. Юлианский календарь
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Юлианский календарь

Юлианский календарь

Странный календарь утвердился в Риме больше 2500 лет назад. Год начинался с марта и состоял из 12 месяцев: 4 месяца имели по 31 дню, 7 — по 29, а в феврале было 28 дней. В сущности это был испорченный лунный ка­лендарь — месяцы в нем плохо согласовались с новолуниями, а в году было 355 суток, т. е. не хватало 10 1/4 суток. Разница эта с каждым годом увеличивалась, и короткий календарь все больше убегал вперед — от зимы к весне, от весны к лету.

Надо бы добавлять тринадцатый месяц, но это строго-настрого запрещали религиозные верования. И верные хранители суеверий — жрецы, ведавшие календарем, нашли ловкий выход: они спрятали от богов дополнительный месяц, вклинив его очень забавным способом в февраль. Раз в два года после 23 февраля жрецы добавляли какой-то кургузый месяц мерцедоний, то из 22, то из 23 суток, а затем как ни в чем не бывало продолжали считать 24 февраля, 25, 26 и т. д.

Перехитрив такой уловкой доверчивых бо­гов, жрецы решили, что теперь уже все в по­рядке, но в их календарь затесался лишний день. Ведь за 4 года дополнительно вставля­ли два мерцедония по 22 и 23 дня, всего 45 дней. Можно считать, что в среднем за год в кален­дарь добавлялось 11 1/4 (45:4) суток, а не хва­тало в календаре только 10 1/4. Вот почему и появился лишний день.

Раньше календарь был чересчур коротким и торопливым, теперь он стал излишне длин­ным и медлительным, все больше отставал от времен года. Казалось бы, невелика беда — один день, но за 30 лет он «дорос» до месяца, потом до двух и более: на полях уже начина­лась уборка урожая, а календарь все еще ука­зывал весенние месяцы.

Вдобавок жрецы нередко распоряжались календарем в корыстных интересах: когда хотели пораньше собрать налоги, они пропускали мерцедоний, а если выгоднее было продлить год, то добавляли вставной месяц. Так окончательно запутался счет месяцев. Надо было согласо­вать сумбурный календарь с временами года и положить конец злоупотреблениям богослужителей. Эту реформу провел римский дикта­тор Юлий Цезарь в 46 г. до н. э.

По совету александрийского астронома Созигена Цезарь исключил неуклюжий мерцедоний и перекроил число дней в месяцах; в 7 ме­сяцах стало по 31 дню, в 4 — по 30, а в феврале осталось 28 дней. Таким образом, в году стало 365 суток, а должно быть 365 1/4. Из этих чет­вертушек за 4 года нарастают целые сутки — их решено было добавлять к каждому четвер­тому году, удлиняя на один день февраль. Таким календарем мы и пользуемся теперь, считая високосными, т. е. по 366 дней, годы, порядковое число которых делится на 4, на­пример 1960, 1964, 1968...

Начало года Цезарь перенес с марта на 1 ян­варя — с этого дня приступали к своим обя­занностям государственные чиновники. Но прежние названия месяцев сохранились, и это привело к недоразумению.

Раньше в календаре первый месяц по имени бога Марса назывался мартиус, второй — априлис, третий и четвертый, посвященные богиням Майе и Юноне,— майус и юниус. Сле­дующие месяцы именовались по латинским чис­лительным: пятый — квинтилис, шестой — секстилис, седьмой — септембер, восьмой —октобер, девятый — новембер и десятый — децембер. Последние два месяца — януариус и фебруариус — были названы именами богов Яну­са и Фебруо.

Когда эти два месяца из последних превра­тились в первые, все остальные также измени­ли свои места: септембер уже оказался не седь­мым, а девятым, октобер — не восьмым, а де­сятым и т. д., хотя это было явной бессмысли­цей. Только пятый месяц — квинтилис — в честь Юлия Цезаря назвали июлем, а позже шестой месяц — секстилис — августом, по имени перво­го римского императора Августа.

С тех пор и сохранились в нашем календаре названия месяцев по именам римских богов, богинь и верховных правителей, а также по латинским числительным, не соответствующим своему смыслу.

 

Сохранилась и древняя, не всегда удачная мера времени — неделя, введен­ная еще вавилонскими жрецами-астрономами. Они знали только пять планет и добавляли к ним также Солнце и Луну. Эти семь светил по древневавилонским религиозным верованиям считались жилищами богов, и каждый из богов управлял «своим» днем. Семидневка вместе с восточными религиями вошла и в юлианский (так он был назван по имени Юлия Цезаря) календарь. Каждый день недели посвящался одному из небесных светил: Солнцу, Луне и планетам, которые по именам римских богов были названы Меркурием, Вене­рой, Марсом, Юпитером и Сатурном. Христи­анская церковь приняла юлианский календарь и сохранила неделю, освятив ее новыми рели­гиозными суевериями. Уцелела она и до на­ших дней.

В древней Руси неделя называлась седми­цей, а воскресенье — днем недельным или про­сто неделей, т. е. днем отдыха, когда нет дел. Понедельник — первый день по (после) недели, вторник — второй, среда, или середа, — сере­дина седмицы, четверг и пятница — четвертый и пятый дни. Суббота получила название от еврейского слова «сабат» — конец дел. И теперь нередко говорят «шабаш» в смысле «довольно, кончено дело!».

Юлианский календарь, принятый хри­стианской церковью, распространился среди всех европейских народов и просуществовал у них больше 1600 лет. Зачем же понадобилось ис­правлять его?

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ