. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И НАУКА О НЕЙ. Машина времени
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И НАУКА О НЕЙ. Машина времени

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И НАУКА О НЕЙ.

Машина времени

К герою рассказа И. С. Тургенева «Приз­раки» явилась призрак-женщина Эллис. Она могла летать и в пространстве и во времени. Вместе с ней герой побывал в древнем Риме, увидел Цезаря, затем перенесся в Россию XVII в. на берег Волги, к сподвижникам Стеньки Разина, потом в Италию, во Францию... Правда, за такие полеты пришлось платить дорогой ценой: призрак пил кровь своего пассажира.

Тургенев отнюдь не стремился к тому, чтобы распространять веру в существование призраков, но он не мог найти другого способа для путешествий своего героя в прошлое. «Могу... уверить,— писал он,— что меня исключитель­но интересует одно: физиономия жизни и прав­дивая ее передача, а к мистицизму во всех его формах я совершенно равнодушен и в фабуле «Призраков» видел только возможность про­вести ряд картин».

Прошло немногим более тридцати лет, нау­ка ушла вперед, и вот уже Герберт Уэллс опуб­ликовал в 1895 г. роман «Машина времени», где попытался обосновать идею о теоретической возможности для человека обогнать время и, стало быть, путешествовать и в прошлое и в бу­дущее. Но из последнего путешествия изобре­татель машины времени не вернулся...

Мы вспоминаем об этих произведениях пото­му, что они очень отчетливо передают страст­ное стремление человека выйти за пределы своей собственной жизни, соприкоснуться с са­мыми различными областями окружающего его мира, заглянуть в его прошлое, узнать о его бу­дущем. Так возникает мечта о машине време­ни, даже если за нее приходится столь дорого платить.

Но если повнимательнее присмотреться, то на первый взгляд не такой молниеносный, но зато более верный и надежный путь в мир дав­но уже открыт человечеством. Если мы захо­тим, например, узнать, что было на Руси во времена Стеньки Разина, то, читая романы С. Злобина и А. Чапыгина, мы как бы прони­каем в жизнь того времени. Откроем романы Г. Эберса — и мы узнаем о нравах людей, быте, обычаях древнего Египта; Вальтер Скотт рас­скажет нам о европейском средневековье («Айвенго»); Виктор Гюго — о Великой французской революции («93-й год»). А «Война и мир» Толстого или «Капитанская дочка» Пушкина...

Трудно перечислить все произведения, в ко­торых воспроизведены разнообразнейшие сторо­ны жизни человечества самых различных пе­риодов его истории.

Но нам также надо знать и современную жизнь, надо пройти с нашими дедами, отцами, старшими братьями великий путь революции, штурмовать Зимний дворец, как в поэме Мая­ковского «Хорошо!», сражаться с интервентами («Разгром» А. Фадеева), стоять до конца на служ­бе Родине с Павлом Корчагиным, пережить «Судьбу человека» (М. Шолохов) в годы Вели­кой Отечественной войны. Нам нужно узнать, о чем думают, к чему стремятся наши сверст­ники и современники во всех концах нашей страны, узнать их сокровенные помыслы, до которых не доберется никакая машина вре­мени, кроме литературы.

Литературе доступен весь мир, а нам, чита­телям, доступна литература, и, стало быть, через нее доступен мир и нам.

И когда в школе изучают литературу как особый предмет, то необходимо помнить, что она остается с нами на всю жизнь. И конечно, чем глубже мы понимаем, что литература может нам дать, тем больше мы сумеем от нее и взять.

В чем же ее основные особенности, чем она отличается от других путей познания мира, от других видов искусства?

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ