. Готхольд Эфраим Лессинг
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Готхольд Эфраим Лессинг

Готхольд Эфраим Лессинг

(1729-1781)

«Какое на свете самое скверное животное?»— спросили мудреца. «Из диких — тиран, из прирученных — льстец»,— ответил он. Эту ма­ленькую басню написал Лессинг, великий немецкий просветитель, теоретик искусства и драматург.

Тираны и льстецы у него всю жизнь были перед глазами. Германия в его время еще не обрела единства. Страной правили около 300 князей, герцогов и курфюрстов, каждый из которых тиранил подданных своего маленького государства. А где тираны, там и льстецы, гото­вые выполнить любое, самое грязное поручение своего повелителя. В стране царили невежество и суеверия.

Как и просветители других стран, передо­вые мыслители и поэты Германии стремились освободить свой народ от предрассудков и при­вычек, воспитанных веками феодального раб­ства. Подлинное призвание человека они виде­ли в его активном содействии прогрессу. «Дея­ние — начало бытия»,— писал в «Фаусте» Гёте.

Лессинг был первым в этой славной когорте выдающихся немцев.

Наиболее значительные его драмы — «Эми­лия Галотти» (1772) и «Натан Мудрый» (1779). В них Лессинг смело выступил против феодаль­ного деспотизма.

Принц Гонзаго («Эмилия Галотти») — пра­витель княжества — ведет легкомысленный об­раз жизни и меньше всего думает о государ­ственных делах. Вот он видит в церкви кра­сивую молодую девушку Эмилию и сразу забывает прежнюю возлюбленную. А когда принц узнает, что Эмилия выходит замуж за графа Аппиани и уезжает из Гуасталы, он капризно требует от своего первого министра Маринелли «спасти его» и задержать Эмилию.

Маринелли спрашивает его: «Хотите, принц, предоставить мне свободу действия? Согласны ли вы одобрить все, что я сделаю?» Конечно, принц согласен на все. Так легкомыслие чело­века, обладающего неограниченной властью, порождает непоправимое зло. Драма завершает­ся трагически. Маринелли организует убийство Аппиани. Эмилия оказывается в резиденции принца. Отец Эмилии, защищая честь своей дочери, убивает ее.

Нередко в те годы писатели порицали жесто­ких правителей и прославляли добрых и спра­ведливых. В драме «Эмилия Галотти» Лессинг убедительно показывает: дело не в личной же­стокости, зло — в самой политической системе, когда один человек бесконтрольно пользуется властью.

Важный вопрос был поставлен Лессингом и в «Натане Мудром». Это философская дра­ма, жанр, который получил в Германии боль­шое развитие.

Драматург сталкивает здесь в остром кон­фликте представителей трех религий: христиан­ской, мусульманской и иудейской. Религиоз­ный фанатизм принес много горя народам. Во имя догмы преследовали и даже убивали ина­комыслящих. Устами своего героя — мудрого еврея Натана Лессинг утверждает: человека надо ценить по его личным достоинствам, а не по религиозной принадлежности. Бессмыслен­но спорить, чья религия выше,— надо видеть, каковы поступки людей, кто приносит больше добра окружающим. Это была программа про­светительского гуманизма, убедительный и неопровержимый приговор всякому фанатизму. Недаром гитлеровцы, проповедовавшие звери­ный антисемитизм, объявили Лессинга расово-неполноценным.

Особенно велики заслуги Лессинга как тео­ретика искусства. В своих статьях и книгах по эстетике он боролся за искусство жизнен­ной правды.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ