.
Меню сайта
|
Провансальская лирика. Рыцарский романПровансальская лирика.В то самое время, когда в Северной Франции создавались поэмы о подвигах, на независимом от севера юге Франции, в Провансе, отличавшемся от севера и по языку, и по укладу жизни, развивалась лирическая поэзия. В Провансе было много старинных городов, которые издавна торговали со средиземноморскими странами. Жизнь здесь была богаче, культурные традиции крепче. Провансальская поэзия выросла на основе народной песни. Она рано получила литературное оформление. Процветавшая при дворах феодальных сеньоров, эта поэзия стала служить в XII—XIII вв. недосягаемым образцом не только для французских поэтов, но и для народов других стран. Тематика провансальской поэзии разнообразна, но наибольшее значение и успех имели любовные песни, в которых отразился идеал возвышенной, благородной любви поэта-рыцаря к прекрасной даме. Поэтов-лириков на юге Франции называли трубадурами, а на севере — труверами. Под влиянием французских поэтов лирическая поэзия в XIII в. расцветает в Германии, Италии и Испании. РЫЦАРСКИЙ РОМАННа севере Франции в XII—XIII вв. появились и первые рыцарские романы. Как и рыцарская поэзия, рыцарский роман связан с новой, куртуазной (придворной) культурой, возникшей при дворах крупных феодалов в XII в. Богатые сеньоры держали тогда у себя на службе и профессиональных поэтов — менестрелей. Придворная рыцарская культура носила светский характер и отличалась известной утонченностью. От рыцаря теперь требовалась не только доблесть, но и обходительность, тонкость чувств. Рыцарский роман и куртуазная поэзия, рассчитанные на вкусы феодалов, приукрашивали рыцарство. Их содержание иногда условно. Элементы искусственности и условности можно обнаружить и в поэзии трубадуров. Но именно эти жанры в противоположность церковным проповедям утверждали интерес к земной жизни, к естественным чувствам людей. Они содействовали развитию новой, реалистической литературы, расцвет которой наступает в эпоху Возрождения (см. раздел «Литература эпохи Возрождения»). Основное место в рыцарских романах занимает любовная тема и всевозможные, часто фантастические подвиги рыцарей. Рыцарь совершает подвиги в честь дамы сердца или только для того, чтобы прославиться. Большинство рыцарских романов написано стихами. Сюжеты для них обычно брались из старинных книг и легенд. Наиболее одаренные авторы рыцарских романов: француз Бенуа де Сент-Мор, обрабатывавший сюжеты поэм Гомера и Вергилия; его прославленный соотечественник — поэт Кретьен де Труа, автор ряда романов, в том числе о рыцаре Ланселоте; немецкий поэт Готфрид Страсбургский, автор поэмы, основанной на кельтской легенде о Тристане и Изольде. Французский ученый XX в. Жозеф Бедье, основываясь на средневековых поэмах, изложил прозой роман о Тристане (имеется в русском переводе). В романе рассказывается о том, как рыцарь Тристан полюбил прекрасную королеву Изольду. Волшебный любовный напиток, выпитый ими по ошибке, связал их навечно высоким и непреодолимым чувством любви. Все препятствует чувству любящих, но ни опасности, ни законы феодального мира не в силах убить любви Тристана и Изольды. Именно в рыцарской литературе впервые в эпоху средневековья прозвучал гимн высокому человеческому чувству — любви. В начале XIII в. появилась очаровательная повесть «Окассен и Николет» о любви знатного юноши Окассена и пленной сарацинки Николет. В повести нет обычного прославления рыцарской доблести. Автор сочувствует Окассену, предпочитающему битвам мирную жизнь. |
ПОИСК
Block title
|