. Возрождение в Германии. Дезидерий Эразм Роттердамский
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Возрождение в Германии. Дезидерий Эразм Роттердамский

Возрождение в Германии

«Какая радость жить! Науки процветают, умы пробуждаются: ты же, варварство, возьми веревку и приготовься к изгнанию!» — так писал в 1518 г. немецкий гуманист, писатель и философ Ульрих фон Гуттен.

В это время культура германского Возрож­дения достигла своего расцвета: она подарила миру замечательных ученых, таких, как язы­ковед И. Рейхлин, врач Т. Парацельс, великого художника Альбрехта Дюрера (1471—1528), прекрасных писателей.

Искусство Германии XVI в. проникнуто жизнеутверждающим духом, оно не мирится больше с феодальным гнетом, самоуправством князей — всем тем, что мешает обновлению страны. Свой главный удар искусство обру­шило на алчное католическое духовенство, веками грабившее немецкий народ. Гуманисты Германии подготовили широкое движение — борьбу за реформу церкви (1517); оно всколых­нуло все население и оказало огромное влия­ние на развитие немецкой культуры XVI в.

Свое назначение писатели Германии видели не только в борьбе с духовенством. Они пока­зали мир, где царствует госпожа Глупость, пытались озарить жизнь светом Разума.

В XVI в. в Германии родилась сатириче­ская «литература о дураках», ярко изображав­шая пороки современного мира. Первенец ее — стихотворная сатира «Корабль дураков» (1498). Написал ее ученый-гуманист Себа­стьян Брант. Сатирик собрал приверженцев Глупости на большом корабле, отплывающем в Глупландию — страну Глупости. Он зло посмеялся над этими «дураками» — знатными и богатыми феодалами и монахами. Сатиру Б ранта углубили великолепные гравюры по рисункам А. Дюрера, помещенные в книге.

Редкий успех выпал на долю «Похвального слова Глупости» великого нидерландского гу­маниста Эразма Роттердамского. Творчество его тесно связано с немецким Возрождением.

ДЕЗИДЕРИЙ ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

(1469—1535)

Дезидерий Эразм Роттердамский пользо­вался славой одного из самых образованных людей Европы. Он решительно выступал про­тив церковного мракобесия, побывал во мно­гих странах, и всюду его восторженно встре­чали многочисленные почитатели. В Англии, в гостеприимном доме Томаса Мора, знаме­нитого автора «Утопии», он закончил свою за­мечательную сатиру «Похвальное слово Глу­пости».

Писатель заставляет говорить саму госпо­жу Глупость. Она не­довольна людской не­благодарностью. Ведь Глупость так много сделала для людей, а они не сказали о ней ни одного доброго сло­ва. Поэтому Глупость решает сама себя про­славить по всем пра­вилам ораторского ис­кусства. Разве не она правит миром? Разве не ей служат короли и князья, заботящиеся лишь о том, «как бы отнять у граждан их достояние и перевести его в свою казну»? Ав­тор осуждает алчность и себялюбие, суеверие и тупость, бессердечие и деспотизм придворных вельмож, потакаю­щих дурным наклонностям государя; высоко­мерных феодалов, которые «хоть и не отличают­ся ничем от последнего прохвоста, однако кичатся благородством своего происхождения»; тучных купцов, которые «вечно лгут, божатся, воруют, жульничают, надувают и при всем том мнят себя первыми людьми в мире потому только, что пальцы их украшены золотыми пер­стнями». И конечно, большое место в «Похваль­ном слове Глупости» уделено римскому папе, служителям церкви, сторонникам церковной, или схоластической (как ее называют), науки. Зло осмеивает Эразм бесстыдство монахов, кото­рые «при помощи обрядов, вздорных выдумок и диких воплей» подчиняют «смертных своей ти­рании». Богословов называет он «смрадным болотом» и «ядовитым растением» и советует держаться от них подальше, чтобы не стать жертвой их безмерной злобы.

 

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ