.
Меню сайта
|
Предки календаряПредки календаряКаких только календарей не было у различных племен и народов! Жители тихоокеанских островов Самоа началом года считали то время, когда густыми косяками идет рыба. У других племен год начинался с прилета птиц, появления зайцев или других животных. Подобные приметы еще в каменном веке служили вехами времени для первобытных охотников и рыболовов. Когда основным средством существования стали земледелие и скотоводство, такие «календари» уже не могли удовлетворить людей: они только указывали, что весна или лето уже наступили, но не предсказывали их, не помогали заблаговременно предвидеть наступление весны, чтобы подготовиться к обработке земли и посеву. Правда, еще древние земледельцы понимали, что урожай зависит от Солнца, и поклонялись ему как творцу — богу света, тепла, самой жизни. Неодинаков путь «божественного» светила в разные времена года: летом оно поднимается выше, чем весной, а зимой проходит ближе к горизонту, чем осенью. Постепенно был замечен этот «круговорот» Солнца. Но одно дело — заметить и совсем другое — запомнить: ведь письменности еще не было, видимый путь дневного светила изменяется медленно и постепенно в течение целого года, а сколько времени продолжается год, никто не знал. Легче уследить за стройным движением звезд: ни одна из них не обгоняет соседок и не отстает. Еще первобытные пастушеские племена подметили неизменный узор созвездий и по звездам находили верный путь к становищам. Для земледельцев небесные путеводители стали предсказателями времен года. Одни созвездия, как у нас Большая и Малая Медведицы, видны с вечера до рассвета каждую ночь, другие, например Водолей, словно скрываются на зимние месяцы. В это время года они восходят уже после Солнца и тонут в его лучах, а вновь их можно заметить весной. В древнем Китае близость весны предвещал Небесный Ковш — созвездие Большой Медведицы: ручка ковша при заходе Солнца «смотрела» в это время на восток. У древних греков «сигнальным» созвездием служили Плеяды, которые шесть недель не были видны. Как только скрывались они, наступала пора сева. Такие небесные приметы были и у других народов, но приметы — еще не календарь. Казалось бы, проще всего подсчитать, сколько дней проходит от одной весны до следующей, и гадать не придется, когда начинать полевые работы. Но в глубокой древности счет был мудреным искусством. К тому же легче считать вещи, чем дни: вещи остаются, а дни исчезают безвозвратно... Неизвестно, где и когда впервые зародился счет дней по пальцам. Сначала достаточно было одной или двух рук: так возникли пятидневная и десятидневная недели. А когда усложнилось хозяйство и понадобилось заглядывать в более отдаленное будущее, на помощь пришел «небесный счетовод» — Луна. Изменчив видимый лик Луны: то, словно призрак, появляется на западе бледный серп, едва заметный в лучах заходящего Солнца, то серебрится полумесяц, то во всем блеске сияет светлый диск, то начинает он угасать, снова превращаясь в узкий серп, пока совсем не исчезнет на 2—3 дня. А потом опять возникает тонкий серп «новорожденного» светила. Всегда в одном и том же порядке сменяются фазы Луны. Ее загадочные превращения и мягкий, вкрадчивый свет, побеждающий мрак ночи, рождали веру в чудесные силы таинственного светила-божества, равного Солнцу. И многие народы поклонялись Луне, а жрецы — богослужители подсчитали, что от одного возрождения «ночного солнца» до следующего проходит около 30 суток. Луна стала надежным счетчиком ускользающих дней... Самые далекие наши предки знали, что после светлого дня приходит темная ночь: на заре истории человечества была уже известна первая природная мера времени — сутки. Прошло много тысяч лет, прежде чем была открыта вторая мера — месяц. И до сих пор на многих языках, как и на русском, месяцем называют и Луну, и связанную с ней меру времени. Зимой день короче, а летом длиннее, но всегда, в любое время года, день да ночь — сутки прочь, и всегда по Луне можно вести счет дням. Сутки и месяц стали основными мерами времени, и по этим вехам сложились первые календари у древних народов.
|
ПОИСК
Block title
|