. Хорош ли наш календарь?
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Хорош ли наш календарь?

Хорош ли наш календарь?

Календарь создан для того, чтобы вести правильный счет дням, и каждый день, как страницы в книге, имеет свой порядковый но­мер: 10 января — это день № 10, а 10 февраля— № 41. Точно так же должны быть занумерованы по порядку и годы — от какой-либо начальной даты.

В древности египтяне вели летосчисление по династиям фараонов, китайцы — по эрам царей, греки — по олимпиадам, римляне — от основания города Рима, другие народы — от мифического «сотворения мира» или от «рож­дения Христа».

Последние две эры были сочинены богослужителями для укрепления веры в сказоч­ного создателя или спасителя мира.

 

В древней Руси год по языческим обычаям начинался весной, с теплых мартовских дней, когда приступали к полевым работам. После введения христианства православная церковь приняла юлианский календарь и эру «от сотворения мира»1, а начало года перенесла на 1 сентября.

По старинному обычаю и царь Петр I встре­чал Новый, 1700 г. н. э., или 7208-й «от со­творения мира», 1 сентября. И вдруг, нежданно-негаданно, 15 декабря глашатаи объявили царский указ: «Впредь лета счислять» не с 1 сентября, а с 1 января, и не «от создания мира», а «от рождения Христова». Новогоднее празднество продолжалось шесть дней и на­долго запомнилось москвичам. Но духовенство, бояре и прочие приверженцы старины втихо­молку роптали против «переворота счета годам».

Счет лет от рождения мифического Христа теперь принят большинством культурных госу­дарств и называется «нашей эрой» (н. э.).

Точность календаря, разумеется, не зави­сит от того, с какого дня начинается год и от какой даты ведется счет годов — от историче­ского ли события или от выдуманного богослужителями. Но религиозные верования и пред­рассудки мешают улучшить существующий ка­лендарь — нестройный, неустойчивый, нерав­номерный.

В самом деле, одни и те же числа приходятся на разные дни недели и каждый год перескаки­вает на один или два дня вперед. Получается так потому, что год содержит не ровно 52 не­дели, т. е. 364 дня, а 365 или 366.

Очень неудобно и то, что месяцы имеют разное число дней — от 28 до 31, кварталы — от 90 до 92, первое полугодие — 181 или 182 дня, а второе — 184. Мы уже привыкли к та­ким недостаткам, но это усложняет расчеты. Они были бы проще, если бы существовал «вечный», неизменный из года в год календарь с одинаковым числом рабочих дней в каждом месяце.

Вопрос о реформе нынешнего календаря возник больше ста лет назад.

 

С тех пор разра­ботаны сотни проектов. Один из них был пред­ложен Международной ассоциацией всемир­ного календаря при ООН (Организации Объ­единенных Наций). Какой же это проект?

Год состоит из 4 одинаковых кварталов по 13 недель, или 91 дню. Первый месяц каждого квартала (январь, апрель, июль, октябрь) имеет 31 день с 5 воскресеньями, а все осталь­ные месяцы — по 30 дней с 4 воскресеньями. Получается, что в любом месяце 26 рабо­чих дней. Каждый год и каждый квартал начи­нается с воскресенья.

В этом календаре ровно 52 недели, или 364 дня. Недостающий 365-й день исключается из счета недель и не имеет числа. Он вставляет­ся в конце года как праздник Мира и дружбы народов. В високосные годы 366-й день, также без числа и дня недели, вставляется между 30 июня и 1 июля (см. проект календаря).

Этот проект был одобрен Советским Союзом, Индией, Францией, Югославией и другими го­сударствами, но до сих пор не осуществлен. Почему? Ввести новый календарь можно лишь по международному соглашению, а правитель­ствам США и Англии этот проект не понра­вился «по религиозным соображениям».

Если в календаре даже один день исклю­чается из счета недель, то следующее после него воскресенье тоже сдвинется на один день вперед. И выйдет, что Христос «воскрес» не в воскресенье, а в понедельник, по прежнему счету дней. Точно так же и другие христиан­ские праздники придутся не на «свои» дни. Вот почему церковь отстаивает сохранение существую­щего счета времени внутри года, связанного с религиозными верованиями и увековеченного ре­лигиозными предрассудками. Вот почему задер­живается и календарная реформа. Любая рели­гия — враг науки. И вся история календаря — самый простой, очевидный пример того, как религиозные верования мешают прогрессу.

Очень удобный счет дней придумали древ­неегипетские жрецы, но сами же лишили свой календарь связи с временами года: любой ме­сяц блуждал по всем сезонам. Безнадежно за­путали календарь своими плутнями римские жрецы. Отличный республиканский календарь Франции мог бы служить образцом для всех времен и народов, но он был отменен по настоя­нию католической церкви.

Религиозные верования и теперь мешают улучшить календарь, хотя необходимость в этом давно уже назрела и признана большин­ством народов.

Неизвестно, когда удастся осуществить ре­форму, но вы можете, не дожидаясь этого, сами изготовить календарь, годный до 2100 г.

 

 

1 Сотворение мира христианской церковью было приурочено к 5508 г. «до рождества Христова».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ