. Возрождение в Испании. Мигель Фернандес де Сааведра
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Возрождение в Испании. Мигель Фернандес де Сааведра

Возрождение в Испании.

В VIII в. арабы завоевали Испанию. Освобо­дительная война испанцев шла с переменным успехом, и только в конце XV в. Пиренейский полуостров был освобожден от арабского господ­ства и на нем, кроме Португалии, образовалось самостоятельное государство — Испания.

В конце XVI —начале XVII в. литература и театр, живопись и архитектура в Испании достигли небывалого расцвета. Испанское на­циональное искусство, особенно в период позд­него Возрождения, дало на редкость полное отражение своего времени. Гениальный творец «Дон-Кихота» Сервантес, драматург Лопе де Вега творили не одни: в те же годы Греко и Веласкес, Сурбаран и Мурильо своей живописью завоевали признание среди гуманистов дру­гих стран.

В XVI в. в Испании широко распростра­няются рыцарские романы — жанр, уже забы­тый в других странах. Они идеализировали средневековых рыцарей с их необычайными, сказочными приключениями, воспитывали пре­клонение перед феодальным миром. Но идеаль­ная картина рыцарских турниров и поединков, необыкновенных страстей и добродетелей не со­ответствовала жестокой действительности.

Перед гуманистической литературой Испа­нии встала задача — преодолеть влияние ры­царских романов, которые уводили от позна­ния действительной жизни.

Величайшим писателем-гуманистом Испа­нии, одним из самых замечательных реалистов в литературе Возрождения был гениальный Мигель Сервантес де Сааведра.

МИГЕЛЬ СЕРВАНТЕС ДЕ СААВЕДРА

(1547—1616)

Жизнь Сервантеса, творца «Дон-Кихота», была нелегкой. Он происходил из обнищавшей дворянской семьи. Хотя Сер­вантес получил неплохое гу­манитарное образование, найти применение своим знаниям и способностям долгое время не мог: незавидная служба в кар­динальской свите, солдатская доля и горькие годы алжирско­го плена, наконец, место разъ­езжего чиновника по сбору на­логов. Будучи на этой службе, он попадает в тюрьму по чу­жой вине.

Сервантес вошел в писатель­скую среду, но настоящего при­знания своего творчества при жизни так и не получил.

Рано вступив на литератур­ное поприще, всю силу своего гениального дарования Серван­тес обнаружил лишь на склоне лет, когда создал прекрасные по­вести «Назидательные новеллы», правдивые сцены из народной жизни — «Интермедии» и, нако­нец, знаменитый роман «Дон-Кихот» — эпопею о Рыцаре пе­чального образа и его верном оруженосце Санчо Пансе.

Герои романа «Дон-Кихот»— обнищавший дворянин Алонсо Кихано и смекалистый, плуто­ватый крестьянин Санчо Панса — до сих пор привлекают читателей всего мира. Эти два основных героя романа прекрас­но передают противоречия и контрасты тогдаш­ней Испании. Начитавшись рыцарских романов, Алонсо Кихано придумывает себе рыцарское имя Дон-Кихот Ламанчский, к которому позднее добавляется поэтическое прозвище Рыцарь пе­чального образа. Он отправляется в странствия, какие описывались в книгах о рыцарях. Каж­дое приключение, каждая подробность этого странствия раскрывают контраст между вооб­ражаемой жизнью, вычитанной из романов, и реальной действительностью. Отсюда воз­никают необыкновенные приключения с вет­ряными мельницами, стадом баранов, каторжниками, кукольным театром.

Своим поведением Дон-Кихот вызывает насмешки и лишь изредка жалость, но в его рассуждениях часто звучит глубокая мудрость и неизменная любовь к лю­дям. Устами безумца Дон-Кихота Сервантес высказывает передовые, демократические идеи. Дон-Кихот клеймит порабощение человека чело­веком. Он заявляет, что «превращать... в ра­бов тех, кого господь и природа создали сво­бодными, представляется ему крайне жесто­ким» и что «людям порядочным не пристало быть палачами своих ближних». Пламенную речь произносит Дон-Кихот во славу свободы, выбравшись из замка герцога и радуясь избав­лению от его «благодеяний».

«Свобода, Санчо,— говорит он,— есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей... Ради свободы, так же точно как и ради чести, можно и должно рис­ковать жизнью, и, напротив того, неволя есть величайшее из всех несчастий, какие могут только случиться с человеком».

Санчо Панса, к которому обращены эти слова, с полным правом занимает в романе большое место наряду с Дон-Кихотом. По­нимание Санчо жизни и любовь к ней тесно связаны с народной средой, свободной от со­словных предрассудков, с крестьянством, обла­давшим чувством собственного достоинства и огромным жизненным опытом.

Совместное странствование рыцаря и его оруженосца освобождает их от иллюзий не сразу, а только после ряда трагикомических и поучительных событий и встреч.

Роман завершается возвращением Дон-Кихота домой. Перед смертью он выносит убийст­венный приговор рыцарским романам.

Как образ бескорыстного и трагически не­удачливого борца, Дон-Кихот сохраняет свое обаяние и поныне, а его комические неудачи, бесплодность «подвигов», в которых Сервантес осмеял рыцарство и дворянскую идеологию, остаются типичными для всех, кто выступает о благими намерениями, не принимая во внимание ни законов общественного развития, ни вообще реальных возможностей и обстоятельств.

«Дон-Кихот» по праву занял достойное место среди самых лучших произведений мировой ли­тературы. Образы Сервантеса живут и в рус­ском искусстве — в рисунках и иллюстрациях И. Е. Репина, В. А. Серова и Кукрыниксов, они стали общим достоянием благодаря совет­скому фильму о Дон-Кихоте, где свою трак­товку героев Сервантеса дали такие замечатель­ные актеры, как Н. К. Черкасов и Ю. В. Толубеев. Содержательную и интересную кни­гу об авторе «Дон-Кихота» — «Сервантес. Жизнь и творчество» — написал советский уче­ный К. Н. Державин.

С творчеством Сервантеса испанский роман стал достоянием всего человечества, а Лопе де Вега своими драмами поставил испанский театр рядом с театром Шекспира.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ