. Лопе де Вега
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Лопе де Вега

Лопе де Вега

Лопе де Вега нашел свое место в жизни без особых трудностей. В отличие от Серван­теса он получил прижизненное признание своего творчества.

В каких только литературных жанрах не выступал Лопе де Вега: в драматургии, эпи­ческой поэзии и лирике, теории литературы и критике, новелле! Однако первое место в его творчестве, несомненно, принадлежит драматур­гии. До нас дошло более пятисот пьес Лопе де Вега, преимущественно комедий.

Писатель-гуманист, Лопе де Вега умел не только развеселить зрителя — он расширял его кругозор, знакомя с историческим прош­лым, жизнью других народов — далекой Руси и заокеанской Америки. Он заставлял людей задумываться над судьбой своей отчизны, над произволом временщиков и фаворитов, над нищенским существованием обездоленного кре­стьянина. В то же время в его пьесах вызывали сочувствие ловкие проделки слуг—грасьозо, напоминающих во многом шекспировских шутов.

Лопе де Вега сравнительно редко выступал обличителем политического произвола и дес­потизма правящих кругов. По силе полити­ческого протеста в творчестве Лопе де Вега особое место занимает его замечательная драма «Фуенте Овехуна» («Овечий источник»).

В этой пьесе изображается реальное собы­тие испанской истории XV в.— восстание крестьян против феодала. Откровенно и резко охарактеризован в ней командор (один из выс­ших чинов духовного ордена)— властитель де­ревни Фуенте Овехуна; беспощадно обличается его разнузданный произвол.

Восстание подавлено, многих крестьян пы­тали во время допроса. Но своей сплоченно­стью, своей нравственной стойкостью они ока­зываются сильнее вооруженных отрядов. Един­ственным ответом, какой они дают на вопрос об убийце командора, — «Фуенте Овехуна!» (т. е. вся деревня) — они лишают суд возможности выявить виновников.

Однако мужество этого народного отпора Лопе де Вега ослабляет примирительной кон­цовкой в духе своего времени: «добрым» поме­щиком вместо убитого командора становится сам король. Великий мастер женского портрета, Лопе де Вега создает в этой драме замечатель­ный образ героини — Лауренсии, ставшей как бы символом народной чести и мужества. Ее человечность и гражданственность резко противостоят сословным предрассудкам и безнрав­ственности командора, а любовь к Фрондосо раскрывает ее привлекательные черты.

Лауренсия не одинока: вместе с ней ее достойные односельчане — Эстебан, ее отец, Паскуала. Характер Лауренсии близок к шекспировским героиням, поэтому роль Лауренсии прочно вошла в репертуар выдающихся трагических артисток мирового театра, в том числе Ер­моловой (см. т. 12 ДЭ, ст. «М. Н. Ермолова»). Личные судьбы героев этой драмы Лопе де Вега раскрывает на фоне больших эпических собы­тий. Это было незаурядным явлением для испан­ского театра XVII в.

Неизменным успехом у советского зрителя пользуются комедии Лопе де Вега: «Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель тан­цев», «Валенсианская вдова». Секрет этого признания не только в занимательности сюже­та, в искусных и смешных ситуациях, в умелом построении диалога, но и в гуманистической трактовке событий и характеров. Постоянным двигателем действия в комедиях является слу­га — грасьозо. Ловкий, изобретательный и на­ходчивый, плутоватый и насмешливый, нередко он оказывается опытнее и умнее своего знат­ного хозяина, чьи интересы защищает, не забы­вая, однако, и о своих. В соперничество со сме­хом вступает любовная интрига, которая лежит в основе его многих бытовых комедий, так называемых комедий плаща и шпаги. У Лопе де Вега много непохожих по возрасту, по поло­жению в обществе персонажей. Но всех их объединяет жизненный оптимизм, умение радо­ваться, любить, ненавидеть. Вера в человече­скую энергию делает пьесы Лопе де Вега интересными, их сценическое воплощение достав­ляет удовольствие нашему современнику.

Идеи испанского Возрождения нашли за­конченное выражение в творчестве Сервантеса и Лопе де Вега, которым было суждено стать властителями дум многих поколений.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ