. Человековедение. Образ
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Человековедение. Образ

Человековедение.

Прежде всего мы замечаем, что в литератур­ном произведении речь идет о человеке: его поступках, чувствах, мыслях, отношени­ях с другими людьми, событиях, которые с ним происходят, предметах и природе, которые его окружают. Стоит нам назвать имя писателя, как мы сразу же вспоминаем героев, о жизни которых узнали из его произведений. Пуш­кин — и в нашей памяти возникают Онегин, Татьяна, Ленский; Лермонтов — и перед нами проходят Печорин, Бэла, Максим Максимыч. Мы представляем себе их внешность, обстанов­ку, в которой они находятся, их речь и многое другое. Различные науки изучают человека, но каждая из них интересуется той или иной стороной его жизни. Анатом изучает строение человеческого тела, историк — события обще­ственной жизни, психолог — работу человече­ского сознания и т. д., но только в литературе человек выступает перед нами как живая лич­ность.

Правда, можно вспомнить произведения, в которых человек непосредственно не изобра­жается, например стихи о природе, рассказы о животных. Но легко заметить, что, говоря о природе, поэт передает нам свое отношение к ней, мысли и чувства, которые она в нем возбудила. Так, в «Анчаре» Пушкин не просто изображает «древо смерти» — он протестует против деспотизма. Читая «Каштанку» Чехова, мы прекрасно понимаем, что писателя в пер­вую очередь интересует не судьба собаки, а отношения людей. О чем бы писатель ни гово­рил, думает он о человеке. Поэтому-то М. Горь­кий очень глубоко заметил, что литература — это человековедение.

ОБРАЗ

Мы можем коротко сказать, что главный признак литературы — изображение картин внешней и внутренней человеческой жизни — образы. Но это определение можно вообще отнести к искусству: к живописи, к скульптуре, к театру; поэтому сразу же надо добавить, что литература создает словесные картины человеческой жизни, словесные образы. В этом ее основное отличие от других видов искусства.

Конечно, в слове нельзя достичь такой непосредственности изображения, которую мы видим, например, в произведении живописи, но, с другой стороны, слову доступно все, что доступно человеческой мысли,— а что же недо­ступно мысли? Поэтому-то литература с такой полнотой охватывает все стороны жизни, явля­ется такой послушной нам машиной времени, беспредельно обогащающей наше представле­ние о мире, в котором мы живем.

Но литература может открыть нам и то, что не может показать самая совершенная машина времени, если бы мы и были в состоянии создать такую машину. До сих пор мы говорили о том, что благодаря литературе мы можем безгра­нично много узнать и о нашем прошлом, и о нашем настоящем и даже заглянуть в будущее благодаря научно-фантастическим произведе­ниям. Но литература дает нам не только зна­ние о любых сторонах жизни. Она вводит нас в область, без которой и сама жизнь поте­ряла бы для нас свою истинную цену. Литера­тура показывает нам цели, стоящие перед на­ми, за которые мы боремся; без них не было бы движения вперед.

Человек не может жить без цели в жизни; он думает о том, какими должны быть настоя­щие люди, какими должны быть отношения между людьми, какими качествами они долж­ны обладать, короче, у нас всегда есть идеал в жизни, к его осуществлению мы стремимся. Идеал — это наше представление о совершен­ном человеке, о совершенстве в жизни.

Конечно, если мы просто представим себе такое совершенство, не связывая его с тем, что мы видим в жизни, такой идеал будет немногого стоить. Но если мы улавливаем в самой жизни ее лучшие черты, угадываем, какие пути в са­мой жизни ведут к воплощению идеала, то такой идеал становится большой силой, он ведет нас вперед, и, чем яснее мы его себе пред­ставляем, тем вернее наш жизненный путь. Конечно, идеалы меняются в зависимости от исторической обстановки, от условий жизни.

В наше время человечество выдвинуло са­мый высокий в истории идеал— коммунизм; при этом строе будут самые справедливые отноше­ния между людьми и человек самого благород­ного облика, готовый к подвигу, к самопожерт­вованию для блага общества. Представление об идеале складывается, вырабатывается в дея­тельности людей, в самой жизни, оно охватывает самые различные ее стороны. И вот в искусстве, и в особенности в литературе (благодаря всепроникающему слову), представление об идеале выступает в живом воплощении в человеке, на примере его жизни, показанной в самых раз­личных ее проявлениях, в чувствах, мыслях, поступках людей. Мы видим, как складывается характер Павла Корчагина, через какие испы­тания он проходит, в чем себя проявляет. Мы понимаем, что и в нашей жизни могут быть подобные обстоятельства, и мы учимся на его примере, как вести себя в жизни. В Музее Н. Островского есть много писем от читателей, рассказывающих, как в трудную минуту они спрашивали себя, а как бы на их месте посту­пил Павел Корчагин, и это их выручало, при­давало им бодрость, стойкость и силу.

Мы можем сказать, что литература не только дает нам всестороннее знание жизни, но она еще учит нас, как вести себя, показывает нам живые примеры того, как воплощаются в жизни наши идеалы.

Воспринимая произведения искусства, мы испытываем чувство радости, наслаждения, по­тому что встречаемся с изображением идеала, как бы воплощенного в жизни, в реальных поступках людей.

Понятно, что в литературе мы встречаем изображение не только хороших, но и отрица­тельных явлений, противоречащих идеалу. Стало быть, литература помогает бороться с тем, что мешает идеалу в жизни (в этом, в част­ности, значение сатирических произведений).

Чувство, вызванное произведением искус­ства, называют эстетическим чувст­вом. Мы можем теперь сказать, что литература ценна для нас тем, что она создает образы, словесные картины человеческой жизни, имею­щие эстетическое значение (т. е. вызывающие у нас эстетическое чувство).

Литература поэтому неисчерпаема — каж­дое литературное произведение будет давать нам все новое и новое знание о жизни и будить в нас все новые и новые эстетические чувства.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ