. Ульрих фон Гуттен
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Ульрих фон Гуттен

Ульрих фон Гуттен

(1488—1523)

Талантливым сатириком был крупнейший немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен. Он происходил из старинного рыцарского рода и владел не только пером, но и мечом. Отец хотел увидеть его служителем церкви, но мо­лодой Гуттен бежал из монастыря и со време­нем стал одним из наиболее дерзких против­ников папского Рима. В своих язвительных «Диалогах» (1520) он обвинял католическую церковь в том, что она притесняет и грабит Германию, мешает ее национальному возрож­дению. По его словам, священнослужители пичкают народ «разными суевериями», «зату­манивают его рассудок». «Вернем Германии свободу, освободим отечество, так долго тер­певшее ярмо угнетения»,— писал он вождю бюргерской реформации Мартину Лютеру в 1520 г.

Не менее опасным врагом немецкой свободы считал Гуттен княжеское самодержавие. С тре­вогой наблюдал он, как усиливалась власть князей за счет власти императора, как рыцар­ство теряло свое былое значение и слабело. Когда в 1515 г. герцог Ульрих Вюртембергский вероломно убил его двоюродного брата, Гут­тен в ряде пламенных речей заклеймил этого злодея на троне. Обращаясь ко всем немцам, еще не утратившим любви к свободе, он тре­бовал от них наказания кровожадного тирана. В 1522 г. Гуттен принял деятельное участие в восстании рыцарства против курфюрста (князя) архиепископа Трирского. Он надеялся, что восставшие обуздают княжеский произвол, укрепят императорскую власть и поднимут значение рыцарства. Но ни горожане, ни тем более крестьяне, страдавшие от феодального гне­та, не захотели поддержать мятежных рыцарей. Гуттен бежал в Швейцарию, где вскоре умер в бедности.

Однако если стремление Гуттена вернуть немецкому рыцарству его былое могущество не могло встретить и не встретило сочувствия в широких кругах, то его гневные сатиры про­тив церковного и княжеского деспотизма, про­тив врагов гуманизма и всего нового и передо­вого имели большой и вполне заслуженный успех. К. Маркс недаром назвал его «чертовски остроумным». Остроумны его «Диалоги», на­поминающие диалоги древнегреческого сати­рика Лукиана, которого хорошо знали и вы­соко ценили немецкие гуманисты. Блестящая сатира — знаменитые «Письма темных людей» (1515—1517) — написана при ближайшем участии Гуттена. В этих «Письмах» группа немец­ких гуманистов осмеяла невежество и глупость представителей схоластической науки. Ки­чась своей образованностью, эти «ученые» ни­когда не слышали о славном древнегреческом поэте Гомере; свое «глубокомыслие» они изощ­ряют в решении никчемных вопросов: грех или не грех съесть в постный день яйцо с зародышем цыпленка? «Письма темных людей» имели международный успех. Ими с увлече­нием зачитывались и в Лондоне и в Париже. Ни одно произведение гуманистов начала XVI в. не подрывало так авторитета схоластов, как эта веселая, насмешливая книжечка, чрезвы­чайно характерная для литературы немецкого гуманизма, с самого начала тяготевшей к са­тире.

В Германии в XVI в. широко развивается и народная литература. В первую очередь песни, то задушевные, лирические, то грозные, боевые, связанные с Великой крестьянской войной, разразившейся в 1525 г. В начале XVI в. создана народная книга о задорном под­мастерье Тиле Уленшпигеле (1515), в конце века — книга о знаменитом чернокнижнике докторе Иоганне Фаусте (1587), в основе кото­рой лежит популярная народная легенда, не раз привлекавшая к себе внимание писателей (Марло, Лессинг, Клингер, Гёте, Ленау, Пуш­кин, Луначарский и другие). Веселые стихо­творные рассказы (шванки) и комедии (фастнахтшпили) писал трудолюбивый нюрнберг­ский сапожник Ганс Сакс (1494—1576), хорошо знавший повседневную жизнь немецких горо­дов и деревень. В его многочисленных произ­ведениях выступают ремесленники и купцы, школяры и крестьяне. Высмеивая человеческие слабости, автор с нескрываемой симпатией изоб­ражает людей находчивых и смышленых.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ