.
Меню сайта
|
Лопе де ВегаЛопе де ВегаЛопе де Вега нашел свое место в жизни без особых трудностей. В отличие от Сервантеса он получил прижизненное признание своего творчества. В каких только литературных жанрах не выступал Лопе де Вега: в драматургии, эпической поэзии и лирике, теории литературы и критике, новелле! Однако первое место в его творчестве, несомненно, принадлежит драматургии. До нас дошло более пятисот пьес Лопе де Вега, преимущественно комедий. Писатель-гуманист, Лопе де Вега умел не только развеселить зрителя — он расширял его кругозор, знакомя с историческим прошлым, жизнью других народов — далекой Руси и заокеанской Америки. Он заставлял людей задумываться над судьбой своей отчизны, над произволом временщиков и фаворитов, над нищенским существованием обездоленного крестьянина. В то же время в его пьесах вызывали сочувствие ловкие проделки слуг—грасьозо, напоминающих во многом шекспировских шутов. Лопе де Вега сравнительно редко выступал обличителем политического произвола и деспотизма правящих кругов. По силе политического протеста в творчестве Лопе де Вега особое место занимает его замечательная драма «Фуенте Овехуна» («Овечий источник»). В этой пьесе изображается реальное событие испанской истории XV в.— восстание крестьян против феодала. Откровенно и резко охарактеризован в ней командор (один из высших чинов духовного ордена)— властитель деревни Фуенте Овехуна; беспощадно обличается его разнузданный произвол. Восстание подавлено, многих крестьян пытали во время допроса. Но своей сплоченностью, своей нравственной стойкостью они оказываются сильнее вооруженных отрядов. Единственным ответом, какой они дают на вопрос об убийце командора, — «Фуенте Овехуна!» (т. е. вся деревня) — они лишают суд возможности выявить виновников. Однако мужество этого народного отпора Лопе де Вега ослабляет примирительной концовкой в духе своего времени: «добрым» помещиком вместо убитого командора становится сам король. Великий мастер женского портрета, Лопе де Вега создает в этой драме замечательный образ героини — Лауренсии, ставшей как бы символом народной чести и мужества. Ее человечность и гражданственность резко противостоят сословным предрассудкам и безнравственности командора, а любовь к Фрондосо раскрывает ее привлекательные черты. Лауренсия не одинока: вместе с ней ее достойные односельчане — Эстебан, ее отец, Паскуала. Характер Лауренсии близок к шекспировским героиням, поэтому роль Лауренсии прочно вошла в репертуар выдающихся трагических артисток мирового театра, в том числе Ермоловой (см. т. 12 ДЭ, ст. «М. Н. Ермолова»). Личные судьбы героев этой драмы Лопе де Вега раскрывает на фоне больших эпических событий. Это было незаурядным явлением для испанского театра XVII в. Неизменным успехом у советского зрителя пользуются комедии Лопе де Вега: «Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев», «Валенсианская вдова». Секрет этого признания не только в занимательности сюжета, в искусных и смешных ситуациях, в умелом построении диалога, но и в гуманистической трактовке событий и характеров. Постоянным двигателем действия в комедиях является слуга — грасьозо. Ловкий, изобретательный и находчивый, плутоватый и насмешливый, нередко он оказывается опытнее и умнее своего знатного хозяина, чьи интересы защищает, не забывая, однако, и о своих. В соперничество со смехом вступает любовная интрига, которая лежит в основе его многих бытовых комедий, так называемых комедий плаща и шпаги. У Лопе де Вега много непохожих по возрасту, по положению в обществе персонажей. Но всех их объединяет жизненный оптимизм, умение радоваться, любить, ненавидеть. Вера в человеческую энергию делает пьесы Лопе де Вега интересными, их сценическое воплощение доставляет удовольствие нашему современнику. Идеи испанского Возрождения нашли законченное выражение в творчестве Сервантеса и Лопе де Вега, которым было суждено стать властителями дум многих поколений. |
ПОИСК
Block title
|