. Саудовская Аравия
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия — самое крупное в Азии по территории арабское государство. Она зани­мает почти весь Аравийский полуостров. Ее площадь — 2,2 млн. км2, население — около 7 млн. человек. Столица — Эр-Рияд.

Территория Саудовской Аравии — родина всех арабских племен. Отсюда они в VII — VIII вв., в период арабских завоевательных войн, расселились в соседние страны и посте­пенно смешались там с местным населением.

Большая часть Саудовской Аравии покрыта почти бесплодными песками и скалистыми го­рами, лишь кое-где разбросаны редкие зеленые оазисы. Самую большую песчаную пустыню арабы называют Руб-эль-Хали — «Пустая чет­верть» (мира). Лето в стране жаркое. Средняя температура самого теплого месяца (июля или августа) выше 30°. Зима теплая. Средняя тем­пература января даже на севере страны +10°.

В стране выпадает очень мало осадков и нет ни одной постоянно текущей реки. Только в се­зон дождей со склонов гор стекают бурные по­токи, сухие русла рек ненадолго наполняются быстро уходящей в землю водой. Такие русла называют «вади». Лишь в отдельных районах подпочвенные воды выходят потоками на по­верхность: на западе — в горной стране Асир и в оазисах, вытянувшихся вдоль гор Хиджаза, в центре — на возвышенностях Неджда и особенно на востоке — в низменной области Эль-Хаса.

В засушливых районах страны воду добы­вают большей частью из глубоких колодцев. Ее выкачивают иногда с глубины 120 м насо­сами или же, как и в старину, достают боль­шими кожаными бурдюками с помощью ослов и верблюдов.

Еще в глубокой древности население Ара­вии разделилось на три группы: кочевые ското­воды, или бедуины, полукочевники, совмещаю­щие скотоводство с обработкой земли, и осед­лые жители оазисов, занимающиеся земледе­лием, ремеслами и торговлей. Вследствие эко­номической отсталости страны такое деление сохраняется до сих пор.

Бедуины (по-арабски — «обитатели пусты­ни») разводят верблюдов, с которыми они круг­лый год перекочевывают с пастбища на паст­бище, иногда проходя по пустыне больше ты­сячи километров. Верблюд — основная цен­ность бедуинов: молоко и мясо верблюда идут в пищу, из шерсти изготовляют одежду, мешки, веревки, из шкуры выделывают кожаную ут­варь, навоз используется как топливо. Раньше бедуины продавали верблюдов и сдавали их внаем для перевозки грузов, но после первой мировой войны в странах Ближнего Востока появился автомобильный транспорт, и спрос на верблюдов постепенно стал падать. Многие бедуины перешли из-за этого к оседлому образу жизни и стали земледельцами.

Бедуинов в стране не меньше половины насе­ления. Живут они в переносных прямоугольных шатрах из черных шерстяных полотнищ, натя­нутых на вбитые в землю деревянные колья. В жару боковые стенки шатра поднимаются, а когда холодно, шатер почти со всех сто­рон застегивается деревянными булавками и обогревается сложенным из камней очагом.

Одежда бедуина состоит из длинной белой или синей рубахи, шерстяного плаща и куфии — головного платка. Куфия — кусок ма­терии, который складывают треугольником и надевают на голову так, что один конец спус­кается на затылок, а два других падают на пле­чи или же прикрывают нижнюю часть лица. Придерживается куфия шнуром из верблюжьей шерсти, дважды закрученным вокруг головы. На ногах бедуины носят кожаные сандалии. Бедуинки носят такие же рубахи и плащи, как мужчины, но обычно украшенные яркими вы­шивками, длинные шаровары и головные плат­ки; иногда их костюм дополняется буркой — куском материи, спускающимся из-под платка на лицо и закрывающим нос и рот.

Питаются бедуины преимущественно молоч­ными продуктами: верблюжьим молоком и про­стоквашей. К этому добавляются финики, яч­менные лепешки или бургуль — круто сварен­ная каша из пшеничной или кукурузной муки, политая простоквашей. Мясо у кочевников — праздничное блюдо.

Излюбленный напиток — кофе, но пьют его бедуины лишь по праздникам. Приготовляют кофе без сахара и добавляют пряности: гвоз­дику, семена кардамона.

Суровая жизнь в пустыне сделала бедуинов очень выносливыми: они привыкли подолгу находиться в пути под палящими лучами солн­ца, переносить голод и жажду.

Полукочевники Саудовской Аравии разво­дят овец, коз, а на востоке страны и горбатых индийских коров — зебу. Перед откочевкой на зимние пастбища полукочевники обычно вспа­хивают и засевают ячменем или просом не­большие участки земли. Для охраны посевов остаются два-три семейства или несколько ста­риков.

Образом жизни полукочевники напоминают бедуинов, но многие из них живут летом не в шатрах, а в настоящих домах.

И бедуины и полукочевники разводят чисто­породных арабских лошадей, прославившихся своей замечательной быстротой и неутоми­мостью. Когда-то коневодство было важной отраслью хозяйства арабов, но затем оно было подорвано экспортом больших партий лошадей в Турцию, .Индию, в европейские страны. Сей­час у бедуинов лошадей сравнительно немного. Ими владеют лишь очень богатые люди.

Оседлая жизнь и земледелие сосредоточены в оазисах; здесь сеют ячмень, кукурузу, просо, овес, клевер, разводят сады и огороды, выращи­вают финиковые пальмы. Сады дают хорошие урожаи яблок, груш, слив, абрикосов, перси­ков, инжира, грецкого ореха, миндаля, фиста­шек. В оазисах целыми днями слышится рев рабочего скота и скрип деревянных водо­подъемников, подающих воду для орошения полей и садов.

Труд аравийского земледельца тяжел. Так же как его деды и прадеды, он обрабаты­вает землю ручной мотыгой или, в лучшем слу­чае, примитивной деревянной сохой, боронит граблями и доской-волокушей, убирает зерно­вые серпом, а молотит прогоняя скот по снопам.

Крестьяне живут в глинобитных или сло­женных из неотесанного камня домиках. В та­ком жилище чаще всего одна комната. В теплое время на плоской крыше дома спят, сушат фрукты и зерно. В горных районах, на юго-западе страны, строят дома, похожие на башни, высокие и суживающиеся кверху. Жилая ком­ната в верхнем этаже, а в нижнем — утварь и скот. Мебель в крестьянском жилище — ред­кость, чаще всего ее заменяют циновки, спле­тенные из пальмовых листьев; на циновках спят, едят и работают.

Пища крестьян состоит главным образом из лепешек, различных овощных и крупяных похлебок и фиников, которые в Саудовской Ара­вии называют хлебом бедняков. Финики едят во всех видах: свежими, сушеными, вялеными или приготовляют из них пасту, добавляя яч­менную муку и жир. Из фиников варят сладкий сироп, а из сока финиковой пальмы приготов­ляют напиток лакби.

Одежда аравийского крестьянина — рубаха, более короткая, чем у кочевника, и белые шта­ны, которые закатывают во время работы. Крестьянки, в отличие от кочевниц, никогда не носят бурку и не закрывают лицо.

Крупные оазисы Саудовской Аравии еще в древности превратились в городские центры с развитой торговлей и ремеслами. В них изго­товляли тонкие, затканные золотыми нитками шерстяные плащи, оружие, ювелирные изде­лия, медную и глиняную посуду. Но с конца XIX в. увеличился ввоз в Аравию фабричных товаров, — это привело старинные ремесла в упадок. Почти все города стали только торго­выми центрами, как бы базарами, которые об­служивают соседние поселения и кочевья бедуи­нов. В аравийском городе извилистые узкие улицы и переулки, обязательно есть крытые базары, караван-сараи (постоялые дворы для караванов) и многочисленные башни минаре­тов. Однако даже в самых маленьких городах новая культура проникает в старый уклад жиз­ни. Караваны верблюдов перемежаются с авто­мобилями и велосипедами, национальная одеж­да — с одеждой европейского типа, в лавках наряду с местными кустарными изделиями про­даются привезенные из других стран ткани, обувь, посуда, пищевые продукты.

В Саудовской Аравии почти нет обрабаты­вающей промышленности, но ее нефтедобываю­щая промышленность занимает одно из первых мест в мире. Уже давно бедуины, кочевавшие на побережье Персидского залива, наблюдали в пустыне таинственные огни и собирали для своих светильников просачивающуюся на по­верхность земли нефть. После первой мировой войны в Саудовской Аравии были открыты бога­тейшие запасы нефти, а в начале 30-х годов аравийская нефть привлекла внимание амери­канских компаний. Они заставили правитель­ство Саудовской Аравии дать им монопольное право на поиски и добычу нефти на площади, превышающей половину всей территории стра­ны. Вскоре возникла крупная нефтедобываю­щая промышленность, был проложен трансара­вийский нефтепровод, в городе Рас-Танкуре построен большой нефтеперерабатывающий за­вод.

На предприятиях американской нефтяной компании АРАМКО («Арабиен америкэн ойл К°») рабочие-арабы подвергаются жесто­кой эксплуатации. Работая 9 —10 часов в день, они получают в несколько раз меньше, чем американские нефтяники той же квалифи­кации.

Арабские рабочие ведут борьбу за свои эко­номические и политические права, за освобож­дение страны от американской кабалы.

В западной части Саудовской Аравии, в об­ласти Хиджаз, где в начале VII в. возник ис­лам, находятся «священные» города — Мекка и Медина. В Мекке, по преданию, родился осно­ватель ислама пророк Мухаммед (см. т. 8 ДЭ). Каждый мусульманин считает одной из своих главных религиозных обязанностей посетить хотя бы раз в жизни этот город, т. е. совершить хадж (паломничество). Посещение Мекки дает мусульманину почетное звание хаджи. Кроме Мекки, паломники посещают и Медину, чтобы поклониться там гробнице Мухаммеда.

Паломничество в Мекку дает заработок де­сяткам тысяч жителей Хиджаза. Они перевозят паломников, сопровождают их в качестве ги­дов, снабжают продовольствием и сувенирами —четками, сосудами со «святой» водой, различ­ными изделиями из перламутра и кожи. Всем этим могут заниматься лишь мусульмане. Не только сама Мекка, но и ее округа в радиусе 18 км считаются «святой» землей, на которую не имеет права ступить ни один иноверец. Этот запрет строго соблюдается. Нарушение его каралось в прошлом смертной казнью. Теперь нарушивший запрет платит высокий денеж­ный штраф и на пять лет попадает в тюрьму. Даже самолеты, на которых доставляют в Мекку богатых паломников, обслуживаются исключи­тельно летчиками-мусульманами.

Саудовская Аравия  в ее нынешних  грани­цах   возникла   после  первой  мировой   войны. Свое название государство получило от имени эмирского1 дома Саудитов, которые возглавили освободительную борьбу арабов против турец­ких, а затем английских захватчиков. Эта борь­ба привела к объединению большей части Ара­вийского полуострова в единое королевство Саудовская Аравия.

У короля Саудовской Аравии почти неогра­ниченная власть. Формально в своей деятельно­сти он должен считаться лишь с древними пред­писаниями мусульманского права — шариата. Король не только светский, но и духовный глава государства — имам (руководитель) господ­ствующей в стране религиозной секты мусуль­ман-ваххабитов. В прошлом последователи этой секты использовали религию как знамя «свя­щенной» борьбы за изгнание иноземцев и объ­единение арабов Аравийского полуострова; те­перь они отличаются от мусульман других тол­ков лишь некоторыми религиозными представ­лениями и традициями. Король назначает ми­нистров и созывает совещательный совет из представителей крупных феодалов, торговой буржуазии и высшего духовенства.

Саудовская Аравия — феодальное государ­ство. Большая часть водных источников и при­годных для обработки земель принадлежит по­мещикам. Они сдают крестьянам в аренду не­большие земельные участки и забирают себе до 2/3 урожая. Главы бедуинских племен (шей­хи) владеют огромными стадами скота и за­ставляют работать на себя малоимущих кочев­ников. Господство феодальных отношений за­держивает экономическое и культурное разви­тие страны. Как и тысячу лет назад, жители страны, в особенности кочевники и полукочев­ники, делятся на племена и роды и даже со­блюдают обычай родовой кровной мести. Жен­щина здесь неполноправна. Муж покупает жену за деньги и в любое время может дать ей развод, оставив себе детей.

В стране мало школ и медицинских учреж­дений. Большинство населения неграмотно. В по­следние годы достижения в области культуры в соседних, более развитых арабских странах побуждают правительство Саудовской Аравии также стремиться к преобразованиям. Оно начало расширять систему народного образо­вания и приступило к подготовке учителей-арабов. Была открыта первая государственная научная библиотека в столице Эр-Рияде и пер­вый на Аравийском полуострове университет.

1 Эмир — по-арабски повелитель, князь. Титул эми­ра присваивается также сыновьям арабских монархов.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ