. Сказки. Поэзия
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Сказки. Поэзия

Сказки.

Третий большой раздел древней литерату­ры — сказки. Известно четыре основных сборни­ка, сложенных в начале нашей эры: «Панчатантра» («Пять книг»), «Хитопадеша» («Скрытое поручение»), «Шука-саптати» («Сказки попугая») и «Ветала-панчавимшатика» («Двадцать пять сказок мертвеца»). Все они изданы на русском языке.

В этих сказках часто действуют животные, наделенные человеческими характерами. Сказки полны жизни и юмора. В них высмеиваются жадность, трусость и лживость богачей, и вос­хваляются трудолюбие, щедрость и правдивость простого народа.

В индийских сказках часто используется прием, называемый обрамлением. Он состоит в том, что один герой книги в начале каждой сказки говорит другому какую-нибудь пого­ворку или стишок в две — четыре строчки, а дру­гой спрашивает, что это значит, и первый в виде пояснения рассказывает ему сказку.

ПОЭЗИЯ

В древней Индии создано также много поэм и драм в прозе и стихах. Имена древнеиндий­ских поэтов и драматургов известны всему миру. Самый прославленный из них — Калидаса (IV в. н. э., хотя некоторые полагают, что он жил до нашей эры). В Индии его называют «царем поэтов». Лучшая из трех его драм—«Шакунтала», переведенная на русский язык и на многие другие языки мира. (Эта драма шла в Москве в театре им. Пушкина. Сейчас на тему «Шакунталы» поставлен балет в Рижском и в Челябинском театрах оперы и балета.)

Эта драма написана на сюжет одной из легенд «Махабхараты». В пьесе рассказывает­ся о том, как в глухом лесу в хижине отшель­ника выросла несравненная красавица Шакунтала. Там ее встретил и женился на ней юный царь Душьянта. Он подарил ей свое кольцо. Вскоре он уехал в столицу царства и забыл о жене. У Шакунталы родился в это время сын-богатырь. Прошло несколько лет. Вместе с сыном она пошла к царю Душьянте, но по дороге потеряла кольцо, по которому он мог бы ее узнать. Царь отказался от своего брака с ней и от сына. Когда Шакунтала в слезах ушла из столицы, царю принесли кольцо, которое рыбаки нашли в рыбе. Он сразу все вспомнил и повелел найти и вернуть во дворец Шакунталу и своего сына.

Из поэм Калидасы лучшей считается «Мегхадута» («Облако-вестник»). В ней говорится о том, как боги в наказание за прегрешения разлучили человека с любимой женой. Они перенесли его далеко на юг страны, а жену оставили на севере. В прекрасных стихах чело­век просит облако передать привет жене и рас­сказывает о всех местах, над которыми будет проплывать облако по пути на север. Эту поэму называют «географией Индии в стихах». Язык Калидасы необыкновенно красочен и богат, а поэтические образы бесконечно разнообраз­ны и красивы.

Из числа древнеиндийских драматургов ши­роко известны также Шудрака, Вишакхадатта и Бхаса. Они жили в первых веках нашей эры. Шудрака—автор пьесы «Мриччха-катика» («Гли­няная повозочка») о любви юноши высокой касты и девушки низкого происхождения, брак между которыми был запрещен. Героиню пьесы, Васантасену, преследует своей любовью один из родственников царя. За то, что она от­вергла его, родственник царя пытается убить девушку, а в преступлении обвиняет ее воз­любленного Чарудатту. Юношу приговаривают к казни, но в день исполнения приговора выяс­няется, что Васантасена жива. Пьеса заканчивается тем, что царь благословляет брак бед­ной девушки с благородным юношей высокой касты. Автор пьесы показал, что люди бывают «высокими» и «низкими» не по происхождению, а по своим душевным качествам; его произведе­ние направлено против кастового неравенства. На тему драмы Шудраки в Московском театре им. Пушкина была поставлена пьеса «Белый лотос».

Между представителями разных каст запре­щались не только браки, но и обычное общение — совместная еда, курение, разговор и т. п. Впо­следствии прогрессивные люди Индии высту­пили на борьбу против деления общества на группы, называемые кастами. И хотя касты существуют в стране и ' сейчас, конституция Республики Индия запрещает унижать и пре­следовать человека только за то, что он по рождению принадлежит к так называемой низ­шей касте. Так само государство нанесло на­конец удар по кастам и связанным с ними пред­рассудкам.

Другой известный драматург древности — Вишакхадатта написал драму «Мудраракшаса» («Печать Ракшасы»), в которой он изобразил нравы горожан и придворных кругов Индии в IV в. до н. э. Сюжет драмы построен на инт­ригах Чанакьи, коварного и властного мини­стра одного царя, против Ракшасы, министра другого царя. Ракшаса, будучи не в силах противостоять хитростям Чанакьи, оказы­вается побежденным (эта драма также пере­ведена на русский язык).

Драматург Бхаса писал пьесы главным образом на темы эпоса «Махабхарата». Его дра­мы долгое время считались потерянными и были известны только по отзывам и цитатам, которые встречались в более поздних произведениях. Но даже эти отрывки показали, насколько совер­шенны драмы Бхасы. Недавно некоторые из них обнаружены в Южной Индии, и их сейчас пере­водят и изучают.

К памятникам древнеиндийской литературы относятся и так называемые пураны (древ­ние сказания), в которых содержатся предания о жизни легендарных героев и великих мудре­цов, мифы и притчи. Ввиду того что индийские писатели и даже историки не приводят дат описываемых событий, бывает очень трудно определить время этих событий или жизни тех или иных исторических лиц. Ценность пуран заключается в том, что в них рассказываются о правителях, царствовавших в разных областях Индии в древние времена. Описываются войны, которые они вели между собой. Это помогает историкам установить правильную хронологию.

К числу памятников древней литературы надо отнести и произведения, созданные людь­ми, которые исповедовали буддизм, возникший в Индии в VI—V вв. до н. э. Буддийские писа­тели и поэты воспевали жизнь и дела Буд­ды, основателя религии. Очень интересны буд­дийские джатаки — небольшие рассказы и предания о Будде, разнообразные и часто очень фантастические по своему содержанию. (Суще­ствует перевод на русский язык.)

Почти все древнеиндийские произведения создавались на языке санскрит. И только часть буддийской литературы создана на другом языке — пали, который вместе с буддизмом рас­пространился из Индии в соседние страны — на Цейлон, в Бирму, в Индокитай.

Еще один раздел древнеиндийской литерату­ры — двустишия — шлоки. Чаще всего это или поговорки, или изречения, отражающие муд­рость народа.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ