.
Меню сайта
|
Оноре де БальзакОноре де Бальзак(1799—1850) Главой реалистической школы 30—40-х годов был Оноре де Бальзак. С 30-х годов прошлого века и до конца жизни Бальзак трудился над созданием большого цикла произведений, романов и повестей, которые впоследствии объединил под общим названием «Человеческая комедия». Писатель предполагал сделать «Человеческую комедию» такой же энциклопедией современной жизни, какой была «Божественная комедия» Данте для своего времени. И он действительно создал произведения, без которых наше представление о жизни прошлого века оказалось бы неполным. Европейскую славу принесли Бальзаку романы: «Шагреневая кожа» (1830), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834), «Утраченные иллюзии» (1837—1843); повести и рассказы: «Гобсек», «Неведомый шедевр», «Полковник Шабер», «Дело об опеке» и др. Бальзак насытил свои произведения живыми подробностями, бытовыми деталями. Более других художников 30-х годов он настаивал на изображении обыденных сторон человеческой жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды. Нравственное падение людей, их корыстные интересы в условиях капиталистического общества Франции нашли отображение во всех произведениях Бальзака. Писателю часто не хватало одного романа, чтобы рассказать, как сложилась жизнь какого-то человека, поэтому своих героев он переносил из одного произведения в другое. В этом одна из особенностей построения «Человеческой комедии». Иногда писатель изображает своего героя уже взрослым, сложившимся, а затем в другом романе описывает его юность. Например, с Эженом Растиньяком, выходцем из обедневшей аристократической семьи, мы знакомимся сначала в романе «Шагреневая кожа», где он, буржуазный делец, дает «мудрые», циничные советы герою романа молодому Рафаэлю де Валентену. Затем в романе «Отец Горио» мы встречаем Растиньяка совсем молодым человеком, впервые приехавшим в Париж. Здесь пока не он, а его «наставляют на путь истины» люди, для которых не существует ни чести, ни совести, в частности беглый каторжник Вотрен. Но многое из того, что говорят Вотрен, Гобсек и сам Растиньяк о буржуазном обществе и его законах, попирающих нормы общественной морали, — истинная правда. В романах «Отец Горио». «Евгения Гранде», «Утраченные иллюзии» Бальзак показал, что деньги — бич и кумир буржуазии — губят и растлевают таланты. Писатели Франции и других стран мира не раз разрабатывали сюжеты, намеченные Бальзаком, рассказывая о власти денег над людьми, о трагедии личности в буржуазном о5ществе. Гениальность Бальзака проявлялась также в том, что он создавал необычайно живые, человеческие характеры, остро чувствуя индивидуальность каждого из своих героев и особый, свойственный каждому из них строй речи. Многие художники, и в частности Достоевский, переводивший в молодые годы роман Бальзака «Евгения Гранде», учились у Бальзака мастерству в построении диалога, восхищались его способностью художественно обобщать, синтезировать жизненные явления. Об этом писал и А. М. Горький — горячий поклонник Бальзака. |
ПОИСК
Block title
|