.
Меню сайта
|
Жан Жак РуссоЖан Жак Руссо(1712—1778) Сын бедного часовщика, Руссо уже мальчиком самостоятельно зарабатывал свой хлеб. Он скитался в поисках работы по дорогам Швейцарии и Франции, сменил немало профессий: был писцом, клерком у нотариуса, подручным у гравера, позднее — учителем музыки и даже секретарем посольства. Когда Руссо в 1741 г. появился в Париже и, сблизившись с просветителями, принял участие в работе над «Энциклопедией», он был зрелым человеком с огромным жизненным опытом. Широкую известность его имя приобрело в 1749 г., когда он написал рассуждение на тему, предложенную Академией города Дижона,—«Способствовало ли развитие наук и искусств улучшению нравов?». Руссо неожиданно и очень решительно ответил: «Нет!» Для просветителя, сотрудника «Энциклопедии» это был странный ответ. Но уже в этом первом трактате Руссо высказал свою главную идею, разработке которой посвятил всю жизнь: «естественный человек» прекрасен и добр, общественное неравенство губит его; науки и искусства только укрепляют это неравенство, «украшают гирляндами цветов железные цепи, сковывающие людей, заглушают присущее людям сознание исконной свободы, для которой они, казалось, были рождены, заставляют их любить свое рабство». Эти мысли Руссо развил во втором трактате — «О происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), где он осудил собственность, деление на богатых и бедных. Оба сочинения отрицали старый социальный строй. Программу нового порядка Руссо дал в «Общественном договоре» (1762), где призвал к созданию народного, гражданского государства, основанного на равенстве. Лозунг «Свобода, равенство, братство», выдвинутый французскими революционерами, был взят из произведений Руссо. В 1761 г. вышел роман Руссо в письмах «Юлия, или Новая Элоиза», в котором он, повествуя о любви двух неравных в социальном отношении молодых людей — дочери дворянина Юлии и бедного разночинца учителя Сен-Пре, превозносит чувство любви, осуждает уродливое, лицемерное общество и его предрассудки. Годом позднее Руссо написал другой роман — «Эмиль, или О воспитании» (1762), в котором говорится, как следует воспитывать истинного человека и гражданина. С точки зрения Руссо, педагог должен заниматься не только обучением и образованием ребенка, но прежде всего развитием его природных свойств, которые всегда прекрасны: «Природа не создает ни принцев, ни богачей, ни вельмож». Роман: «Эмиль» сожгли, Руссо приговорили к аресту. Но он бежал из Парижа в Швейцарию. Однако здесь все повторилось: в Женеве книгу «Эмиль» тоже сожгли и Руссо снова пришлось спасаться от ареста. Найдя убежище в Англии, он создал последнее большое произведение — «Исповедь» (1766—1770), в котором рассказал о своей жизни, не утаивая дурных поступков и не бахвалясь хорошими. Он хотел раскрыть перед современниками душу, показав им высокую ценность не великого человека, не гения, а неповторимой, единственной в своем роде человеческой личности. Руссо в «Исповеди» остался верен своим идеям: величайшая на земле ценность — Человек, утверждает он и «Исповедью», и всем своим творчеством; ценен человек, который рождается Человеком, а не вельможей или крестьянином. Эти идеи Руссо подхватили революционеры, они легли в основу принятой французским Конвентом «Декларации прав человека и гражданина». |
ПОИСК
Block title
|