.
Меню сайта
|
Проспер МеримеПроспер Мериме(1803—1870) Наиболее признанный мастер французской новеллы 30—40-х годов — Проспер Мериме. В 1827 г. он выпустил книгу песен «Гузла», от имени сербского сказителя Иакинфа Маглановича. Баллады славян, записанные автором в прозаической форме, оказались настолько удачным подражанием народному творчеству, что многие тонкие ценители приняли их за оригинальные произведения фольклора, в том числе Пушкин и Мицкевич. Пушкин, к тому времени уже заочно познакомившийся с Мериме через их общего друга библиографа С. А. Соболевского, вдохновенно переработал многие песни из сборника «Гузла», включив их в свои «Песни западных славян» (1834). Такие баллады Пушкина — Мериме, как «Видение короля», «Конь», вошли в сокровищницу русской поэзии. Картины жизни болгар, сербов, страдавших от иноземного гнета и турецкого произвола, призыв к национальной самозащите — вот содержание этих героических песен. В сборник вошли также бытовые песни («Федор и Елена», «Вурдалак»). В 1829 г. Мериме публикует исторический роман «Хроника времен Карла IX», где достоверно изображает кровавые события Варфоломеевской ночи 1572 г. Однако Мериме не стал реалистом типа Бальзака: во всех его произведениях чувствуется связь писателя с романтиками. Его привлекают необычайные характеры, яркие романтические краски и ситуации, но местный колорит он воссоздает реалистически. Мериме сохраняет спокойный, трезвый взгляд на людей, как бы драматична ни была их судьба. Он сознательно скрывает свое отношение к персонажам под личиной видимого равнодушия: писатель хочет поставить нас лицом к лицу с действительностью. Так написаны лучшие рассказы и повести Мериме, хорошо известные и советскому читателю: «Матео Фальконе», «Таманго» (1829), «Кармен», «Коломба» (1845). Трагическая история маленького Фортунато, убитого отцом («Матео Фальконе»), полная драматизма судьба вождя негритянского племени Таманго, история любви и смерти Кармен и Хозе, кровавая месть Коломбы потрясают нас не только своей романтической необычайностью, но и жестокой, трезвой, реалистически осмысленной правдой. Лаконизм, стилистическая завершенность и необычайная отчетливость изображения сочетаются у Мериме с глубоким анализом человеческих чувств и поступков. Это характерно и для других его произведений («Этрусская ваза», «Двойная ошибка», «Венера Илльская», «Арсена Гийо»). |
ПОИСК
Block title
|