. Коста-Рика
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Коста-Рика

Коста-Рика

Золото манило испанских завоевателей в Новый Свет, как тогда называли Америку. Увидев на жителях Карибского побережья золо­тые украшения, они дали ему имя Коста-Рика— «Богатый берег». Это название и носит в Цент­ральной Америке небольшая республика (50,7 тыс. км2), расположенная между Ника­рагуа и Панамой. Коста-Рика с 1838 г.— само­стоятельное государство.

На территории страны поднимается высокое нагорье, прорезанное горными цепями и мно­жеством вулканов. Его окаймляют с востока и запада узкие низменности вдоль побережья Тихого океана и Карибского моря. Климат тропический: на низменностях и нижних скло­нах гор средняя месячная температура +24°, на Центральном плато +17,5°.

Во влажных тропических лесах Карибской низменности и на восточных склонах растут ценные породы деревьев, а также огромные древовидные папоротники. Более сухие тихо­океанские склоны покрыты лиственными леса­ми, а местами встречаются саванны.

Республика Коста-Рика — отсталая аграр­ная страна. В экономике ее господствует аме­риканская монополия «Юнайтед фрут компани». Об эксплуатации рабочих на плантациях этой компании США талантливо рассказал костариканский писатель Карлос Луис Фальянс в романе «Мамита Юнай», переведенном на рус­ский язык. Еще в конце XIX и в начале XX в. компания захватила около трети обрабатывае­мой земли. В ее руках находятся банановые плантации Тихоокеанского побережья. Она же владеет плантациями какао и абаки (манильская пенька), обслуживает на своих судах внеш­нюю торговлю. Капиталисты США контроли­руют месторождения и добычу золота и серебра, бокситов и марганцевых руд. Нефтяные компа­нии обнаружили на юго-востоке страны нефть. Полезные ископаемые разрабатываются слабо.

Ведущие культуры сельского хозяйства — кофе и бананы. Кофейные деревья возделывают в мелких (0,5—1 га) крестьянских хозяйствах Центрального плато. Эти хозяйства находятся в большой зависимости от скупщиков — аген­тов иностранных компаний, устанавливающих цены на кофе. Когда цены резко падают (что обычно бывает во время кризисов), многие крестьяне разоряются, продают свои земельные участки и становятся батраками. Получить ра­боту в промышленности, развитие которой тор­мозится иностранным капиталом, трудно. Про­мышленность представлена небольшим количе­ством предприятий, сосредоточенных главным образом в столице — городе Сан-Хосе (166 тыс. жителей).

Производство кофе в крестьянских хозяй­ствах Коста-Рики, а не на плантациях, принад­лежащих иностранному капиталу, связано с историческими условиями колонизации и осо­бенностями состава населения. Коста-Рика — единственное государство Центральной Аме­рики и Вест-Индии, где почти все жители (1,5 млн. человек) креолы — потомки испанских переселенцев, занимавших всегда привилеги­рованное положение по сравнению с немного­численными здесь цветными (метисов и негров мало, а индейцев почти нет). Этим же объясня­ется и то, что подавляющее большинство коста­риканцев грамотны — умеют читать и писать. Однако среднее и высшее образование доступно преимущественно детям помещиков, крупных торговцев, высокопоставленных чиновников. В латиноамериканской литературе появились писатели и поэты Коста-Рики. Народ создал своеобразный фольклор. Поговорки костари­канцев остроумны и метки. О человеке, который много болтает и мало делает, они говорят: «Эта птица в перьях, но не летает!»

Умельцы страны славятся художественной обработкой дерева. Традиционные двухколес­ные повозки украшают затейливой резьбой, а их огромные колеса делают из разных сортов специально подобранной древесины и окраши­вают в яркие цвета. При движении эти повозки издают мелодичные звуки — как будто поют.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ