.
Меню сайта
|
Сказки. ПоэзияСказки.Третий большой раздел древней литературы — сказки. Известно четыре основных сборника, сложенных в начале нашей эры: «Панчатантра» («Пять книг»), «Хитопадеша» («Скрытое поручение»), «Шука-саптати» («Сказки попугая») и «Ветала-панчавимшатика» («Двадцать пять сказок мертвеца»). Все они изданы на русском языке. В этих сказках часто действуют животные, наделенные человеческими характерами. Сказки полны жизни и юмора. В них высмеиваются жадность, трусость и лживость богачей, и восхваляются трудолюбие, щедрость и правдивость простого народа. В индийских сказках часто используется прием, называемый обрамлением. Он состоит в том, что один герой книги в начале каждой сказки говорит другому какую-нибудь поговорку или стишок в две — четыре строчки, а другой спрашивает, что это значит, и первый в виде пояснения рассказывает ему сказку. ПОЭЗИЯВ древней Индии создано также много поэм и драм в прозе и стихах. Имена древнеиндийских поэтов и драматургов известны всему миру. Самый прославленный из них — Калидаса (IV в. н. э., хотя некоторые полагают, что он жил до нашей эры). В Индии его называют «царем поэтов». Лучшая из трех его драм—«Шакунтала», переведенная на русский язык и на многие другие языки мира. (Эта драма шла в Москве в театре им. Пушкина. Сейчас на тему «Шакунталы» поставлен балет в Рижском и в Челябинском театрах оперы и балета.) Эта драма написана на сюжет одной из легенд «Махабхараты». В пьесе рассказывается о том, как в глухом лесу в хижине отшельника выросла несравненная красавица Шакунтала. Там ее встретил и женился на ней юный царь Душьянта. Он подарил ей свое кольцо. Вскоре он уехал в столицу царства и забыл о жене. У Шакунталы родился в это время сын-богатырь. Прошло несколько лет. Вместе с сыном она пошла к царю Душьянте, но по дороге потеряла кольцо, по которому он мог бы ее узнать. Царь отказался от своего брака с ней и от сына. Когда Шакунтала в слезах ушла из столицы, царю принесли кольцо, которое рыбаки нашли в рыбе. Он сразу все вспомнил и повелел найти и вернуть во дворец Шакунталу и своего сына. Из поэм Калидасы лучшей считается «Мегхадута» («Облако-вестник»). В ней говорится о том, как боги в наказание за прегрешения разлучили человека с любимой женой. Они перенесли его далеко на юг страны, а жену оставили на севере. В прекрасных стихах человек просит облако передать привет жене и рассказывает о всех местах, над которыми будет проплывать облако по пути на север. Эту поэму называют «географией Индии в стихах». Язык Калидасы необыкновенно красочен и богат, а поэтические образы бесконечно разнообразны и красивы. Из числа древнеиндийских драматургов широко известны также Шудрака, Вишакхадатта и Бхаса. Они жили в первых веках нашей эры. Шудрака—автор пьесы «Мриччха-катика» («Глиняная повозочка») о любви юноши высокой касты и девушки низкого происхождения, брак между которыми был запрещен. Героиню пьесы, Васантасену, преследует своей любовью один из родственников царя. За то, что она отвергла его, родственник царя пытается убить девушку, а в преступлении обвиняет ее возлюбленного Чарудатту. Юношу приговаривают к казни, но в день исполнения приговора выясняется, что Васантасена жива. Пьеса заканчивается тем, что царь благословляет брак бедной девушки с благородным юношей высокой касты. Автор пьесы показал, что люди бывают «высокими» и «низкими» не по происхождению, а по своим душевным качествам; его произведение направлено против кастового неравенства. На тему драмы Шудраки в Московском театре им. Пушкина была поставлена пьеса «Белый лотос». Между представителями разных каст запрещались не только браки, но и обычное общение — совместная еда, курение, разговор и т. п. Впоследствии прогрессивные люди Индии выступили на борьбу против деления общества на группы, называемые кастами. И хотя касты существуют в стране и ' сейчас, конституция Республики Индия запрещает унижать и преследовать человека только за то, что он по рождению принадлежит к так называемой низшей касте. Так само государство нанесло наконец удар по кастам и связанным с ними предрассудкам. Другой известный драматург древности — Вишакхадатта написал драму «Мудраракшаса» («Печать Ракшасы»), в которой он изобразил нравы горожан и придворных кругов Индии в IV в. до н. э. Сюжет драмы построен на интригах Чанакьи, коварного и властного министра одного царя, против Ракшасы, министра другого царя. Ракшаса, будучи не в силах противостоять хитростям Чанакьи, оказывается побежденным (эта драма также переведена на русский язык). Драматург Бхаса писал пьесы главным образом на темы эпоса «Махабхарата». Его драмы долгое время считались потерянными и были известны только по отзывам и цитатам, которые встречались в более поздних произведениях. Но даже эти отрывки показали, насколько совершенны драмы Бхасы. Недавно некоторые из них обнаружены в Южной Индии, и их сейчас переводят и изучают. К памятникам древнеиндийской литературы относятся и так называемые пураны (древние сказания), в которых содержатся предания о жизни легендарных героев и великих мудрецов, мифы и притчи. Ввиду того что индийские писатели и даже историки не приводят дат описываемых событий, бывает очень трудно определить время этих событий или жизни тех или иных исторических лиц. Ценность пуран заключается в том, что в них рассказываются о правителях, царствовавших в разных областях Индии в древние времена. Описываются войны, которые они вели между собой. Это помогает историкам установить правильную хронологию. К числу памятников древней литературы надо отнести и произведения, созданные людьми, которые исповедовали буддизм, возникший в Индии в VI—V вв. до н. э. Буддийские писатели и поэты воспевали жизнь и дела Будды, основателя религии. Очень интересны буддийские джатаки — небольшие рассказы и предания о Будде, разнообразные и часто очень фантастические по своему содержанию. (Существует перевод на русский язык.) Почти все древнеиндийские произведения создавались на языке санскрит. И только часть буддийской литературы создана на другом языке — пали, который вместе с буддизмом распространился из Индии в соседние страны — на Цейлон, в Бирму, в Индокитай. Еще один раздел древнеиндийской литературы — двустишия — шлоки. Чаще всего это или поговорки, или изречения, отражающие мудрость народа. |
ПОИСК
Block title
|