. Русское устное народное творчество
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Русское устное народное творчество

Русское устное народное творчество

«Покажите мне народ, у которого бы больше было песен,— писал Н. В. Гоголь,— наша Украина звенит песнями. По Волге, от верхо­вья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский че­ловек...»

Так Гоголь писал о песне, но то же можно сказать и о сказке, и о пословице, и о многих других видах устного народного творчества.

На севере, на побережье Белого моря, по берегам рек Мезени, Пинеги и Печоры, на Онежском озере и окружающих его малых озе­рах, в недавнее сравнительно время можно бы­ло услышать былины, или старины, как их называют сами сказители и их слуша­тели, т. е. эпические песни о древнерусских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, о новгородском гусляре Садко, о заезжем богатыре Дюке Степановиче. Былины эти «поются», сказываются своеобраз­ным мерным напевом. И сейчас еще встречаются сказители, знающие старинные былины. Это последние хранители нашего национального эпоса. К сожалению, молодежь не перенимает их искусства. Но еще недавно, лет тридцать назад, можно было встретить сказителей, пом­нивших несколько тысяч стихов.

Хороший сказитель обычно, чтобы привлечь внимание слушателей, начинал с запева. Иног­да это всего несколько слов, иногда же це­лая самостоятельная картина:

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота Океан-море,

Широко раздолье по всей земле,

Глубоки омуты днепровские.

Сказитель не мог бы удерживать в памяти многие тысячи стихов, если бы в былинных тек­стах не повторялись веками выработанные, так называемые типические формулы, или общие места, которыми он пользовался в своем по­вествовании: описания пира, поездочки бога­тырской, прихода богатыря в княжеские па­латы, седлания коня и т. п.

Устойчивы и другие приемы былины, пере­ходящие из одного произведения в другое,— определения, постоянные эпитеты, преувели­чения изображаемых явлений — гиперболы и т. д. В совокупности все эти приемы создают медленно развертывающееся торжественное, мо­нументальное повествование о подвигах могу­чих богатырей, всегда готовых встать на за­щиту родной русской земли.

Русский богатырь, воплощающий в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине, — Илья Муромец. Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьем-разбой­ником, с захватчиком Идолищем поганым, о победе над Калином-царем, о ссоре с князем Владимиром. С ним вместе на заставе богатыр­ской смелый и добрый, но любящий прихваст­нуть Алеша Попович и умный, образованный по тому времени Добрыня Ни­китич. Все они — защитники Киевского государства.

Совсем другой мир раскры­вается в новгородских былинах об удальце Василии Буслаеве, не верящем ни во что, кроме своей силы и смелости, о гус­ляре Садко, чарующем своей игрой морского царя. Эти бы­лины знакомят нас с жизнью богатого Новгорода, с его ши­рокими международными торго­выми связями.

Одна из лучших русских бы­лин — о пахаре Микуле Селяниновиче, наделенном чудесной богатырской силой и олицет­воряющем трудовой русский народ.

Отдельные былины, так же как и народные сказки, запи­сывались уже в XVII в. Их публикация началась в XVIII в.

Несколько позже, чем бы­лины, возникли народные исто­рические песни. В них поется об Иване Грозном и Петре Г, о Суворове и Кутузове, о Степане Разине и Емельяне Пугачеве. В этих песнях народ высказал свою оценку исторических событий, свое отно­шение к историческим деятелям.

В песнях о Разине и Пугачеве выражена не­нависть народа к боярам и царским воеводам, безграничная любовь и доверие к вождям крестьянских восстаний.

Все мы в раннем детстве слушали сказки. Возникли они очень давно и в течение долгих веков играли в жизни человека такую же роль, как сейчас книги.

Сказки очень разнообразны: это и рассказы о животных, и занимательные волшебные пове­ствования о чудесных приключениях героя, и поучительные короткие сказы о ленивых, упрямых или глупых людях.

Каждый из этих видов сказки отличается особым содержанием, образами, стилем.

В глубокой древности возникли сказки о животных, очень сходные по своему харак­теру у всех народов и обнаруживающие следы первобытных верований и представлений. В на­стоящее время русские сказки о животных, подобно басням, чаще всего воспринимаются как иносказательные рассказы о людях. Хит­рая лиса, трусливый заяц, глупый и жадный волк — постоянные герои наших сказок.

Волшебные сказки тоже очень древние. Их действие происходит в чудесном тридевятом царстве, тридесятом государстве, герои ле­тают на коврах-самолетах, шагают в сапогах-скороходах, скрываются под шапкой-невидим­кой, строят за одну ночь чудесные дворцы и города.

Особенно много русский народ создал сати­рических сказок о глупых, злых или упрямых людях, о жестоких барах и жадных попах...

Во всех этих поэтических сказках, таких разнообразных по своему характеру, отражает­ся народная мечта о лучшей доле, добро побеж­дает зло, торжествует правда, справедливость. Каждый год у нас выходят сотни сборников сказок. Самый большой сборник русских ска­зок был составлен в XIX в. ученым А. Н. Афа­насьевым.

Из живительного источника народной сказ­ки черпали вдохновение лучшие наши писа­тели: Пушкин, Гоголь, Аксаков, Некрасов, Л. Н. Толстой, Короленко, Горький, А. Н. Тол­стой, Пришвин и многие, многие другие.

Самый распространенный жанр в русском народном творчестве в настоящее время — песня. Огромные песенные сокровища собраны в знаменитых сборниках П. В. Киреевского, П. И. Шейна, А. А. Соболевского.

Грустные и веселые, тоскливые и бодрые, народные песни всегда поэтичны и красивы, поражают своим художественным мастерством. Манеру их исполнения прекрасно раскрыл И. С. Тургенев в своих знаменитых «Запис­ках охотника» — в рассказе «Певцы».

«Новое время — новые песни»,— говорит на­родная пословица. Новые жизненные условия и запросы породили в XIX в. коротенькую, за­дорную частушку, а в конце XIX — начале XX в. широкое распространение получила революционная песня. В романе «Мать» М. Горь­кий показал силу такой песни и ее роль в жизни рабочих.

И в наши дни в городе и деревне звучат песни, сложенные профессиональными и само­деятельными поэтами.

Во всем многообразном высокохудожест­венном народном творчестве — в сказках и бы­линах, исторических песнях и частушках, в за­гадках, пословицах и поговорках, в обрядовом фольклоре — отражены внутренний мир русского человека, его жизнь и быт.

Недаром неутомимый пропагандист народ­ного поэтического творчества, его собиратель и исследователь, основоположник советской науки о народном творчестве М. Горький пи­сал: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного твор­чества».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ