. Чарлз Диккенс
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Чарлз Диккенс

Чарлз Диккенс

(1812—1870)

С творчеством Чарлза Диккенса и Уильяма Теккерея в английской литературе утверждает­ся реализм.

В романах Чарлза Диккенса широко по­казана жизнь Англии XIX в. с ее конфликта­ми и противоречиями. Писатель-реалист меч­тал о том, что его творчество поможет ис­коренить социальные язвы и сделает жизнь людей счастливее и лучше.

В первой книге Диккенса — «Посмертные записки Пикквикского клуба» (1836—1837) — весело и заразительно звучит смех молодого писателя.

Его наивные герои — мистер Пикквик, Снодграс, Тапммен и Уинкль — то и дело попа­дают в комические положения из-за своего непонимания реальной жизни. Неизменной сим­патией читателей пользуется остроумный слуга мистера Пикквика Самюэл Уэллер... Некоторые эпизоды романа приоткрывают и темные стороны действительности: пикквикисты встре­чались иной раз с корыстью, им пришлось столкнуться с фальшью избирательной системы. Мистер Пикквик познал несправедливость анг­лийского суда и ужасы английских тюрем. Эти эпизоды не главные в первой книге Дик­кенса, но в них уже ощущаются элементы сатиры, которая в дальнейшем творчестве писателя станет главным его оружием в об­личении несправедливости, алчности и же­стокости.

Диккенс еще в детские годы изведал нужду и унижения. Его отец, мелкий служащий, не мог обеспечить семье безбедное существование. Когда Чарлзу было двенадцать лет, его отец попал в долговую тюрьму. Одаренному маль­чику пришлось бросить учение и наняться на фабрику ваксы. Вероятно, страдания, перене­сенные в детские годы, обострили внимание Диккенса к бедственной жизни молодого поко­ления Англии. Героями многих его романов стали дети: сирота Оливер Твист, воспитан­ник приюта при работном доме («Приключения Оливера Твиста», 1839), нежная и мужествен­ная девочка Нелл Трент, единственная опора своего старого деда («Лавка древностей», 1840), Флоренс и Поль Домби, дети надменного ком­мерсанта («Домби и сын», 1848), Давид Копперфилд, чья судьба во многом повторила юные годы Чарлза Диккенса («Давид Копперфилд», 1850). Гневно рассказывает автор о школах, которые содержались невежественными людь­ми, где истязали маленьких воспитанников («Жизнь и приключения Николаса Никклби», 1839). Диккенс обвинял общество, допустив­шее гибель уличного оборвыша Джо («Холод­ный дом», 1853), создал острые сатирические портреты тех, кого считал виновным в страда­ниях народа. Диккенс разоблачал преступность дел и помыслов темного дельца Ральфа Никклби, лицемера Пекснифа, отцеубийцы Джонаса Чезлвита («Жизнь и приключения Мар­тина Чезлвита», 1844). Он осудил бездушие и высокомерие мистера Домби, оттолкнувшего дочь и погубившего маленького Поля.

Но Диккенс не только сатирик, обличитель пороков правящих классов. Он друг бедняков, простых тружеников («Рождественская песнь», «Колокола»). В сердцах людей из народа писа­тель открыл мир красоты, добра, бескорыстия. Вот они, добрые герои его романов: кочегар Туддль и его жена Полли — кормилица Поля Домби; старый Соломон Джайлз и его друг капитан Каттль — покровители юной Флоренс Домби. А вот Пеготти, нянюшка Давида Копперфилда, и ее брат мистер Пеготти, приютив­ший в своем домике-баркасе двух сирот. Вме­сте с писателем мы смеемся над их чудакова­тостью и наивностью, любим их так же, как он. Диккенс был убежден, что человек от при­роды добр и великодушен, и подарил читателю чудесные образы таких героинь, как самоотверженная Флоренс Домби, как деятельная в своей любви к людям Крошка Доррит.

Диккенс не стал сторонником революцион­ных переворотов, не мечтал о создании нового общества. Но он верил в народ, был его защит­ником и поборником его прав. Гуманное и де­мократичное искусство Диккенса принесло ему бессмертную мировую славу.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ