.
Меню сайта
|
Роды и виды. Стиль. ТечениеРоды и виды. Стиль. ТечениеСлово литература происходит от латинского слова литера — буква, т. е. имеет в виду то, что написано, письменность (мы здесь говорим о художественной литературе, имеющей эстетическое значение, а не вообще о литературе, т. е. о письменности, имеющей деловое, научное, бытовое и другое назначение). Но и до изобретения письменности устное народное творчество (фольклор) создавало картины человеческой жизни. В этом смысле художественно-словесное творчество шире понятия «литература», и возникло оно на основе развития самой человеческой речи, другими словами, оно существует почти столько же времени, сколько и само человечество. Понятно, что в своем историческом развитии у разных народов в разные периоды их жизни литературное творчество было многообразным. Но все же в нем можно отметить некоторые общие черты. Прежде всего мы можем заметить, что оно повсеместно как бы делится на два основных рода: лирику и эпос (эпическое повествование). Это как бы два полюса литературного изображения: с одной стороны, короткое — иногда в четыре, в восемь, двенадцать строк — лирическое стихотворение; с другой — большой роман, где много действующих лиц, сложные события. И нас интересует и то, о чем говорится в стихотворении, и то, о чем рассказывает нам роман— большая форма эпического повествования. Стихотворение раскрывает нам духовный мир человека, а в романе рассказывается об отношении человека к другим людям, о событиях, в которых они участвуют. Если эти события ярко обрисовывают поступки людей, раскрывают черты характеров героев, а ход действия не поясняется рассказчиком, перед нами драма, третий род (во многом все же близкий к эпосу). А вслед за тем литературные роды делятся на различные виды (например, к эпосу относятся и рассказ, и повесть, и роман, и эпопея). Это все самые различные формы развития литературного творчества, возникающие благодаря разнообразию исторических условий, в которых развивается литература. На примере литературных родов и видов мы видим, что при всем разнообразии в них можно уловить и общие черты. С особенной ясностью они выступают, когда мы сравниваем творчество писателей, которые действуют в общей для них общественно-исторической обстановке. Конечно, всякий писатель пишет по-своему и непохож на других; он обладает, как говорят, своим, индивидуальным литературным стилем. Сравнив Пушкина и Некрасова, мы сразу почувствуем, с одной стороны, что они очень различны, у каждого из них свой стиль: в языке, в круге интересующих их тем, в том, как они изображают людей, и т. д. Но если писатели находятся в общей исторической обстановке, одновременно выступают в литературе, близки друг другу по своим эстетическим идеалам, то при всем своеобразии их стилей между ними создается творческая перекличка, их интересуют общие вопросы, они стремятся к общим целям, возникает то, что называют литературным течением. Так, например, в XIX в. Гоголь, Некрасов, Чернышевский, Герцен, Салтыков-Щедрин и близкие им по духу писатели составляли общее течение критического реализма, широко развившегося в русской литературе. У каждого из них свой стиль, но их связывает на основе их исторической близости общий художественный метод (о методе см. ст. «Социалистический реализм — метод советской литературы»). |
ПОИСК
Block title
|