. Провансальская лирика. Рыцарский роман
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Провансальская лирика. Рыцарский роман

Провансальская лирика.

В то самое время, когда в Северной Франции создавались поэмы о подвигах, на независимом от севера юге Франции, в Провансе, отличав­шемся от севера и по языку, и по укладу жиз­ни, развивалась лирическая поэзия.

В Провансе было много старинных городов, которые издавна торговали со средиземномор­скими странами. Жизнь здесь была богаче, культурные традиции крепче.

Провансальская поэзия выросла на основе народной песни. Она рано получила литератур­ное оформление. Процветавшая при дворах фео­дальных сеньоров, эта поэзия стала служить в XII—XIII вв. недосягаемым образцом не только для французских поэтов, но и для на­родов других стран.

Тематика провансальской поэзии разно­образна, но наибольшее значение и успех имели любовные песни, в которых отразился идеал возвышенной, благородной любви поэта-рыцаря к прекрасной даме. Поэтов-лириков на юге Франции называли трубадурами, а на севере — труверами.

Под влиянием французских поэтов лириче­ская поэзия в XIII в. расцветает в Германии, Италии и Испании.

РЫЦАРСКИЙ РОМАН

На севере Франции в XII—XIII вв. появи­лись и первые рыцарские романы. Как и рыцарская поэзия, рыцарский роман связан с новой, куртуазной (придворной) культурой, возникшей при дворах крупных феодалов в XII в. Богатые сеньоры держали тогда у себя на службе и профессиональных поэтов — менестрелей.

Придворная рыцарская культура носила светский характер и отличалась известной утон­ченностью. От рыцаря теперь требовалась не только доблесть, но и обходительность, тон­кость чувств.

Рыцарский роман и куртуазная поэзия, рас­считанные на вкусы феодалов, приукрашивали рыцарство. Их содержание иногда условно. Элементы искусственности и условности можно обнаружить и в поэзии трубадуров. Но именно эти жанры в противоположность церковным проповедям утверждали интерес к земной жиз­ни, к естественным чувствам людей. Они содей­ствовали развитию новой, реалистической лите­ратуры, расцвет которой наступает в эпоху Возрождения (см. раздел «Литература эпохи Возрождения»).

Основное место в рыцарских романах за­нимает любовная тема и всевозможные, часто фантастические подвиги рыцарей. Рыцарь со­вершает подвиги в честь дамы сердца или толь­ко для того, чтобы прославиться. Большинство рыцарских романов написано стихами. Сюже­ты для них обычно брались из старинных книг и легенд.

Наиболее одаренные авторы рыцарских ро­манов: француз Бенуа де Сент-Мор, обрабаты­вавший сюжеты поэм Гомера и Вергилия; его прославленный соотечественник — поэт Кретьен де Труа, автор ряда романов, в том числе о рыцаре Ланселоте; немецкий поэт Готфрид Страсбургский, автор поэмы, основанной на кельтской легенде о Тристане и Изольде. Фран­цузский ученый XX в. Жозеф Бедье, основываясь на средневековых поэмах, изложил прозой ро­ман о Тристане (имеется в русском переводе). В романе рассказывается о том, как рыцарь Тристан полюбил прекрасную королеву Изоль­ду. Волшебный любовный напиток, выпитый ими по ошибке, связал их навечно высоким и непреодолимым чувством любви. Все препят­ствует чувству любящих, но ни опасности, ни законы феодального мира не в силах убить любви Тристана и Изольды.

Именно в рыцарской литературе впервые в эпоху средневековья прозвучал гимн высо­кому человеческому чувству — любви.

В начале XIII в. появилась очаровательная повесть «Окассен и Николет» о любви знатного юноши Окассена и пленной сарацинки Николет. В повести нет обычного прославления рыцар­ской доблести. Автор сочувствует Окассену, предпочитающему битвам мирную жизнь.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ