.
Меню сайта
|
Французкое просвещение. ВольтерФранцузкое просвещение.В течение XVIII в. во Франции зрела буржуазная революция. Наконец она нашла свое разрешение в 1789—1793 гг. На протяжении всего столетия мыслители и поэты, как говорил Ф. Энгельс, «просвещали головы для приближавшейся революции». Просветители осуждали прогнивший феодальный строй и защищали интересы «естественного человека», который, как они считали, рождается свободным и тотчас попадает в рабство к знатным, власть имущим. Просветителей называли энциклопедистами — они издали многотомную «Энциклопедию» (1751—1774). Это огромное издание задумал философ-материалист Дидро (1713—1784) и объединил вокруг своего предприятия всех видных философов и писателей эпохи. В «Энциклопедии» Дидро хотел, как он писал сам, «изобразить общую картину усилий человеческого ума во всех областях знания и во все времена». ВОЛЬТЕР(1694—1778) В 1769 г. на одну из почт Парижа пришло письмо со странным адресом. На конверте было написано: «Царю поэтов, философу народов, Меркурию Европы, оратору отечества... покровителю искусств, благодетелю талантов, ценителю гения, бичу всех преследователей, врагу фанатиков, защитнику угнетенных, отцу сирот, примеру для подражания всем богачам, опоре бедняков, бессмертному образцу всех высших добродетелей». Почтовые чиновники долго не раздумывали — они переправили это письмо с пышным, хотя и неопределенным, адресом в маленькое швейцарское село Ферней, где жил Вольтер. Они не сомневались, что под всеми этими возвышенными эпитетами подразумевается Вольтер, о котором столетие спустя другой его великий соотечественник — Виктор Гюго сказал: «Вольтер — это не только человек, это целый век». Вольтера, философа и поэта, драматурга и историка, юриста и бойца, называли некоронованным монархом Европы. Вольтер прожил долгую жизнь — 84 года, и вся эта жизнь наполнена неутомимым творчеством во всех областях умственной деятельности, беспрестанной идеологической и политической борьбой. Истинный сын бурного и грозного века Просвещения не мог быть кабинетным ученым или сладкогласым поэтом, погруженным в мечтания. Век нуждался в бойцах. Вольтер и стал бойцом. Собрание его сочинений составляет целую библиотеку — добрую сотню томов. Его письма ежедневно разлетались во все концы Европы; в них он призывал к сплочению всех передовых людей, громил неправедных судей и тиранов, защищал жертвы религиозного изуверства. До сих пор не опубликованы все письма Вольтера — их насчитываются десятки тысяч. Вольтер воевал всеми видами писательского оружия — логическим убеждением, художественными образами, смехом. «Смех Вольтера бил и жег, как молния»,— писал А. И. Герцен. Этот некоронованный монарх не был дворянином: его отец — скромный нотариус по фамилии Аруэ. А в то время только дворян защищали законы, только дворяне пользовались правами. Вольтер — совсем молодой, но уже прославленный поэт — испытал на себе бесчеловечность феодальных порядков. В феврале 1726 г. его встретил в опере некий кавалер де Роган-Шабо, который презрительно окликнул поэта: «Господин Вольтер, господин Аруэ, да как вас там звать-то на самом деле?» Вольтер в ответ ехидно прошелся насчет фамилии Роган-Шабо («шабо» — рыба морской бычок). Через несколько дней дворянин отомстил: его лакеи подстерегли Вольтера на улице и избили палками, а Роган-Шабо смотрел из экипажа и покрикивал: «Не бейте по голове!» Чем же кончилась эта постыдная история? Наказанием Рогана? Нет. Современник Вольтера Матье-Маре записал в своем дневнике: «Вольтера заточили в Бастилию, потому что ему засела в голову глупая идея — во что бы то ни стало отомстить Рогану. Роган, разумеется, очень доволен». Для нравов феодальной Франции XVIII в. этот эпизод показателен. Выйдя из тюрьмы, Вольтер уехал в Англию, где провел три года. Вернувшись, он выпустил в 1733 г. «Письма об Англии», которые имели огромный успех: Вольтер прославлял учение Ньютона, религиозную веротерпимость, философию опыта. Сочинение Вольтера вызвало бурю ярости со стороны властей и церковников, книгу предали торжественному сожжению, а Вольтеру снова пришлось покинуть Париж. Он уединился в провинции Шампань, в замке Сирей, у своей приятельницы дю Шатле, и отсюда продолжал борьбу. Он пишет одну за другой философские книги, например: «Опыт о нравах и духе народов», трагедии «Заира» (1732), «Альзира» (1736), «Магомет» (1740), «Меропа» (1743). После смерти госпожи дю Шатле Вольтер провел несколько лет при дворе прусского короля Фридриха II, который безудержно льстил философу, надеясь с его помощью приобрести популярность. А Вольтер еще верил в возможность просвещенного абсолютизма: он думал превратить короля в философа и создать в Пруссии земной рай. Ничего хорошего из этой дружбы не вышло, да и не могло выйти. Вольтер едва вырвался из коварных объятий короля Пруссии. Он поселился в Швейцарии, там он и провел последние двадцать лет жизни. Эти годы полны лихорадочной деятельности. Вольтер выпускает сатирические философские повести, среди которых такие знаменитые произведения, как «Кандид» (1759) и «Простодушный» (1767); «Философский словарь», в котором бичует предрассудки, насаждаемые церковниками и мракобесами; многочисленные трагедии, комедии, поэмы. Крохотный Ферней, где жил Вольтер, становится центром паломничества для мыслящих людей всей Европы. Но главное, чем занят Вольтер в эти годы,— практическая борьба. В городе Тулузе жила протестантская семья Каласов. Один из сыновей старого Каласа, Марк-Антуан, запутался в долгах и решил покончить с собой. Однажды его нашли в петле. Был пущен слух, что старик сам убил своего сына, который будто бы хотел перейти в католическую веру. Церковь пышно похоронила самоубийцу, а его отца, Жана Каласа, привлекли к суду. Его пытали и, не добившись признания, приговорили к смерти на колесе. Вольтер поздно узнал о деле Каласов — старика уже казнили. Но Вольтер со свойственной ему энергией принялся за расследование и установил невиновность Каласа, который пал жертвой судебного произвола и религиозного изуверства. Вольтер наводнил всю Францию брошюрами, трактатами, письмами, он неустанно обличал церковь и судей, он вступил в единоборство со всемогущей католической церковью. И победил: три года спустя приговор пересмотрели, Каласа посмертно оправдали и его семейство восстановили в правах. Один из корреспондентов Вольтера — философ и математик Даламбер писал другу: «Вам обязаны Каласы тем, что они выиграли процесс. Вы один подняли ради них на ноги всю Францию и всю Европу». Конечно, Вольтер хотел помочь невинно пострадавшей семье. Но он хотел и большего: всенародно разоблачить фанатизм католической церкви, открыть всем глаза на ее истинную сущность. Недаром сотни писем этих лет он кончает загадочными словами: «Разд. гад.». Это означало: «Раздавите гадину» — уничтожьте католическую церковь, изуверство, фанатизм. Дело Каласа — только начало практической борьбы Вольтера. За ним последовали другие: дело де Лабарра, дело Сирвенов. Книги, брошюры, трактаты... Когда незадолго до смерти Вольтер приехал в Париж, он был уже кумиром передовой Франции. Ему при жизни воздвигли памятник. Русский писатель Фонвизин, свидетель встречи, оказанной Вольтеру, писал: «Прибытие Вольтера в Париж произвело точно такое в народе здешнем действие, как сошествие какого-нибудь божества на землю. Почтение, ему оказываемое, ничем не разнствует от обожания... Бесчисленное множество народа с факелами проводило его до самого дома, крича: «Да здравствует Вольтер!» Через два месяца после этого триумфа, 30 мая 1778 г., великий просветитель умер. Погребение его могло бы стать всенародной манифестацией против властей и католической церкви, и духовенство насмерть перепугалось — тело Вольтера увезли из Парижа как можно дальше, в провинцию Шампань, где и предали земле в аббатстве Сольер. Русский посол в Па-риже князь Барятинский сообщал императрице Екатерине II: «Все попы обнаруживают непристойную радость; они повторяют слова императора Виттелия: труп врага всегда хорошо пахнет; но тому, кого они ненавидели, уже нечего бояться их бессильной злобы, а им остается только трепетать от бешенства над его могилой». |
ПОИСК
Block title
|