. Рисуночное письмо
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Рисуночное письмо

Рисуночное письмо

ПИСЬМЕННОСТЬ. Ш? З? Три?

Одно и то же количество предметов можно обозначить при письме разными способами.

Проще всего изобразить каждый предмет специальным значком, например черточкой. Предположим, речь идет о трех предметах. Тогда у нас будет такая запись: III. Это рим­ская цифра три. Ее прочтет любой человек, ни слова не понимающий по-русски, даже негра­мотный. Если потребуется прибавить или от­нять единицу, то в римской цифре достаточно прибавить или отнять палочку (в древнем Риме четыре обозначалось не IV, как теперь, a IIII).

Другой способ заключается в том, что специальным значком обозначается не каждый из считаемых предметов, а общий итог счета — 3. Если теперь к подсчитанным нами предметам прибавить еще один или убавить от них один, то внешний облик значка изменится. И мы по­лучим 4 или 2. Такие цифры прочтет и человек, не знающий русского языка, но знакомый с числовыми значениями всех арабских цифр.

Есть и третий способ, когда название числа пишут буквами: три. Такую цифру уже не прочтет тот, кто не знает русского языка.

Все три способа служат для обозначения одного и того же содержания и используются в различных письменностях земного шара.

Письменности делятся на три главных типа: рисуночный, или пиктографический, сим­волический, или идеографический, и зву­ковой, или буквенный.

Рисуночное письмо — это, собственно, еще и не письмо, а рисунок, изображающий то, о чем идет речь. Рассмотрим пример такого пись­ма (рис. 1). Эти записи взяты из хроники-лето­писи индейцев дакота, написанной на коже би­зона индейцем по имени Одинокая Собака. Каждую весну все мужчины племени собира­лись вместе и решали, какое событие было наи­более значительным в году (год у дакота счи­тался от лета до лета). Знак для этого события вносили в хронику. И потом, устанавливая ту или иную дату, опирались на эту хронику и го­ворили так: Я родился в году, когда отец Оди­нокой Собаки сломал ногу.

А вот еще одна надпись рисуночным пись­мом, но уже меньше похожая на рисунок и ско­рее напоминающая настоящее письмо, так как обозначено им не просто событие, а содержание определенного, известного текста (рис. 2). Это тоже индейская хроника, на этот раз племени делаваров. Она называется по-делаварски «Ва­лам Олум», что значит «живопись, соответ­ствующая истине». На этих двух рисунках изо­бражена часть рассказа о потопе (это, конечно, «доисторическая», сказочная часть хроники). Каждый рисунок вызывает в памяти рассказчика-делавара строчки хроники:

«Амангамек, маркдоппанек, алендьювек метцираннек. Манитодасин мокол вичемап. «Пал-пал», пайат, пайат, ведичемап».

Большие рыбы, их было много, людей некото­рых они сожрали. Манитодасин с лодкой помогла им. «Приди!» Пришла, пришла, помогла всем.

Манитодасин — буквально «таинственная дочь». Это прозвище мифологического сущест­ва — женщины Нипахумсква, живущей на Луне.

Из этих двух надписей следует вывод: пись­менность должна быть, как говорят, мнемо­ническим (в переводе с греческого — памят­ным) приемом, т. е. сохранять память о том или ином событии или воспроизводить тот или иной текст. Но мнемонической функцией не ограничивается письменность. Ею часто поль­зуются для того, чтобы передать от одного че­ловека к другому какое-нибудь важное сооб­щение. Недаром само слово письмо имеет два значения — «письменность» и «письменное сооб­щение, пересылаемое на далекое расстояние».

На рисунке 3 воспроизведено печальное письмо юкагирской девушки (юкагиры — неболь­шая народность, живущая в северо-восточной части Якутской АССР): девушка (1) живет в своем до­ме, но ее мысли витают над домом другого че­ловека (2), хотя у него жена и двое детей (3). А вокруг дома девушки бродит юноша (4), и все мысли его над ее домом.

Иногда письменные знаки определяют, как человек должен в том или ином случае действо­вать. Зачатки такого письма — зарубки охот­ников на деревьях. А в усовершенствованном виде мы можем наблюдать его в знаках улич­ного движения: например, перечеркнутая стрел­ка означает, что движение в определенном направлении запрещено (рис. 4). В современном обществе пиктогра­фическое, или рисуночное, пись­мо встречается на каждом шагу. Может быть, это делается именно для того, чтобы привлечь внима­ние непривычной в наше время формой сообщения? Вот несколько общеизвестных примеров: череп и кости на трансформаторных буд­ках; значки родов войск на пого­нах и в петлицах военнослужа­щих — танки, пушки, самолеты; рисунок рюмки на коробках, в ко­торых перевозятся бьющиеся пред­меты, и т. д. (рис. 5).

В сущности, пиктографические надписи ничем не отличаются от рисунка. Рисуночная письмен­ность еще не настоящее письмо.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ