.
Меню сайта
|
Саади. ХафизСаади(1201—1292) Саади прожил долгую жизнь. Когда чингисхановские орды приблизились к его городу, Саади покинул родной дом. Полвека он провел в странствиях и скитаниях и вернулся в свой Шираз уже пожилым человеком, умудренным опытом, снискавшим огромное уважение своими познаниями и художественными творениями. Саади создал знаменитые книги о том, как нужно жить: прозаическо-поэтический сборник новелл «Гулистан» («Цветущий сад») и поэму «Бустан» («Плодовый сад»). Отражая настроения долгих лет скитаний и борьбы, он призывал к мужеству, упорству, труду и, главное, к правде. Потомки благодарны Саади за это. В 1958 г. по решению Совета Мира прогрессивное человечество праздновало 700-летие со дня завершения Саади работы над «Гулистаном». ХАФИЗ(умер в 1389)В более острой форме, чем у Саади, народный протест против гнета отразился в лирике Хафиза. Его поэтические газели принесли ему славу одного из крупнейших лириков мира. Газель — это лирическое, обычно любовное стихотворение. Первое двустишие определяет содержание газели и ее название. В газели «День отрадных встреч» поэт передает свою тоску по друзьям, размышляет об истинной, верной, самоотверженной дружбе: День отрадных встреч с друзьями вспоминай! Все, что было теми днями, вспоминай! Ныне верных не встречается друзей — Прежних, с верными сердцами, вспоминай! Всех друзей, не ожидая, чтоб они Вспоминали тебя сами, вспоминай! О душа моя, в тенетах тяжких бед Всех друзей ты с их скорбями вспоминай! И томясь в сетях настигнувшего зла, Ты их правды сыновьями вспоминай! И когда польются слезы в сто ручьев, Зандеруд с его ручьями вспоминай! (Зандеруд — это любимая Хафизом река, омывающая его родной город Шираз.) Газель обычно завершается двустишием, куда вплетается имя или псевдоним поэта: Тайн своих, Хафиз, не выдай! И друзей. Их скрывавших за замками, вспоминай! (Перевод К. Липскерова.) Но есть еще одна особенность газели, ярко выраженная в творчестве Хафиза. В глубоко личное стихотворение поэт вставлял один-два стиха, в которых содержался бунтарский намек. Именно в таком стихе Хафиз обличает подлость и приспособленчество. Лирическая, передающая сугубо личные переживания, газель вдруг получает иное звучание, она становится манифестом вольности. В одной из газелей Хафиз писал: Пусть же сгинет эта жизнь — умерщвляющий яд, Славь, певец, другую жизнь — услаждающий сот! (Перевод В. Кочеткова.) Так, опережая время, мечтал поэт о другой жизни — жизни свободных и счастливых людей. |
ПОИСК
Block title
|