. Генрих Гейне
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Генрих Гейне

Генрих Гейне

(1797—1856)

Сложный путь прошел поэт немецкой рево­люционной демократии Генрих Гейне. Миро­воззрение его противоречиво. Он называл себя солдатом революции, но временами отстранял­ся от борьбы и объявлял себя только поэтом, который поет вольную песнь и не хочет ни от кого зависеть.

По словам Маркса, он умнейший человек своего времени. Гейне много видел и многое понимал, вобрав в себя огромный обществен­ный опыт эпохи. С 1831 г. он жил в Париже, этом городе революций, и сумел оценить самые передовые идеи того времени, например учение утопического социализма Сен-Симона. Особен­но знаменательной стала для него встреча в Па­риже с молодым Марксом (в 1843 г.)

Творчество Гейне многогранно. Удивитель­но тонкий и задушевный лирический поэт, он умел беспощадно преследовать своих идейных противников. «И волчий зуб у меня и сердце волчьей закалки»,— писал он в одной из своих сатирических поэм.

Самая значительная книга прозы Гейне— «Путевые картины» (1826—1830) — поражает удивительным сочетанием лирических образов, романтически-приподнятого тона с остроум­ными, сатирическими зарисовками. Много за­душевности в картинах природы. Передан не просто пейзаж: горы, леса, восходящее солнце, горная речка Ильза. Поэт заражает читателя своим настроением, как бы погружая его в мир больших чувств.

И тут же автор раскрывает свое отношение к людям, обществу, событиям. Как бы мимохо­дом он бросает слова: «Мы живем в особо зна­менательные времена: тысячелетние соборы раз­рушают, а императорские троны сваливают в чуланы». Или вдруг возникает фигура молодо­го националиста, который даже своим внешним видом хотел походить на древних герман­цев: он не брился и не стригся, носил длин­ную черную рубаху и рыцарскую шапочку... «В общем это был дурак в натуральную ве­личину»,— заключает автор.

Этот образ не случаен у поэта. Гейне не толь­ко высмеивал ура-патриотическую болтовню не­мецких обывателей, он раньше других разгля­дел замыслы германских шовинистов. Недаром спустя столетие гитлеровцы с такой ненави­стью выступили против великого поэта.

Его ранняя «Книга песен» (1827) завоевала признание и любовь во всем мире именно своей романтической взволнованностью, мастерством воплощения, богатой гаммой человеческих чувств.

Герой ее — молодой современник поэта, страстно, активно и вместе с тем трагично вос­принимающий окружающий мир. Несчастлива его любовь, ибо она не находит признания и ответа:

Сырая полночь. Буря.

Деревья скрипят на ветру.

Я, в плащ закутавшись, еду

Один в глухом бору.

Мечта обгоняет его коня. Вот уже перед ним знакомый дом, его встречают, его ждут, его обнимают... но все это только пригрези­лось:

А ветер свистит в деревьях,

И дуб говорит седой:

«Куда ты, глупый всадник,

С твоей безумной мечтой?..»

Не надо искать в этих стихах намека на какие-то личные огорчения поэта. Суть их глубже, богаче. Тема неразделенной любви, которая проходит через всю книгу, — это выражение дру­гой, главной романтической темы — одиноче­ства лирического героя. Оно порождено не­приятием окружающего мира.

И многие вместе со мною

Грустят в немецкой стране,—

(Перевод В. Левика.)

заявляет Гейне. Недаром он сравнивает себя с Атласом, который, согласно греческому мифу, держал на голове и руках небесный свод.

Все чаще и чаще в лирике Гейне звучит ирония. Поэт мечтает и тут же иронически отбрасывает эту мечту. Начинается преодоле­ние романтизма. Гейне как бы сбрасывает по­кровы с действительности, хочет видеть всю правду.

Расширяется его социальный опыт, поэт ви­дит острее и глубже многих своих современ­ников противоречия не только феодальной, но и буржуазной действительности. Поэт, револю­ционный демократ, он дружит некоторое вре­мя с Марксом, а на силезское восстание отве­чает замечательными стихами, раскрывающими величие и мощь нового класса, бросающего вызов «богу, королю и отечеству» («Силезские ткачи», 1844). Гейне сначала слабо верил, что немцы способны подняться на борьбу. Но в 1843 г. он побывал (после 12-летней эмиграции) на родине, и плодом этой поездки явилась самая боевая его сатирическая поэма «Герма­ния. Зимняя сказка». Неистощимо остроумие поэта, особенно когда он говорит о темных силах Германии. Он бичует феодальный ре­жим, высмеивает немецких обывателей, изде­вается над прусской военщиной. Запоминается фантастическая сцена — встреча поэта с ле­гендарным германским императором Фридри­хом Барбароссой (Ротбартом). Поэт рассказы­вает Ротбарту, проспавшему несколько веков, о событиях последнего столетия, и прежде все­го о французской революции, объясняет, что такое гильотина и как с ее помощью французы покончили с монархией...

Поэма Гейне была грозным напоминанием о революции. И здесь же поэт впервые так от­четливо и вдохновенно выразил свою социали­стическую мечту. Церковной проповеди цар­ствия небесного он противопоставляет убеж­дение, что рай надо создавать здесь, на земле:

При жизни счастья нам подавай! . .

Довольно слез и муки!

Отныне ленивое брюхо кормить

Не будут прилежные руки.

(Перевод В. Левика.)

Это и была его «новая песнь, лучшая песнь», которую, «ликуя, поют миллионы».

* * *

В 40-е годы в немецкую литературу прихо­дит новое поколение поэтов и писателей. Для

них эпоха романтизма в прош­лом. Их уже не волновала судь­ба голубого цветка или музы­кальные страдания гофмановского героя. Вся страна при­ходила в движение. Близилась революция. Политические во­просы становились главными и в жизни и в литературе.

«Одна ласточка не делает весны, — писала «Рейнская га­зета», самый передовой орган тогдашней Германии, — но столь­ко певцов, которые одновремен­но выступают и, не сговарива­ясь, поют на один мотив, — явный признак перемены пого­ды».

Один за другим появляются сборники политических стихот­ворений (чаще всего они пе­чатались за границей и тайно ввозились в Германию). Широ­кое признание завоевала небольшая книжечка Георга Гервега «Стихи живого человека» (1841). В ней звучал боевой призыв к согражданам взяться за оружие и покончить с тиранией. Пламенный пафос Гервега увлекал молодежь. В годы, когда назревал общественный пере­ворот, перед каждым честным поэтом вставал один грозный вопрос: «Ты раб иль гражданин? Подумай и решись». Эти слова также принад­лежат Гервегу, и стихотворение называется «Партия».

Тогда в предреволюционных спорах, в столк­новении разных мнений и возникло понятие партийности, хотя в Германии еще не было никаких партий:

Эй, панцири на грудь! Ни шагу без отваги!

Преграды, словно вихрь, сметайте на пути!

Всех вечных помыслов разрозненные флаги

К знаменам партии должны мы принести.

(Перевод Н. Вержейской.)

В середине 40-х годов Маркс и Энгельс начали разрабатывать свое великое учение, а в канун революции 1848 г. был создан «Союз коммунистов» — первая партия революционно­го пролетариата.

Не случайно поэтому в Германии тогда на­ряду с такими поэтами, как Гейне и Гервег, выступили первые поэты рабочего класса. Са­мый значительный среди них — Георг Веерт.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ