. Древнегреческие лирики
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Древнегреческие лирики

Древнегреческие лирики

Лирическая поэзия достигла расцвета в Греции в VII—VI вв. до н. э.

Греческое слово лирика означает «песнь под аккомпанемент лиры», так как в древности стихотворения пели под аккомпанемент музы­кальных инструментов: лиры, кифары, форминги, флейты и др. Иногда пение сопровож­далось танцами. Древнегреческий поэт был автором слов и в то же время композитором, а если его стихотворения предназначались для хорового исполнения, то и хормейстером.

Хотя до нашего времени дошло сравнитель­но немного лирических стихотворений, но даже по ним мы можем судить, как богата была лири­ческая поэзия древних греков разнообразием тем и стихотворных размеров.

В зависимости от употребления того или иного стихотворного размера греческую лирику подразделяют на три вида: элегию, ямб и медику. Правда, сами греки относили к лирике только мелическую поэзию, или мелику, т. е. песенную поэзию (от греческого слова мелос — «песнь»), которая предназна­чалась исключительно для пения под аккомпа­немент струнных инструментов, в то время как элегия и ямб рано оторвались от музыки. Теперь мы называем элегией стихотворение грустного характера. Древние же греки счита­ли элегией всякое стихотворение независимо от его содержания, которое было написано элегическим двустишием — гекзаметром в пентаметром.

О, как прекрасна та смерть, когда доблестный воин

погибнет

В первом ряду средь бойцов, город спасая родной!

Это элегическое двустишие (первая строка написана гекзаметром, а вторая — пентамет­ром) известного поэта VII в. до н. э. Тиртея, вокруг имени которого была создана легенда. Рассказывают, что спартанцы в VII в. до н. э. вели продолжительные войны со своими соседями— мессенцами, но терпели поражение за пора­жением. Негодуя на своих вождей, они стали просить у афинян хорошего полководца, а те в насмешку прислали им хромого учителя музыки Тиртея. Но Тиртей своими песнями настолько поднял боевой дух войска, что спар­танцы разгромили врагов.

Подобный рассказ сохранился и об афин­ском законодателе VII —VI вв. до н. э. Солоне, которого греки причисляли к семи мудрецам. Мегарцы (жители древнейшего греческого города Мегары) захватили принадлежавший афинянам остров Саламин. Несколько раз пытались афи­няне отвоевать остров, но безуспешно. Отчаяв­шись, они запретили кому бы то ни было под страхом смертной казни призывать афинский народ к походу. Но Солон не побоялся запрета: притворившись безумным, он вышел на город­скую площадь и громко запел сочиненную им элегию о Саламине. Говорили, что элегия так потрясла афинян, что они тут же взялись за оружие и отбили Саламин.

В другой элегии — «Наставление афинянам» Солон рассказывает о бедственном положении, до которого довели государство распри между аристократией и народом, и призывает обе сто­роны к взаимным уступкам и миру:

Ведь супостатов руками терзается город желанный

В страшных кровавых боях, милых злодеям одним.

Эти несчастья в отчизне творятся; из бедного ж люда

Много в чужую страну вдаль поневоле идет.

Проданных в тяжкое рабство, влачащих позорные цепи,

И поневоле несут горькую долю рабов.

Позиция аристократии, обедневшей и теряю­щей власть над народом, но пылающей ненави­стью к простому люду, выражена в элегиях поэта VI в. до н. э. Феогнида из города Мегары. Феогнид открыто заявляет о своем же­лании поработить народ; он делит всех людей на «благородных» (т. е. аристократов) и «ху­дых» (т. е. неаристократов). Государство, раз­дираемое борьбой аристократов с народом, пред­ставляется Феогниду кораблем во время бури:

Да, в корабле мы несемся — и парус спустили свой

белый —

Прочь от Малийских брегов; ночь нас окутала мглой.

Воду откачивать надо — никто не желает, а волны

Хлещут с обоих бортов.Трудно нам будет спастись,

Если все так поступают. —У кормчего, дельного мужа,

Отняли руль.Это был опытный страж корабля...

Грузчики всем верховодят, а подлые добрыми правят.

О, я боюсь, что волна нашу ладью поглотит.

Если элегии Тиртея, Солона и Феогнида проникнуты политическим содержанием, то со­вершенно иной характер носят элегии поэта VII в. до н. э. Мимнерма, воспевающего любовь и скорбящего о наступлении старости, кото­рая представляется ему хуже самой смерти.

Другой вид поэзии — ямб — предназна­чался преимущественно для насмешливых, шуточных песен. Особенно прославился своими язвительными ямбами Архилох с острова Парос. Греки противопоставляли величественному эпо­су Гомера с его богами и героями «низменную» поэзию Архилоха, рассказывавшего о своей жизни: о бедности, попойках, любовных неуда­чах грубым и резким языком. Греки счита­ли Архилоха творцом этого нового литератур­ного жанра — ямба.

Третий вид лирической поэзии — мели-ка— отличался от первых двух разнообразием и сложностью стихотворных размеров. Мелика была одноголосная (монодийная) для исполне­ния соло и хоровая.

Нам известны три выдающихся мелических поэта, писавших для исполнения соло: Алкей, Сапфо, Анакреонт.

Алкей (конец VII — начало VI в. до н. э.) родился на острове Лесбос, в аристократической семье, принимал участие в политической борьбе аристократии против народных вождей, не­сколько лет находился в изгнании. Его стихо­творения, посвященные политическим событиям, объединены в сборник «Песни борьбы». Подоб­но аристократу Феогниду, Алкей представляет государство в виде корабля, который носится по бурному морю, а действия враждующих партий — в виде налетающих со всех сторон ветров:

Пойми, кто может, буйную дурь ветров:

Валы катятся — этот отсюда, тот

Оттуда, в их мятежной свалке

Носимся мы с кораблем смоленым.

Это стихотворение написано изобретенным Алкеем размером, получившим название алкеевой строфы.

Современница Алкея — поэтесса Сапфо, так­же уроженка Лесбоса, организовала школу для обучения девушек из аристократических семейств поэтическому искусству и пению и соз­давала девичьи хоры. Основная тема ее песен — любовь, муки ревности и разлуки, страдания от неразделенной любви. Сапфо известна так­же своими свадебными песнями — э п и т а л а м и я м и. Их пели вечером при свете фа­келов, когда невесту вели в дом жениха. Это были переработки свадебных народных песен. Они исполнялись двумя хорами — хором де­вушек и хором юношей — и сопровождались обычным припевом: «Гимен, о Гименей».

Третий представитель мелической одного­лосной поэзии — Анакреонт с острова Теос (Малая Азия) долгое время жил при дворах правителей в различных городах Греции. Он писал песни для узкого круга приближенных властителя, проводивших время в пирах и лю­бовных приключениях. Его поэзия искрится беззаботностью, легкостью и весельем:

Пирожком я позавтракал,

отломивши кусочек,

Выпил кружку вина — и вот

за пектиду берусь я,

Чтобы нежные песни петь

нежной девушке милой.

Музыкальность, простота и легкость стиха доставили Анакреонту славу на все времена.

Ему подражали Пушкин и многие другие поэты. Пушкин посвятил Анакреонту свое стихотворение «Гроб Анакреонта».

Помимо одноголосной мелической поэзии, в древней Греции получила развитие хоровая лирика. Она выражала настроения целой груп­пы людей и обычно предназначалась для обще­ственных празднеств. Хоровая лирика отличалась от одноголосной мелики величественным и тор­жественным характером. Это были гимны в честь богов: пеаны (песни-молитвы) в честь Аполлона, дифирамбы в честь Диониса и т. д. Гимны испол­нялись хорами мужчин, а иногда хорами маль­чиков.

Особый вид хоровой лирики составляли парфении, которые пели хоры девушек. В древ­ности славился своими парфениями поэт VII в. до н. э. Алкман.

Другой вид хоровой лирики — произведе­ния, исполнявшиеся во время спортивных со­стязаний.

Высший расцвет хоровой мелической поэзии связан с именем Пиндара (конец VI—начало V в. до н. э.), современника греко-персидских войн. Пиндар принадлежал к знатному роду, объехал многие города Греции, некоторое время жил при дворах сицилийских тиранов. Он писал пеаны, дифирамбы, парфении, но бессмертную славу принесли ему эпиникии — хвалеб­ные песни, посвященные победителям на спор­тивных состязаниях. Эпиникии Пиндара раз­делены на четыре книги соответственно четырем местам спортивных общегреческих состязаний: Олимпийские, Пифийские, Истмийские, Немейские. К основной теме эпиникий — прославле­нию победителя — примешиваются побочные: Пиндар рассказывает мифы, связанные с древним знаменитым родом своего героя, а также мифы, относящиеся к родине победителя или месту состязания. Он вкладывал в эпиникии длинные рассуждения о морали, религии и т. п.

Лирическая поэзия занимала в древне­греческой литературе первенствующее положе­ние в течение двух с половиной веков (VII в.— первая половина V в. до н. э.). В отличие от более древнего литературного жанра — эпоса, повествовавшего о событиях далекой старины, о богах и героях, лирика подняла злобо­дневные политические вопросы, раскрыла внут­ренний мир человека, чувства и настроения отдельной личности, создала необычайное бо­гатство стихотворных размеров. Все это под­готовило почву для развития нового литера­турного жанра, которому лирика уступила господствующее место в литературе, — афин­ской драмы V в. до н. э.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ