. Проспер Мериме
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Проспер Мериме

Проспер Мериме

(1803—1870)

Наиболее признанный мастер французской новеллы 30—40-х годов — Проспер Мериме.

В 1827 г. он выпустил книгу песен «Гузла», от имени сербского сказителя Иакинфа Маглановича. Баллады славян, записанные автором в прозаической форме, оказались настолько удачным подражанием народному творчеству, что многие тонкие ценители приняли их за оригинальные произведения фольклора, в том числе Пушкин и Мицкевич. Пушкин, к тому вре­мени уже заочно познакомившийся с Мериме через их общего друга библиографа С. А. Собо­левского, вдохновенно переработал многие пес­ни из сборника «Гузла», включив их в свои «Песни западных славян» (1834). Такие баллады Пушкина — Мериме, как «Видение короля», «Конь», вошли в сокровищницу русской поэзии.

Картины жизни болгар, сербов, страдавших от иноземного гнета и турецкого произвола, призыв к национальной самозащите — вот со­держание этих героических песен. В сборник вошли также бытовые песни («Федор и Елена», «Вурдалак»).

В 1829 г. Мериме публикует исторический роман «Хроника времен Карла IX», где досто­верно изображает кровавые события Варфоло­меевской ночи 1572 г.

Однако Мериме не стал реалистом типа Бальзака: во всех его произведениях чувст­вуется связь писателя с романтиками. Его при­влекают необычайные характеры, яркие роман­тические краски и ситуации, но местный коло­рит он воссоздает реалистически.

Мериме сохраняет спокойный, трезвый взгляд на людей, как бы драматична ни была их судьба. Он сознательно скрывает свое отношение к персонажам под личиной видимо­го равнодушия: писатель хочет поставить нас лицом к лицу с действительностью. Так напи­саны лучшие рассказы и повести Мериме, хо­рошо известные и советскому читателю: «Матео Фальконе», «Таманго» (1829), «Кармен», «Коломба» (1845).

Трагическая история маленького Фортунато, убитого отцом («Матео Фальконе»), полная драматизма судьба вождя негритянского пле­мени Таманго, история любви и смерти Кар­мен и Хозе, кровавая месть Коломбы потря­сают нас не только своей романтической не­обычайностью, но и жестокой, трезвой, реа­листически осмысленной правдой.

Лаконизм, стилистическая завершенность и необычайная отчетливость изображения соче­таются у Мериме с глубоким анализом челове­ческих чувств и поступков. Это характерно и для других его произведений («Этрусская ваза», «Двойная ошибка», «Венера Илльская», «Арсена Гийо»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ