.
Меню сайта
|
Возрождение в Испании. Мигель Фернандес де СааведраВозрождение в Испании.В VIII в. арабы завоевали Испанию. Освободительная война испанцев шла с переменным успехом, и только в конце XV в. Пиренейский полуостров был освобожден от арабского господства и на нем, кроме Португалии, образовалось самостоятельное государство — Испания. В конце XVI —начале XVII в. литература и театр, живопись и архитектура в Испании достигли небывалого расцвета. Испанское национальное искусство, особенно в период позднего Возрождения, дало на редкость полное отражение своего времени. Гениальный творец «Дон-Кихота» Сервантес, драматург Лопе де Вега творили не одни: в те же годы Греко и Веласкес, Сурбаран и Мурильо своей живописью завоевали признание среди гуманистов других стран. В XVI в. в Испании широко распространяются рыцарские романы — жанр, уже забытый в других странах. Они идеализировали средневековых рыцарей с их необычайными, сказочными приключениями, воспитывали преклонение перед феодальным миром. Но идеальная картина рыцарских турниров и поединков, необыкновенных страстей и добродетелей не соответствовала жестокой действительности. Перед гуманистической литературой Испании встала задача — преодолеть влияние рыцарских романов, которые уводили от познания действительной жизни. Величайшим писателем-гуманистом Испании, одним из самых замечательных реалистов в литературе Возрождения был гениальный Мигель Сервантес де Сааведра. МИГЕЛЬ СЕРВАНТЕС ДЕ СААВЕДРА(1547—1616) Жизнь Сервантеса, творца «Дон-Кихота», была нелегкой. Он происходил из обнищавшей дворянской семьи. Хотя Сервантес получил неплохое гуманитарное образование, найти применение своим знаниям и способностям долгое время не мог: незавидная служба в кардинальской свите, солдатская доля и горькие годы алжирского плена, наконец, место разъезжего чиновника по сбору налогов. Будучи на этой службе, он попадает в тюрьму по чужой вине. Сервантес вошел в писательскую среду, но настоящего признания своего творчества при жизни так и не получил. Рано вступив на литературное поприще, всю силу своего гениального дарования Сервантес обнаружил лишь на склоне лет, когда создал прекрасные повести «Назидательные новеллы», правдивые сцены из народной жизни — «Интермедии» и, наконец, знаменитый роман «Дон-Кихот» — эпопею о Рыцаре печального образа и его верном оруженосце Санчо Пансе. Герои романа «Дон-Кихот»— обнищавший дворянин Алонсо Кихано и смекалистый, плутоватый крестьянин Санчо Панса — до сих пор привлекают читателей всего мира. Эти два основных героя романа прекрасно передают противоречия и контрасты тогдашней Испании. Начитавшись рыцарских романов, Алонсо Кихано придумывает себе рыцарское имя Дон-Кихот Ламанчский, к которому позднее добавляется поэтическое прозвище Рыцарь печального образа. Он отправляется в странствия, какие описывались в книгах о рыцарях. Каждое приключение, каждая подробность этого странствия раскрывают контраст между воображаемой жизнью, вычитанной из романов, и реальной действительностью. Отсюда возникают необыкновенные приключения с ветряными мельницами, стадом баранов, каторжниками, кукольным театром. Своим поведением Дон-Кихот вызывает насмешки и лишь изредка жалость, но в его рассуждениях часто звучит глубокая мудрость и неизменная любовь к людям. Устами безумца Дон-Кихота Сервантес высказывает передовые, демократические идеи. Дон-Кихот клеймит порабощение человека человеком. Он заявляет, что «превращать... в рабов тех, кого господь и природа создали свободными, представляется ему крайне жестоким» и что «людям порядочным не пристало быть палачами своих ближних». Пламенную речь произносит Дон-Кихот во славу свободы, выбравшись из замка герцога и радуясь избавлению от его «благодеяний». «Свобода, Санчо,— говорит он,— есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей... Ради свободы, так же точно как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью, и, напротив того, неволя есть величайшее из всех несчастий, какие могут только случиться с человеком». Санчо Панса, к которому обращены эти слова, с полным правом занимает в романе большое место наряду с Дон-Кихотом. Понимание Санчо жизни и любовь к ней тесно связаны с народной средой, свободной от сословных предрассудков, с крестьянством, обладавшим чувством собственного достоинства и огромным жизненным опытом. Совместное странствование рыцаря и его оруженосца освобождает их от иллюзий не сразу, а только после ряда трагикомических и поучительных событий и встреч. Роман завершается возвращением Дон-Кихота домой. Перед смертью он выносит убийственный приговор рыцарским романам. Как образ бескорыстного и трагически неудачливого борца, Дон-Кихот сохраняет свое обаяние и поныне, а его комические неудачи, бесплодность «подвигов», в которых Сервантес осмеял рыцарство и дворянскую идеологию, остаются типичными для всех, кто выступает о благими намерениями, не принимая во внимание ни законов общественного развития, ни вообще реальных возможностей и обстоятельств. «Дон-Кихот» по праву занял достойное место среди самых лучших произведений мировой литературы. Образы Сервантеса живут и в русском искусстве — в рисунках и иллюстрациях И. Е. Репина, В. А. Серова и Кукрыниксов, они стали общим достоянием благодаря советскому фильму о Дон-Кихоте, где свою трактовку героев Сервантеса дали такие замечательные актеры, как Н. К. Черкасов и Ю. В. Толубеев. Содержательную и интересную книгу об авторе «Дон-Кихота» — «Сервантес. Жизнь и творчество» — написал советский ученый К. Н. Державин. С творчеством Сервантеса испанский роман стал достоянием всего человечества, а Лопе де Вега своими драмами поставил испанский театр рядом с театром Шекспира. |
ПОИСК
Block title
|