.
Меню сайта
|
Готхольд Эфраим ЛессингГотхольд Эфраим Лессинг(1729-1781) «Какое на свете самое скверное животное?»— спросили мудреца. «Из диких — тиран, из прирученных — льстец»,— ответил он. Эту маленькую басню написал Лессинг, великий немецкий просветитель, теоретик искусства и драматург. Тираны и льстецы у него всю жизнь были перед глазами. Германия в его время еще не обрела единства. Страной правили около 300 князей, герцогов и курфюрстов, каждый из которых тиранил подданных своего маленького государства. А где тираны, там и льстецы, готовые выполнить любое, самое грязное поручение своего повелителя. В стране царили невежество и суеверия. Как и просветители других стран, передовые мыслители и поэты Германии стремились освободить свой народ от предрассудков и привычек, воспитанных веками феодального рабства. Подлинное призвание человека они видели в его активном содействии прогрессу. «Деяние — начало бытия»,— писал в «Фаусте» Гёте. Лессинг был первым в этой славной когорте выдающихся немцев. Наиболее значительные его драмы — «Эмилия Галотти» (1772) и «Натан Мудрый» (1779). В них Лессинг смело выступил против феодального деспотизма. Принц Гонзаго («Эмилия Галотти») — правитель княжества — ведет легкомысленный образ жизни и меньше всего думает о государственных делах. Вот он видит в церкви красивую молодую девушку Эмилию и сразу забывает прежнюю возлюбленную. А когда принц узнает, что Эмилия выходит замуж за графа Аппиани и уезжает из Гуасталы, он капризно требует от своего первого министра Маринелли «спасти его» и задержать Эмилию. Маринелли спрашивает его: «Хотите, принц, предоставить мне свободу действия? Согласны ли вы одобрить все, что я сделаю?» Конечно, принц согласен на все. Так легкомыслие человека, обладающего неограниченной властью, порождает непоправимое зло. Драма завершается трагически. Маринелли организует убийство Аппиани. Эмилия оказывается в резиденции принца. Отец Эмилии, защищая честь своей дочери, убивает ее. Нередко в те годы писатели порицали жестоких правителей и прославляли добрых и справедливых. В драме «Эмилия Галотти» Лессинг убедительно показывает: дело не в личной жестокости, зло — в самой политической системе, когда один человек бесконтрольно пользуется властью. Важный вопрос был поставлен Лессингом и в «Натане Мудром». Это философская драма, жанр, который получил в Германии большое развитие. Драматург сталкивает здесь в остром конфликте представителей трех религий: христианской, мусульманской и иудейской. Религиозный фанатизм принес много горя народам. Во имя догмы преследовали и даже убивали инакомыслящих. Устами своего героя — мудрого еврея Натана Лессинг утверждает: человека надо ценить по его личным достоинствам, а не по религиозной принадлежности. Бессмысленно спорить, чья религия выше,— надо видеть, каковы поступки людей, кто приносит больше добра окружающим. Это была программа просветительского гуманизма, убедительный и неопровержимый приговор всякому фанатизму. Недаром гитлеровцы, проповедовавшие звериный антисемитизм, объявили Лессинга расово-неполноценным. Особенно велики заслуги Лессинга как теоретика искусства. В своих статьях и книгах по эстетике он боролся за искусство жизненной правды. |
ПОИСК
Block title
|