. Гомер
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Гомер

Гомер

У истоков европейской поэзии стоят две великие поэмы — «Илиада» и «Одиссея». Они возникли в древней Греции. Греки издавна, как и все народы, слагали и рассказывали мифы — сказания о богах и подвигах древних героев. Лучше всех эти мифы знали аэды — народные певцы-сказители. Они передавали их из рода в род, изменяли или дополняли древние песни, складывали по их образцу новые песни. Поко­ления народных певцов — аэдов выработали мер­ный стих — гекзаметр, своеобразный по­этический язык, богатый старинными словами и оборотами, набор постоянных эпитетов и раз­вернутых сравнений, готовые выражения для описания часто повторяющихся действий. На­чиная песню, аэд ударял по струнам кифары, намечая ритм, и нараспев сказывал какой-нибудь эпизод известного мифа. Желанные гости на всяком празднестве, аэды пользова­лись всеобщим почетом. Считалось, что их вдохновляют сами боги.

Аэдом, бродячим слепым певцом, представ­ляли себе греки и Гомера — легендарного поэта, который, по преданию, первый стал слагать вместо коротких песен большие герои­ческие поэмы — эпопеи: «Илиаду» — о вели­кой войне греческого племени ахейцев против малоазиатского города Илиона (Трои) и «Одис­сею» — о возвращении после войны одного из греческих вождей, царя Одиссея, из Трои на родной остров Итаку.

Некоторые ученые думали, что «Илиада» и «Одиссея» целиком написаны одним поэтом; другие полагали, что поэмы эти — соедине­ние небольших песен аэдов; третьи допускали, что Гомер сочинил небольшую поэму, а после­дующие поэты дополнили ее разнообразными эпизодами. Действительно, эти поэмы выро­сли из песен древних аэдов, но механическое соединение готовых песен не могло бы образо­вать таких цельных и сложных произведений, как поэмы Гомера. Эти песни, несомненно, были творчески переработаны, подчинены еди­ному художественному замыслу.

У поэм был гениальный автор, и мы назы­ваем его Гомером.

По древнему обычаю, «Илиада» начинается обращением поэта к музе, богине — покрови­тельнице поэзии:

Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына...

Гнев Ахилла — вот завязка поэмы. Вождь ахейской рати Агамемнон во время осады Трои отнял у храбрейшего воина Ахилла его плен­ницу Брисеиду. Оскорбленный Ахилл отказал­ся воевать, удалился от греческих войск и умо­лил Зевса помочь троянцам одержать верх над греками. Пусть почувствует гордый Агамем­нон, что значит лишиться лучшего ахейского героя! И Зевс внял его мольбе. Уже на второй день битвы ахейцы бегут и скрываются в своем лагере. Агамемнон отправляет к Ахиллу послов с просьбой о помощи, обещает вернуть пленницу, предлагает богатые дары, но Ахилл непреклонен. Новый день приносит новые беды: троянцы врываются в лагерь ахейцев, бой идет у самых греческих кораблей. Ахилл скорбит о неудачах своих соратников, но он все еще во власти гнева; сам он не выходит на помощь, а посылает своего друга Патрокла. Облаченный в доспехи Ахилла, во главе его воинов, Патрокл оттесняет троянцев от кораблей. Но в разгар боя он сталкивается с троянским героем Гек­тором и гибнет от его руки. Ахилл в отчаянии. Своим отказом от общего дела он погубил лучшего друга. Ахилл примиряется с Агамем­ноном. Грозный гнев Ахилла обращается на тро­янцев. Начинается новая битва, самая страш­ная из описанных в поэме. Сами боги нисходят с Олимпа и принимают участие в сражении против троянцев. Троянцы бегут. Перед сте­нами Трои сходятся в поединке Ахилл и Гек­тор. Гибнет Гектор. Ахилл привязывает его тело к колеснице и волочит по полю. Патрокл отмщен, но душа Ахилла неспокойна. Ночью в его палатку входит престарелый отец Гек­тора — троянский царь Приам. Припав к ко­леням Ахилла, напоминая ему о его собствен­ном старце отце, он молит вернуть тело сына, чтобы похоронить его с честью. Человеческое горе соединяет врагов, вместе плачут они о павших: Ахилл — о Патрокле, Приам — о Гек­торе. Гнев утихает, Ахилл отдает отцу тело сына, и троянцы с честью погребают своего героя. На этом кончается «Илиада».

Как события «Илиады» начинаются на по­следнем, десятом году осады Трои, так и события «Одиссеи» развертываются на последнем, десятом году странствий Одиссея, возвращающе­гося на родину после победы над троянцами. В его царстве, на Итаке, уже мало кто надеется на возвращение царя. Каждый из знатных граждан сам теперь мечтает стать царем; наперебой они сватаются к супруге Одиссея Пенелопе и буйно пируют в царском дворце. Боги наконец освобождают Одиссея, томящегося на далеком острове у нимфы Калипсо. Смастерив плот, пускается герой в открытое море. Буря выбрасывает его на землю мореходов-феакийцев. Здесь его находит феакийская царевна Навсикая и ведет к своему отцу, царю Алкиною. Радушно принятый, Одиссей рассказывает феакийцам обо всем, что видел во время своих скитаний: об одноглазом великане Циклопе, о плавучем острове бога ветров Эола, о людое­дах лестригонах, о волшебнице Цирцее, пре­вращающей людей в свиней, о пути в царство мертвых, о коварных сиренах, которые завле­кают мореплавателей пленительным пением, и так далее и, наконец, о грозной буре, которая погубила последних спутников Одиссея, а его самого выбросила на берег острова нимфы Калипсо. Тронутые несчастьями Одиссея, феакийцы отвозят его на Итаку. Здесь, неузнан­ный, в облике нищего, два дня выжидает он случая отомстить женихам Пенелопы. Случай представляется, когда Пенелопа вынесла жени­хам для состязания большой лук Одиссея. Ни один из женихов не смог даже натянуть тетивы. Тогда попросил испытать силы и Одиссей. С презрительным смехом дали женихи лук неведомому нищему. Тут-то Одиссей объяв­ляет, кто он такой, и расправляется с недру­гами. Пенелопа радуется возвращению мужа, народ приветствует своего царя.

Все части каждой поэмы связывает единая тема: гнев Ахилла — в «Илиаде», тоска Одис­сея по родине — в «Одиссее». Эти ведущие темы выдвигают двух главных героев поэм. Они не­похожи друг на друга. Ахилл — пылкий юно­ша, не знающий меры ни в добром, ни в злом порыве; Одиссей хитроумен, недоверчив и осто­рожен. Немногими, но выразительными чертами обрисованы и остальные герои. Для историка поэмы Гомера — это энциклопедия жизни древ­них греков. Труд пахаря и кузнеца, народное собрание и суд, дом и сражение, оружие и утварь, состязания атлетов и детские игры — все это предстает перед нами то в ходе самого рас­сказа, то в пространном описании, то в беглом сравнении. Гомер не пытается воздействовать на чувства читателей, но, когда он с бесстрастной, почти протокольной точностью описывает в «Илиаде», как, хватаясь руками за землю, гибнут люди под ударами копий и мечей, а в «Одиссее» — какие убранства украшают покои Алкиноя и какие плоды зреют в его садах, это лучше всяких рассуждений говорит об ужасах войны и о радостях мирной, счастли­вой жизни.

Каждый народ имеет свои песни и сказания, из которых вырастает национальная литера­тура. Гомер своим творчеством завершает веко­вые традиции искусства народных певцов и от­крывает первый этап греческой литературы. Эпопеи его гармонично сочетают песни аэдов и подлинно художественное литературное ма­стерство их создателя. В этом секрет бессмерт­ной славы поэм Гомера.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ