. Игры детей с животными
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Игры детей с животными

Игры детей с животными

Игра с животными (собакой, кошкой), как всякое физическое упражнение, бесспорно, полезно ребенку.

В играх с животными развивается сметливость, лов­кость, быстрота реакции; кроме того, эти игры, будучи основаны на повадках четвероногих, дают ребенку неко­торые первичные биологические знания, будят в нем лю­бопытство и любознательность, а общение с живым пре­данным существом, безусловно, способствует выработке мягкости, доброты, то есть тех душевных свойств, кото­рые мы хотим видеть в каждом нашем гражданине и которые являются началом истинной гуманности.

Полезность игры с животными — и, может быть, даже необходимость подобных игр — демонстрируют дети.

Дети играли во дворе с Пальмой, крупной лохматой дворнягой, специ­ально являвшейся для такого случая из соседнего, двора. Ребята прятались, она искала; они убегали от нее — она догоняла и т. д. и т. п. Всем это доставляло много радо­сти. И думается (я даже убежден в этом) игра эта сдру­жила не только животное с ребятами, но и цементиро­вала всю ораву мальчишек.

Эти примеры лишний раз говорят о том том, что игры с животными весьма желательны детям: они раз­вивают фантазию и способствуют сближению человека с миром животных — миром необычайно интересным и прекрасным, помогая воспитанию очень важных черт характера — доброты, человечности, умения понимать и любить природу. Сближение с природой — одна из це­лей подобных игр.

Итак, игры...

Простейшая из них — и наиболее часто наблюдаемая в жизни — «Игра с веревочкой»: ребенок убегает, волоча веревочку за собой, животное ловит, догоняя, старается ее схватить. В игре принимает участие коте­нок или щенок. Взрослое животное более проворно, и ребенку, пожалуй, в этом случае будет не под силу состязаться с ним в быстроте и ловкости.

Для игры лучше брать тесемку — она не порежет па­сти, когда животное схватит ее и будет тянуть, вырывать из рук ребенка, а он в свою очередь будет пытаться удержать ее в руках.

Играет неограниченное количество детей, по-очереди, все они одновременно и участники, и судьи (что, кстати сказать, помогает развитию чувства справедливости, честности).

Игра проводится таким образом: быстро подергивая веревочку (тесьму), перебрасывая из руки в руку, отво­дя то в одну сторону, то в другую, убыстряя или замед­ляя бег, вообще действуя как можно изобретательнее, ребенок старается не дать щенку или котенку схватить кончик бечевы. Остальные следят за этим.

Правила игры. Веревочка (тесьма) не должна отрываться от земли, ее нельзя отдергивать и прятать. Она все время змейкой волочится по земле. Нельзя си­лой выдергивать ее из пасти, когда животное схватит. Нельзя отбрасывать, отгонять или задерживать щенка. Выигрывает тот, кто сумеет дольше и успешнее других увертываться от щенка. Игра может продолжаться до первого схватывания или определенное время, три, пять минут, а потом делается подсчет, сколько раз за это вре­мя щенок (котенок) успел схватить бечеву. Кто из ре­бят самый ловкий, удачнее других противостоял щенку, тот и победитель.

«Прятки». Игра напоминает обычные прятки, в ко­торые любят играть дети всех возрастов, от самых ма­леньких до подростков 12—14 лет. Разница лишь та, что в нее вводится животное — собака (или щенок). Дети прячутся, животное их ищет.

Играть лучше во дворе, в саду, вообще в таком ме­сте, где есть много закоулков или разных предметов (строения, кусты, деревья), за которыми удобно пря­таться.

Сперва выбирают, кому «водить». Если нет добро­вольца, кидают жребий. Можно делать это по-разному, у ребят для такого случая припасены и свои излюблен­ные способы. Ребята любят «считаться»: один, пригова­ривая, касается рукой груди каждого, а остальные при этом повторяют что-нибудь вроде известного;

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалай-Болтай свалился во сне,

Вся королевская конница,

Вся королевская  рать

Не могут Болтая,

Шалтая-Болтая,

Болтая-Шалтая,

Шалтая-Болтая

собрать...

На кого пришлось слово «собрать», тому и «водить», он — «Шалтай-Болтай» (уже одно это вызывает взрыв веселья).

Для того чтобы успеть спрятаться хорошенько, дается определенное время (скажем, сосчитать до ста).

Если собака дрессированная и послушная, ее сажают на место, все (кроме того, кому «водить») разбегаются и прячутся, потом кто-то один командует: «Ищи!»

Не дрессированную собаку нужно взять на привязь, иначе она включится в игру раньше времени и никто не успеет спрятаться.

Вместе с собакой ищет и водящий, он старается по­мочь ей напасть на след. Игра заканчивается, когда най­дут всех.

Игра может варьироваться. Например, сперва соба­ка ищет хозяина, а после они уже вместе ищут осталь­ных. В этом случае всю игру водящим может быть хозяин пса.

В игре нет ни победителей, ни побежденных, тем не менее она проходит обычно очень оживленно, в быстром темпе, с хорошим веселым задором (кто лучше спрятал­ся, кого искали дольше всех!).

Очень важно, чтобы собака знала всех участников игры. Тогда ее не нужно подгонять, она сама не успоко­ится, пока' вся компания не окажется налицо. Для этого полезно, чтобы до игры ребята побегали, позабавлялись вместе с нею, вообще познакомились.

Не следует пугаться, когда собака рычит, лает, тря­сет головой, вообще изображает крайнюю свирепость. Злость эта притворная, пес отдается игре с неменьшим азартом, чем дети,— в этом ее прелесть.

От игры в прятки легко перейти к игре «в погранич­ники».

«Пограничники». Эта игра требует и большей выдумки, и большей свободы действий. Для нее необхо­дима значительная площадка, и потому лучше всего для этого подойдут луг, берег реки с зарослями кустарника, с горками и ямками, где можно хорошо спрятаться и за­маскироваться. Игра особенно увлекает мальчишек.

Вначале распределяются роли: кто—«нарушитель», кто—«пограничник». Делается это путем жеребьевки (если нет желающих быть «нарушителем»; обычно та­ких желающих мало — все хотят быть только «погра­ничниками»!). «Нарушителей» может быть и двое-трое, от этого игра становится только интереснее.

«Нарушителям» дается время пересечь какую-то ус­ловную линию (дорогу, изгородь, речку) и основательно замаскироваться, укрыться в лесу или лощинке.

Расставляются пограничные посты. И после того как условное время истекло, подается сигнал тревоги; «Нарушитель» (или «нарушители») пересек рубеж, государ­ственная граница в опасности!» В погоню за «наруши­телями» устремляется наряд с собакой.

Сложность и продолжительность игры Зависят от то­го, сколько человек в ней участвует, а также насколько большой простор для действий предоставляет местность.

Здесь может быть бесчисленное количество вариан­тов, в зависимости от воображения и инициативы участ­ников. Можно сразу спустить собаку и она «задержит» «нарушителей». Можно повести долгий поиск на мест­ности, последовательно обшарив все кустики, все укры­тия, где могут прятаться «нарушители». Можно начать «задержание» с одного конца площадки, а можно и сра­зу с нескольких (опять же в зависимости от числа участ­ников и от того, насколько велика местность). Но во всех случаях активная роль отводится собаке. Она долж­на «взять след» и по следу сперва обнаружить «наруши­телей», а после помочь их задержать.

«Нарушители» могут убегать, сопротивляться,— разу­меется, до известного предела. Они считаются пойман­ными, как только собака догонит.

Для игры нельзя брать злобную собаку. Лучше всего подойдет ласковая, добрая, приветливая. Превосходно ведут себя все дворняжки. Они покладисты, миролю­бивы, быстро «входят в роли». Пожалуй, лучших парт­неров не сыскать.

Такая игра с собакой особенно рекомендуется в лет­нее время, в пионерских лагерях, где ее можно про­вести с необходимым размахом — есть все нужные усло­вия. Зимой можно проводить эту игру на лыжах.

К играм чисто спортивного характера относятся пе­ретягивание, бег (состязание в скорости), букси­ровка.

«Перетягивание веревки (каната или «кон­ца»)»— любимое развлечение моряков и солдат. Пока­жите конец веревки собаке, и она тотчас вцепится в него зубами и тоже станет тянуть. Крупная, мощная собака тянет очень сильно и нередко может принести победу своей стороне. Хватка у нее крепкая — не вырвешь.

К игре не допускаются молодые собаки, тем более щенки, с еще неокрепшей зубной системой.

Точно так же нельзя использовать молодую собаку для буксировки лыжника и запряжки в санях, так как это требует значительного мускульного напряжения (со­бака вырастет излишне «растянутой», могут проявиться со временем и другие дефекты).

«Буксировка лыжника»— увлекательный вид спорта, и здесь пригодны все крупные, достаточно про­ворные и сильные собаки. По крепкому насту собака мчит лыжника так, что дух захватывает! Можно устраи­вать соревнования — кто быстрее пройдет определенную дистанцию (100, 200 м, 500 м).

«Гонки собачьих упряжек»—обычный вид соревнований для Крайнего Севера, в них участвуют взрослые и подростки. В городских условиях, когда дер­жат одну, редко две собаки, трудно говорить об упряж­ке в том смысле, как она понимается в краях с суровой зимой и долгой полярной ночью. Но и одна собака, за­пряженная в обычные санки, на каких катаются город­ские дети,— это тоже упряжка, и она может доставить много незабываемых минут мальчишкам и девчонкам. (Кстати, подобные катания устраиваются в некоторых городах — Ленинграде, Москве — клубами служебного собаководства.)

Городские санки — не нарта, приспособленная для передвижения по снеговой целине, на них можно ездить либо по укатанной дороге, либо по хорошо слежавше­муся плотному снегу. Но если снег проваливается и сани все время грузнут в сугробах, собака быстро выбьется из сил и гонки не получится.

Запрягать можно лишь крупное и выносливое жи­вотное, не боящееся холода, хорошо свыкшееся с мест­ными климатическими условиями. Мелкие, слабые и из­неженные собаки не годятся. Упряжь должна быть хоро­шо пригнана по собаке, она не должна тереть, душить животное, сжимая шею и затрудняя дыхание.

В соревнованиях обязательно должен принимать уча­стие кто-либо из взрослых с часами, по которым он бу­дет засекать время и следить за скоростью передвиже­ния упряжек.

Упряжки выпускаются либо все сразу (если позволяет местность и дорога), либо по очереди, в порядке номе­ров, которые выявляются жеребьевкой перед заездами.

Дистанция может быть самая различная, какую за­хотят сами соревнующиеся. Не надо чрезмерно увле­каться и задаваться слишком большим расстоянием или добиваться такой скорости, от которой собака валится наземь, высунув язык.

Собака может быть партнером в соревновании на скорость бега. Некоторые зарубежные спортсме­ны используют собак при тренировках. Конечно, обо­гнать собаку невозможно — в скорости она не уступит лошади. Однако участие такого бегуна заставляет подтя­гиваться человека, на этом и может быть построена игра, где ребята соревнуются в беге с животным.

Выбирается подходящая площадка, бег начинается по свистку судьи. Предварительно надо приучить собаку бежать по прямой; в противном случае бег смешается на первых же метрах — пес рванется в сторону, за ним помчатся дети.

Если пес никак не соглашается бежать прямо, все но­ровит забежать сбоку, можно поступить следующим об­разом: пусть владелец его встанет на финише — тогда верное животное не заставит себя просить, со старта сразу же возьмет направление на хозяина.

Игры-подражания и игры-распознав а-н и я рекомендуются для самых маленьких, и хотя про­ходят без прямого участия животных, не содержат физи­ческих упражнений и скорее приближаются к викторине, нежели к спортивному состязанию, они не менее по­лезны.

Ребята садятся в кружок, и руководитель предлагает: изобразить, как мяукает кошка; лает собака; чирикает воробей; стрекочет сорока; каркает ворона, галка; вор­кует голубь; кукует кукушка и т. д.

Если ребята еще никогда не слыхали их голосов, не знают характерных криков зверей и птиц, руководитель вначале изображает их сам, а потом предлагает сделать то же детям. Игра может продолжаться, пока не надоест. Выигравшим считается тот, у кого получается наиболее похоже.

Иначе строится игра-распознавание: сперва кто-то подражает животному, а руководитель спрашивает по­очередно каждого: угадай, какой зверь (или птица) кри­чит так.

Если есть магнитофон и запись голосов зверей и птиц, игра может вестись с помощью магнитофона. Воспроиз­водится звук, после задается вопрос: кто это? Игра раз­вивает память и наблюдательность и, безусловно, при­годится ребятам, когда они будут изучать биологию, а привычка распознавать голоса четвероногих и перна­тых не раз может оказаться полезной в жизни.

Ребята любят слушать сказки и рассказы про живот­ных и птиц. Игра-подражание поможет им закрепить в памяти услышанное. Как прыгает зайчик? Как пере­двигаются еж, коза, свинья, корова. Как ползает змея? Как чистит перышки птичка? Ребята выполняют все это очень охотно.

Игра становится совсем веселой, если внести в нее дух соревнования, например устроить состязание «зай­чиков».

Очень оживленно проходит игра «в ежа-недотрогу». Ребятишки образуют хоровод; еж (для него может быть сшит специальный костюм) встает в середине.

Ребята поют:

Ежик, ежик, догони! Ежик, ежик, уколи!

А еж, встав на четвереньки, должен коснуться их — уколоть иглами. Ребята увертываются, ежик наступает, хоровод крутится...

Безусловно, это далеко не полный перечень возмож­ных игр детей с животными или игр — подражаний жи-этным. Можно придумать еще очень  много  разнооб-!зных забав подобного рода.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ