. Саади. Хафиз
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Саади. Хафиз

Саади

(1201—1292)

Саади прожил долгую жизнь. Когда чингисхановские орды приблизились к его городу, Саади покинул родной дом. Полвека он провел в странствиях и скитаниях и вернулся в свой Шираз уже пожилым человеком, умудренным опытом, снискавшим огромное уважение своими познаниями и художественными творениями. Саади создал знаменитые книги о том, как нуж­но жить: прозаическо-поэтический сборник новелл «Гулистан» («Цветущий сад») и поэму «Бустан» («Плодовый сад»). Отражая настрое­ния долгих лет скитаний и борьбы, он призы­вал к мужеству, упорству, труду и, главное, к правде. Потомки благодарны Саади за это. В 1958 г. по решению Совета Мира прогрессив­ное человечество праздновало 700-летие со дня завершения Саади работы над «Гулистаном».

ХАФИЗ

(умер в 1389)

В более острой форме, чем у Саади, народ­ный протест против гнета отразился в лирике Хафиза. Его поэтические газели принесли ему славу одного из крупнейших лириков мира.

Газель — это лирическое, обычно любов­ное стихотворение. Первое двустишие опреде­ляет содержание газели и ее название. В газели «День отрадных встреч» поэт передает свою тоску по друзьям, размышляет об истинной, верной, самоотверженной дружбе:

День отрадных встреч с друзьями вспоминай!

Все, что было теми днями, вспоминай!

Ныне верных не встречается друзей —

Прежних, с верными сердцами, вспоминай!

Всех друзей, не ожидая, чтоб они

Вспоминали тебя сами, вспоминай!

О душа моя, в тенетах тяжких бед

Всех друзей ты с их скорбями вспоминай!

И томясь в сетях настигнувшего зла,

Ты их правды сыновьями вспоминай!

И когда польются слезы в сто ручьев,

Зандеруд с его ручьями вспоминай!

(Зандеруд — это любимая Хафизом река, омы­вающая его родной город Шираз.) Газель обыч­но завершается двустишием, куда вплетается имя или псевдоним поэта:

Тайн своих, Хафиз, не выдай!

И друзей.

Их скрывавших за замками, вспоминай!

(Перевод К. Липскерова.)

Но есть еще одна особенность газели, ярко выраженная в творчестве Хафиза. В глубоко личное стихотворение поэт вставлял один-два стиха, в которых содержался бунтарский на­мек. Именно в таком стихе Хафиз обличает под­лость и приспособленчество. Лирическая, пере­дающая сугубо личные переживания, газель вдруг получает иное звучание, она становится манифестом вольности. В одной из газелей Хафиз писал:

Пусть же сгинет эта жизнь — умерщвляющий яд,

Славь, певец, другую жизнь — услаждающий сот!

(Перевод В. Кочеткова.)

Так, опережая время, мечтал поэт о другой жизни — жизни свободных и счастливых людей.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ