. Эрнст Теодор Амадей Гофман
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Эрнст Теодор Амадей Гофман

(1776—1822)

Гофман был необыкновенно одаренный чело­век, и, вероятно, он не сразу бы ответил, если бы его спросили о главном призвании. Известно, что музыка была его страстью. Трудно назвать другого писателя, у которого музыкальные образы были бы так осязательно живы, так красочно убедительны. Среди его героев много музыкантов, и почти каждый из них действует как одержимый гармонией звуков. В этом смыс­ле герои похожи на автора.

Темпераментный исполнитель и дирижер, Гофман сам был незаурядным композитором. Самое значительное его музыкальное произве­дение — опера «Ундина», к сожалению, сохра­нившаяся только в отрывках. Некоторое время Гофман работал в театре. Он не только дири­жировал, но и писал декорации для сцены.

Живопись и графика были так же его призва­нием.

Но самое удивительное то, что Гофман по­лучил юридическое образование и почти всю жизнь проработал в канцеляриях судебного ведомства. Читатели нередко удивляются, как странно переплетаются у него реальные и фан­тастические картины. Но Гофман сам жил как бы двойной жизнью. Днем он исправный и акку­ратный человек, его окружает будничная проза обыкновенной жизни: юридические бумаги, про­сители по судебным делам, письмоводители, столоначальники и советники разных рангов. В свободное время он увлеченно отдается музыке, а по ночам пишет повести и рассказы, в которых обязательно происходят какие-то невероятные события. Вот студенту Ансельму приснились три золотисто-зеленые змейки, и в одну из них — среднюю — он влюбляется. Выясняется, что это дочери царя Саламандра. А кто такой царь Саламандр? Им оказывается самый обыкновенный городской архивариус Линдхорст, тот, что живет на окраине города. Но ведь студента Ансельма любит Вероника, дочь конректора Паульмана из местной гимназии. И вот развертывается целая история, и смеш­ная, и немного страшная, идет борьба за сердце бедного студента между обыкновенной мещан­ской девушкой, мечтающей удачно выйти за­муж, и таинственной Серпентиной, золотисто-зеленой змейкой. Обо всем этом рассказывается в повести «Золотой горшок» (1814).

И ошибется тот, кто подумает, что Гофман лишь забавляется такими причудливыми исто­риями. Нет, творчество его глубоко трагично. По словам Гейне, это «потрясающий крик ужаса в двадцати томах». Гофман задыхался в душном мире Германии начала XIX в.

Он с отвращением смотрел на окружавших его обывателей и чиновников, презирая угод­ничество и чинопочитание, жалкие материаль­ные заботы и страсть к деньгам. И его роман­тические книги были попыткой вырваться из этого убожества, чтобы создать красивый, ил­люзорный мир, так непохожий на современную ему Германию.

Вот почему герой большинства произведе­ний Гофмана — странствующий музыкант, бла­городный энтузиаст, непрактичный в быту, пре­зирающий материальные блага. Он любит искус­ство и в нем находит высочайший смысл жизни.

В своем негодовании против окружающего мира Гофман поднимается до злой и беспощад­ной сатиры. В романе «Житейские воззрения кота Мурра» (1820—1821) типичное немецкое княжество представлено во всей его неприглядности и несообразности. А какими жалкими выглядят дворяне, которые кичатся своей родо­витостью!

В романтической сатире Гофмана нашли отражение его глубокие размышления над труд­ными вопросами, которые ставила жизнь. Тако­ва сказка «Маленький Цахес» (1819) о малень­ком уроде, обладавшем волшебным качеством: все, что он ни делал дурного, приписывалось другим, а за все хорошее, что делали окружаю­щие, хвалили Цахеса.

У бедного студента Бальтазара Цахес отнял невесту Кандиду, и не только потому, что он занимал важный пост. Ведь всем казалось, что интереснее, талантливее, умнее Цахеса нет ни­кого на свете. А было так: на званом вечере у невесты Цахес замяукал от боли, и все гости стали упрекать Бальтазара за неприличное поведение, а когда Бальтазар прочел стихи в честь невесты, гости стали аплодировать Цахесу: оказывается, он еще и поэт! Но Бальтазар не растерялся. Он узнал тайну волшебных чар Цахеса. Оказывается, при рождении уродца некая фея вложила ему несколько золотых волос. И когда Бальтазар вырвал золотые во­лосы у Цахеса, всеобщее наваждение было раз­рушено. Так, в фантастической форме было пред­ставлено одно из главных уродств буржуазного правопорядка: обладание золотом не только дава­ло власть, но и позволяло присвоить то, что со­здавали другие.

Мраку окружающей жизни Гофман мог противопоставить только свою мечту. В одном из своих поэтических рассказов — «Мартин-бо­чар и его подмастерья» (1818) — Гофман облек мечту о счастливой гармонии искусства и ремесла в живые образы.

В рассказе изображены люди, которые влюб­лены в свое ремесло, они находят в труде ра­дость и счастье, при этом заботятся не только о пользе, но и о красоте. Своим трудом они укра­шают жизнь, ибо любят прекрасное и сами создают его... Это была романтическая мечта, и никто из современников Гофмана не мог бы ответить на вопрос, осуществится ли когда-нибудь такая мечта.

Но время шло. Через восемь лет после смер­ти Гофмана, в июле 1830 г., народ Парижа покончил с режимом Реставрации. Июльская революция во Франции сразу приобрела международное значение: она нанесла мощный удар по той реакционной системе, которая была установлена в Европе после победы над Наполеоном. Революция вселила надежды в сердца многих в тогдашней Европе. Началось демократическое движение и на немецких зем­лях.

Сперва выступали одиночки, наиболее сме­лые и проницательные люди, а спустя десяти­летие, в 40-х годах, общественный подъем в стране приобрел широкий размах. Германия медленно, но неотвратимо двигалась навстречу буржуазно-демократической революции.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ