусство изображения людей словами, искусство делать их речь живой и слышной». Такое искусство он обнаруживал у Стендаля, Бальзака и Флобера. «Это действительно гениальные художники, величайшие мастера формы...» — писал Горький. |
ПОИСК
Block title
|