.
Меню сайта
|
Древнегреческие лирикиДревнегреческие лирикиЛирическая поэзия достигла расцвета в Греции в VII—VI вв. до н. э. Греческое слово лирика означает «песнь под аккомпанемент лиры», так как в древности стихотворения пели под аккомпанемент музыкальных инструментов: лиры, кифары, форминги, флейты и др. Иногда пение сопровождалось танцами. Древнегреческий поэт был автором слов и в то же время композитором, а если его стихотворения предназначались для хорового исполнения, то и хормейстером. Хотя до нашего времени дошло сравнительно немного лирических стихотворений, но даже по ним мы можем судить, как богата была лирическая поэзия древних греков разнообразием тем и стихотворных размеров. В зависимости от употребления того или иного стихотворного размера греческую лирику подразделяют на три вида: элегию, ямб и медику. Правда, сами греки относили к лирике только мелическую поэзию, или мелику, т. е. песенную поэзию (от греческого слова мелос — «песнь»), которая предназначалась исключительно для пения под аккомпанемент струнных инструментов, в то время как элегия и ямб рано оторвались от музыки. Теперь мы называем элегией стихотворение грустного характера. Древние же греки считали элегией всякое стихотворение независимо от его содержания, которое было написано элегическим двустишием — гекзаметром в пентаметром. О, как прекрасна та смерть, когда доблестный воин погибнет В первом ряду средь бойцов, город спасая родной! Это элегическое двустишие (первая строка написана гекзаметром, а вторая — пентаметром) известного поэта VII в. до н. э. Тиртея, вокруг имени которого была создана легенда. Рассказывают, что спартанцы в VII в. до н. э. вели продолжительные войны со своими соседями— мессенцами, но терпели поражение за поражением. Негодуя на своих вождей, они стали просить у афинян хорошего полководца, а те в насмешку прислали им хромого учителя музыки Тиртея. Но Тиртей своими песнями настолько поднял боевой дух войска, что спартанцы разгромили врагов. Подобный рассказ сохранился и об афинском законодателе VII —VI вв. до н. э. Солоне, которого греки причисляли к семи мудрецам. Мегарцы (жители древнейшего греческого города Мегары) захватили принадлежавший афинянам остров Саламин. Несколько раз пытались афиняне отвоевать остров, но безуспешно. Отчаявшись, они запретили кому бы то ни было под страхом смертной казни призывать афинский народ к походу. Но Солон не побоялся запрета: притворившись безумным, он вышел на городскую площадь и громко запел сочиненную им элегию о Саламине. Говорили, что элегия так потрясла афинян, что они тут же взялись за оружие и отбили Саламин. В другой элегии — «Наставление афинянам» Солон рассказывает о бедственном положении, до которого довели государство распри между аристократией и народом, и призывает обе стороны к взаимным уступкам и миру: Ведь супостатов руками терзается город желанный В страшных кровавых боях, милых злодеям одним. Эти несчастья в отчизне творятся; из бедного ж люда Много в чужую страну вдаль поневоле идет. Проданных в тяжкое рабство, влачащих позорные цепи, И поневоле несут горькую долю рабов. Позиция аристократии, обедневшей и теряющей власть над народом, но пылающей ненавистью к простому люду, выражена в элегиях поэта VI в. до н. э. Феогнида из города Мегары. Феогнид открыто заявляет о своем желании поработить народ; он делит всех людей на «благородных» (т. е. аристократов) и «худых» (т. е. неаристократов). Государство, раздираемое борьбой аристократов с народом, представляется Феогниду кораблем во время бури: Да, в корабле мы несемся — и парус спустили свой белый — Прочь от Малийских брегов; ночь нас окутала мглой. Воду откачивать надо — никто не желает, а волны Хлещут с обоих бортов.Трудно нам будет спастись, Если все так поступают. —У кормчего, дельного мужа, Отняли руль.Это был опытный страж корабля... Грузчики всем верховодят, а подлые добрыми правят. О, я боюсь, что волна нашу ладью поглотит. Если элегии Тиртея, Солона и Феогнида проникнуты политическим содержанием, то совершенно иной характер носят элегии поэта VII в. до н. э. Мимнерма, воспевающего любовь и скорбящего о наступлении старости, которая представляется ему хуже самой смерти. Другой вид поэзии — ямб — предназначался преимущественно для насмешливых, шуточных песен. Особенно прославился своими язвительными ямбами Архилох с острова Парос. Греки противопоставляли величественному эпосу Гомера с его богами и героями «низменную» поэзию Архилоха, рассказывавшего о своей жизни: о бедности, попойках, любовных неудачах грубым и резким языком. Греки считали Архилоха творцом этого нового литературного жанра — ямба. Третий вид лирической поэзии — мели-ка— отличался от первых двух разнообразием и сложностью стихотворных размеров. Мелика была одноголосная (монодийная) для исполнения соло и хоровая. Нам известны три выдающихся мелических поэта, писавших для исполнения соло: Алкей, Сапфо, Анакреонт. Алкей (конец VII — начало VI в. до н. э.) родился на острове Лесбос, в аристократической семье, принимал участие в политической борьбе аристократии против народных вождей, несколько лет находился в изгнании. Его стихотворения, посвященные политическим событиям, объединены в сборник «Песни борьбы». Подобно аристократу Феогниду, Алкей представляет государство в виде корабля, который носится по бурному морю, а действия враждующих партий — в виде налетающих со всех сторон ветров: Пойми, кто может, буйную дурь ветров: Валы катятся — этот отсюда, тот Оттуда, в их мятежной свалке Носимся мы с кораблем смоленым. Это стихотворение написано изобретенным Алкеем размером, получившим название алкеевой строфы. Современница Алкея — поэтесса Сапфо, также уроженка Лесбоса, организовала школу для обучения девушек из аристократических семейств поэтическому искусству и пению и создавала девичьи хоры. Основная тема ее песен — любовь, муки ревности и разлуки, страдания от неразделенной любви. Сапфо известна также своими свадебными песнями — э п и т а л а м и я м и. Их пели вечером при свете факелов, когда невесту вели в дом жениха. Это были переработки свадебных народных песен. Они исполнялись двумя хорами — хором девушек и хором юношей — и сопровождались обычным припевом: «Гимен, о Гименей». Третий представитель мелической одноголосной поэзии — Анакреонт с острова Теос (Малая Азия) долгое время жил при дворах правителей в различных городах Греции. Он писал песни для узкого круга приближенных властителя, проводивших время в пирах и любовных приключениях. Его поэзия искрится беззаботностью, легкостью и весельем: Пирожком я позавтракал, отломивши кусочек, Выпил кружку вина — и вот за пектиду берусь я, Чтобы нежные песни петь нежной девушке милой. Музыкальность, простота и легкость стиха доставили Анакреонту славу на все времена. Ему подражали Пушкин и многие другие поэты. Пушкин посвятил Анакреонту свое стихотворение «Гроб Анакреонта». Помимо одноголосной мелической поэзии, в древней Греции получила развитие хоровая лирика. Она выражала настроения целой группы людей и обычно предназначалась для общественных празднеств. Хоровая лирика отличалась от одноголосной мелики величественным и торжественным характером. Это были гимны в честь богов: пеаны (песни-молитвы) в честь Аполлона, дифирамбы в честь Диониса и т. д. Гимны исполнялись хорами мужчин, а иногда хорами мальчиков. Особый вид хоровой лирики составляли парфении, которые пели хоры девушек. В древности славился своими парфениями поэт VII в. до н. э. Алкман. Другой вид хоровой лирики — произведения, исполнявшиеся во время спортивных состязаний. Высший расцвет хоровой мелической поэзии связан с именем Пиндара (конец VI—начало V в. до н. э.), современника греко-персидских войн. Пиндар принадлежал к знатному роду, объехал многие города Греции, некоторое время жил при дворах сицилийских тиранов. Он писал пеаны, дифирамбы, парфении, но бессмертную славу принесли ему эпиникии — хвалебные песни, посвященные победителям на спортивных состязаниях. Эпиникии Пиндара разделены на четыре книги соответственно четырем местам спортивных общегреческих состязаний: Олимпийские, Пифийские, Истмийские, Немейские. К основной теме эпиникий — прославлению победителя — примешиваются побочные: Пиндар рассказывает мифы, связанные с древним знаменитым родом своего героя, а также мифы, относящиеся к родине победителя или месту состязания. Он вкладывал в эпиникии длинные рассуждения о морали, религии и т. п. Лирическая поэзия занимала в древнегреческой литературе первенствующее положение в течение двух с половиной веков (VII в.— первая половина V в. до н. э.). В отличие от более древнего литературного жанра — эпоса, повествовавшего о событиях далекой старины, о богах и героях, лирика подняла злободневные политические вопросы, раскрыла внутренний мир человека, чувства и настроения отдельной личности, создала необычайное богатство стихотворных размеров. Все это подготовило почву для развития нового литературного жанра, которому лирика уступила господствующее место в литературе, — афинской драмы V в. до н. э. |
ПОИСК
Block title
|