. Наука а литературе
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Наука а литературе

Наука а литературе

В рассказе М. Горького «Читатель» (1898) очень хорошо сказано о сущности литературы: «Цель литературы — помогать человеку пони­мать себя самого, поднять его веру в себя и раз­вить в нем стремление к истине, бороться с пош­лостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтобы люди стали благо­родно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты. Вот моя форму­ла, она, разумеется, неполна, схематична... дополняйте ее всем, что может одухотворить жизнь».

Этот рассказ написан почти семьдесят лет назад, мы уже в новом периоде истории, и могли бы во многом его дополнить в свете того, что знаем о задачах литературы наших дней, но главное о значении литературы здесь сказано. Сущность литературы в том, что она позволяет отдельному человеку жить единой жизнью с человечеством, делить судьбу со всем миром в его прошлом и настоящем и в его мечтах о грядущем. Чем меньше человек обра­щается к литературе, тем он беднее, тем огра­ниченнее его духовный мир; чем теснее человек с ней связан, тем значительнее круг мыслей, чувств, представлений о жизни, которые иначе и не возникли бы у него. Вот почему литература должна сопровождать людей в течение всей их жизни, и, чем сильнее они на нее опираются, тем крепче становятся.

Но понятно, что литература (включая устное творчество) развивается вместе с развитием че­ловечества, и, чтобы охватить эту огромную область накопленных обществом художественных сокровищ, необходимо глубокое изучение ли­тературы, нужно опираться на то, что может дать наука о литературе.

Один пример: за пятьдесят лет Советской власти в нашей стране вышло (на всех язы­ках наших национальностей) около двухсот тысяч художественных произведений. Как в них разобраться? На этот вопрос отвечает исто­рия литературы. Нам недостаточно было бы получить полный список этих произведений, даже если бы мы владели всеми языками (а ли­тература выходит у нас на многих десятках языков) и могли бы их прочесть. Нам нужно отобрать среди произведений интересующие нас темы, жанры, выделить то, что наиболее значительно в художественном отношении.

Но что мы признаем наиболее значитель­ным? Очевидно, то, что с наибольшей правди­востью и яркостью говорит о жизни (в сказках, в фантастике тоже есть своя правда — правда мысли и чувства). А для этого нам надо сравнить произ­ведения с жизнью, т. е. понять их в той истори­ческой обстановке, в которой они возникли. Для этого нам надо очень много узнать о самих писателях, их жизни, деятельности, отноше­ниях.

Нам нужно точно определить сам текст произведений. Часто писатели их переделы­вают; может случиться, что при издании были допущены ошибки. Всем этим занимается осо­бый раздел истории литературы — тексто­логия (а если мы имеем дело со старинной литературой, с рукописями, то нам нужна бы­ла бы палеография, т. е. знание исто­рии письменности, которая позволяет опреде­лить время написания рукописи).

Писатели могут расходиться в своих взгля­дах на жизнь, спорить, по-разному освещать те или иные события. Только благодаря истории литературы мы можем представить себе твор­чество писателя и каждое его произведение в той общественной обстановке, где оно воз­никло, понять его роль в общественной борьбе своего времени.

Но история литературы должна опираться на теорию литературы, которая изучает саму природу литературного твор­чества, определяет его отличие от других видов познания жизни, своеобразие видов искусства и особенности искусства словесного, рассмат­ривает, как исторически развивались роды и виды литературы, характеризует особенно­сти и развитие основных художественных мето­дов, опираясь на эстетику, определяет значение эстетического идеала для творчества писателя.

В теорию литературы входит изучение ком­позиции и сюжета, особенностей языка худо­жественной литературы, стихосложения — сло­вом, всего, что позволяет нам судить о мастер­стве писателя, о богатстве художественной формы его произведений.

Наконец, к какому бы времени ни относи­лись произведения, которые мы читаем, нам прежде всего нужно отдать себе отчет в том, что они помогают увидеть и понять в нашей жизни, в современности. Это задача критики. Она откликается на произведения современных писателей, рассматривает их в свете тех задач, тех эстетических целей, ко­торые подсказывает сегодняшний день. Кри­тик, опираясь на опыт, накопленный исто­рией и теорией литературы, не только оцени­вает сделанное писателем, он может, привле­кая новые материалы современности, по-но­вому подойти к тому, что сказано писателем, выдвинуть свою точку зрения, привлечь новые материалы. Критика наряду с художественной литературой заставляет нас соприкоснуться с эстетическим идеалом наших дней, задумать­ся о насущных вопросах нашей жизни. Кроме того, у критика есть возможность, сопоставив близкие или, наоборот, различные по своему духу произведения ряда писателей, осветить какую-либо сторону жизни так, что это даст более разностороннее представление о ней, чем каждое отдельное произведение.

Вот почему критика играет большую роль в общественной жизни. Великие русские кри­тики Белинский и Добролюбов занимали исключительное место в общественной жизни России. Но критик рассматривает не только современные произведения. Его задача и в том, чтобы с точки зрения современности, насущных интересов наших дней осмыслить и произведения прошлой литературы.

Возьмите, например, «Капитанскую дочку»: казалось бы, что творчество Пушкина исследова­но Белинским, а лучше Белинского не напи­шешь.

Но сейчас мы располагаем новыми данными о том, как писалась «Капитанская дочка» Пуш­киным (эти материалы собраны во второй части VIII тома Полного собрания сочинений А. С. Пушкина, Изд-во АН СССР, 1940). Писатель работал над этой повестью с января 1833 по 19 октября 1836 г. Изучение того, как Пушкин создавал эту повесть, как менялся его замы­сел, чрезвычайно интересно. Однако дело не только в этом. О многих произведениях литерату­ры прошлого нет новых данных, а вместе с тем они по-прежнему интересуют критику. Почему? Потому что мы сами изменились, у нас нако­пился уже новый исторический опыт, и в свете его нас привлекает в произведении то, что ранее не могло привлечь внимания критиков. В самом деле, в «Капитанской дочке» Пушкина речь идет о народном восстании во главе с Емельяном Пугачевым. Пушкин писал о нем пос­ле разгрома восстания декабристов, точнее в 30-е годы XIX в. Белинский писал о Пушкине десятилетие спустя — в конце первой половины XIX в. Но мы-то живем уже после победы Вели­кой Октябрьской социалистической революции, мы воспринимаем восстание Пугачева (1773 — 1775) почти через двести лет, когда народ добился освобождения, нам теперь виднее и те слабости, и та скрытая сила, которые были в движении пугачевцев, мы относимся к Пугачеву совсем иначе и о новом понимании народного восстания во главе с Пугачёвым нам скажет уже критик нашего времени. Пройдут еще годы, и опять накопится новый опыт, и надо будет опять по-новому перечитывать «Капитанскую дочку» — в свете современности. А Гринев? Нам дороги многие черты его характера, мы ценим его прямоту, честность, верность долгу, муже­ство, которое он проявил перед лицом смерти, все то, что привлекло к нему симпатии самого Пугачева. Эти черты близки нашему представ­лению о ценности человека. И в то же время мы видим ограниченность цели, которой служил Гринев: героизм в защите монархии и борьбе с пугачевцами. Видя эти черты харак­тера Гринева, мы яснее можем почувствовать, что дает нам наше время, зовущее человека к подлинно высокой цели. И благодаря «Ка­питанской дочке» мы лучше поймем нашу со­временную жизнь, сравнивая ее с далеким прошлым.

По-своему различные стороны науки о ли­тературе служат одной главной задаче — все более полному освещению литературы, для того чтобы она отдала нам свое богатейшее содержание в самой полной мере.

Наука о литературе освещает литературные произведения ярким светом, без него мы мно­гого в них не увидим, не заметим, не поймем. Наука о литературе обеспечивает писателю ши­рокую дорогу к сердцу и мыслям его читателей.

Литературоведение много дает и автору худо­жественного произведения, раскрывая перед ним секреты мастерства великих писателей. Оно использует их опыт, проверяя новые произ­ведения опытом современности, осмысливая законы, управляющие художественным твор­чеством.

Развитие литературы неразрывно связано с развитием критики и науки о литературе в целом.

А духовное развитие человека очень многим и многим обязано тому, что ему в течение всей его жизни дает литература. И чем лучше чело­век это понимает, тем вернее и тверже идет он по своей жизненной дороге.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ