.
Меню сайта
|
Писатели Франции. Виктор ГюгоПисатели Франции. Виктор ГюгоВ XIX в. во Франции, как и в других странах Европы, литература вступила в новый период развития. Активность народных масс и значительный прогресс в просвещении привели в прошлом столетии к тому, что произведения передовых художников зазвучали как «звонкое эхо» эпохи, по выражению Гюго. ВИКТОР ГЮГО (1802—1885) Большую роль во французской литературе сыграл прогрессивный романтик Виктор Гюго. В своем творчестве он обращался непосредственно к народу, в его среде находил своих героев (Квазимодо, Эсмеральда, Жан Вальжан, Гаврош). Он первым широко использовал нелитературный язык улицы, ввел в свои пьесы, несмотря на то что они написаны стихами, разговорные обороты. Вслед за социалистом-утопистом Сен-Симоном (1760—1825) Гюго утверждал, что общество должно охранять не наследственные права аристократии, а гражданские права трудящегося человека. Выступая в защиту отверженных, обездоленных, Гюго обличал несправедливость буржуазных законов. В 1822 г. появляется первый сборник Гюго «Оды и другие стихотворения». В 1826 г. — «Оды и баллады», в 1829 г.— сборник «Восточные мотивы». Социальные идеи Гюго, его демократизм нашли выражение в повестях «Последний день приговоренного к казни» (1829), «Клод Ге» (1832). Как отмечал сам автор, они могли «послужить введением к книге, в которой решалась бы великая проблема народа XIX в.». Важный этан в творчестве Гюго — работа над историческим романом «Собор Парижской богоматери» (1831) и драмами 30-х годов — «Эрнани», «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз». Во всех этих произведениях раскрывается нравственное величие человека из народа. Трагическая история Эсмеральды, девушки, выросшей среди цыган и городских бродяг, переплетается в «Соборе Парижской богоматери» с волнующим рассказом о Париже XV в., с рассказом о господстве церковных догматов и суеверий, о феодальном произволе над людьми. В отличие от героев литературы XVII и XVIII вв. герои Гюго сочетают в себе противоречивые качества. Широко пользуясь романтическим приемом контрастного изображения (см. ст. «Романтизм и реализм в литературе XIX в.»), иногда сознательно преувеличивая, обращаясь к гротеску как средству характеристики, Гюго противопоставляет духовное и физическое в образах своих героев. Горбатый, пугающий своим уродливым обликом звонарь собора Парижской богоматери оказывается способным на любовь, по-детски прекрасную, возвышенную. Сочувствуя Квазимодо в его любви к Эсмеральде, мы перестаем замечать его физическое уродство и восхищаемся его душевной красотой. До сих пор роман поражает нас своими яркими красками, контрастами в изображении различных характеров и обстоятельств. Борьбу со злом, которую вели романтические герои Гюго, продолжал сам писатель в реальной жизни современного ему общества. С глубоким возмущением узнал Гюго — в то время уже депутат Национального собрания — о подготовке монархического государственного переворота Луи Бонапарта в 1851 г. Объявленный вне закона, поэт не побоялся штыков и ружей монархистов, настойчиво и самоотверженно призывал народ к восстанию. После прихода к власти Наполеона III и до самого падения Второй империи Гюго находился в изгнании. На Островах Атлантического океана (Джерси, Гернсей), где он провел девятнадцать лет, Гюго создал книгу сатирических стихов «Возмездие» (1853), направленную против Наполеона III, замечательные романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869). В «Отверженных» автор решительно защищает право народа на счастье. Роман этот не только история беглого каторжника Жана Вальжана, а прежде всего социальная эпопея, где многогранно освещена проблема народа XIX века. Судьба героя, попавшего на каторгу за попытку украсть для голодающих детей хлеб, вскрывает трагическое несоответствие между «преступлением» Вальжана и наказанием. Преступен не голодающий народ, говорил Гюго, преступно отношение к народу правящих классов. Стихия революции, свободолюбие народа живут в образе мальчика Гавроша. Вездесущий и неутомимо любопытный, Гаврош, выросший на улице среди нищих и воров, примыкает к восстанию обездоленных. Человечность и отзывчивость привели его на баррикады. В нашей памяти он остается воплощением великодушного народного героизма. Гюго разделял со своими героями жажду свободолюбия. В 1859 г. он пытался спасти от американского суда приговоренного к смертной казни руководителя освободительной борьбы негров в США Джона Брауна. Не раз выступал Гюго в защиту национально-освободительного движения народов Италии, Крита, Кубы. Вернувшись в 1870 г. во Францию из изгнания, поэт в осажденном пруссаками Париже писал стихи во славу коммунаров, воспевал их патриотизм (сб. «Грозный год», 1872). Гюго осудил палачей Парижской коммуны и за это подвергся преследованиям. Но до конца жизни он остался верен демократическим идеалам. |
ПОИСК
Block title
|