. Фредерик Стендаль
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Фредерик Стендаль

Фредерик Стендаль

(1783—1842)

Реалистическое направление в литературе XIX в. возглавили великие французские ро­манисты Стендаль и Бальзак. Во многом опи­раясь на опыт романтиков, которые глубоко интересовались историей, писатели-реалисты увидели свою задачу в том, чтобы изобразить общественные отношения современности, быт и нравы Реставрации и Июльской монархии.

Фредерик Стендаль (псевдоним Мари Анри Бейля) с армией Наполеона побывал в Италии, Германии и Австрии. В 1812 г. с главными силами французской армии он прошел путь до Москвы.

Реставрация Бурбонов застала Стендаля в Италии, где он написал первые книги об ис­кусстве. Горячая дружба связала писателя с итальянскими карбонариями — членами тайной революционной организации, существовавшей в Италии в первой трети XIX в. В рассказе «Ванина Ванини» (1829) перед нами возникает романтически привлекательный образ респуб­ликанца Пьетро Миссирилли, отважного и гор­дого итальянского патриота.

В 1830 г. Стендаль создал роман «Красное и черное», а в 1839 г. в Париже за два месяца написал роман «Пармская обитель», который принес ему известность. Бальзак посвятил Стендалю большую статью «Этюд о Бейле».

Два героя Стендаля вошли в мировую лите­ратуру как олицетворение непокорной, свобо­долюбивой юности. Один из них — Жюльен Сорель, сын плотника из французской провин­ции («Красное и черное»), другой — итальян­ский аристократ Фабрицио дель Долго («Парм­ская обитель»).

Шестнадцатилетний Фабрицио дель Донго покинул родную Италию, чтобы сражаться в войсках Наполеона. Доверчивый и пылкий, жаждавший героических подвигов, он считал Наполеона освободителем Италии от власти австрийской монархии.

Юному герою Стендаля, свидетелю раз­грома французской армии при Ватерлоо, суждено было узнать суровую правду войны, расстаться со своими иллюзиями.

Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период реставрации Бурбонов. При Наполеоне ода­ренный юноша из народа, возможно, сделал бы военную карьеру. Сейчас же единственную возможность подняться в верхи общества он видел лишь в том, чтобы, окончив духовную семинарию, стать священником.

Воспитатель детей мэра города Веррьера господина де Реналя, Жюльен носился с често­любивыми планами, сознательно подражая ли­цемерному мольеровскому Тартюфу. Таким мы видим его в начале романа. Затем, пройдя через ряд испытаний, он понял, что карьеризм невозможно совместить с возвышенными чело­веческими порывами, которые жили в его душе.

Брошенный в тюрьму за покушение на жизнь госпожи де Реналь, Жюльен Сорель по­нял, что его собираются казнить не только за преступление, которое он совершил. «Вы видите перед собой простолюдина, возмутив­шегося против своего низкого жребия... Вот мое преступление, господа», — заявил он сво­им судьям.

В образе Жюльена Сореля Стендаль запе­чатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX в. В его душе борются хорошие и дурные наклонности, карь­еризм и революционные идеи, холодный расчет и романтическое чувство.

В романе «Красное и черное» Стендаль со всеми тончайшими оттенками анализирует мыс­ли и поступки человека, его противоречивые порывы. Как художник-психолог, Стендаль от­крыл новые пути в искусстве XIX в.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ