.
Меню сайта
|
Игры детей с животнымиИгры детей с животнымиИгра с животными (собакой, кошкой), как всякое физическое упражнение, бесспорно, полезно ребенку. В играх с животными развивается сметливость, ловкость, быстрота реакции; кроме того, эти игры, будучи основаны на повадках четвероногих, дают ребенку некоторые первичные биологические знания, будят в нем любопытство и любознательность, а общение с живым преданным существом, безусловно, способствует выработке мягкости, доброты, то есть тех душевных свойств, которые мы хотим видеть в каждом нашем гражданине и которые являются началом истинной гуманности. Полезность игры с животными — и, может быть, даже необходимость подобных игр — демонстрируют дети. Дети играли во дворе с Пальмой, крупной лохматой дворнягой, специально являвшейся для такого случая из соседнего, двора. Ребята прятались, она искала; они убегали от нее — она догоняла и т. д. и т. п. Всем это доставляло много радости. И думается (я даже убежден в этом) игра эта сдружила не только животное с ребятами, но и цементировала всю ораву мальчишек. Эти примеры лишний раз говорят о том том, что игры с животными весьма желательны детям: они развивают фантазию и способствуют сближению человека с миром животных — миром необычайно интересным и прекрасным, помогая воспитанию очень важных черт характера — доброты, человечности, умения понимать и любить природу. Сближение с природой — одна из целей подобных игр. Итак, игры... Простейшая из них — и наиболее часто наблюдаемая в жизни — «Игра с веревочкой»: ребенок убегает, волоча веревочку за собой, животное ловит, догоняя, старается ее схватить. В игре принимает участие котенок или щенок. Взрослое животное более проворно, и ребенку, пожалуй, в этом случае будет не под силу состязаться с ним в быстроте и ловкости. Для игры лучше брать тесемку — она не порежет пасти, когда животное схватит ее и будет тянуть, вырывать из рук ребенка, а он в свою очередь будет пытаться удержать ее в руках. Играет неограниченное количество детей, по-очереди, все они одновременно и участники, и судьи (что, кстати сказать, помогает развитию чувства справедливости, честности). Игра проводится таким образом: быстро подергивая веревочку (тесьму), перебрасывая из руки в руку, отводя то в одну сторону, то в другую, убыстряя или замедляя бег, вообще действуя как можно изобретательнее, ребенок старается не дать щенку или котенку схватить кончик бечевы. Остальные следят за этим. Правила игры. Веревочка (тесьма) не должна отрываться от земли, ее нельзя отдергивать и прятать. Она все время змейкой волочится по земле. Нельзя силой выдергивать ее из пасти, когда животное схватит. Нельзя отбрасывать, отгонять или задерживать щенка. Выигрывает тот, кто сумеет дольше и успешнее других увертываться от щенка. Игра может продолжаться до первого схватывания или определенное время, три, пять минут, а потом делается подсчет, сколько раз за это время щенок (котенок) успел схватить бечеву. Кто из ребят самый ловкий, удачнее других противостоял щенку, тот и победитель. «Прятки». Игра напоминает обычные прятки, в которые любят играть дети всех возрастов, от самых маленьких до подростков 12—14 лет. Разница лишь та, что в нее вводится животное — собака (или щенок). Дети прячутся, животное их ищет. Играть лучше во дворе, в саду, вообще в таком месте, где есть много закоулков или разных предметов (строения, кусты, деревья), за которыми удобно прятаться. Сперва выбирают, кому «водить». Если нет добровольца, кидают жребий. Можно делать это по-разному, у ребят для такого случая припасены и свои излюбленные способы. Ребята любят «считаться»: один, приговаривая, касается рукой груди каждого, а остальные при этом повторяют что-нибудь вроде известного; Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалай-Болтай свалился во сне, Вся королевская конница, Вся королевская рать Не могут Болтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая собрать... На кого пришлось слово «собрать», тому и «водить», он — «Шалтай-Болтай» (уже одно это вызывает взрыв веселья). Для того чтобы успеть спрятаться хорошенько, дается определенное время (скажем, сосчитать до ста). Если собака дрессированная и послушная, ее сажают на место, все (кроме того, кому «водить») разбегаются и прячутся, потом кто-то один командует: «Ищи!» Не дрессированную собаку нужно взять на привязь, иначе она включится в игру раньше времени и никто не успеет спрятаться. Вместе с собакой ищет и водящий, он старается помочь ей напасть на след. Игра заканчивается, когда найдут всех. Игра может варьироваться. Например, сперва собака ищет хозяина, а после они уже вместе ищут остальных. В этом случае всю игру водящим может быть хозяин пса. В игре нет ни победителей, ни побежденных, тем не менее она проходит обычно очень оживленно, в быстром темпе, с хорошим веселым задором (кто лучше спрятался, кого искали дольше всех!). Очень важно, чтобы собака знала всех участников игры. Тогда ее не нужно подгонять, она сама не успокоится, пока' вся компания не окажется налицо. Для этого полезно, чтобы до игры ребята побегали, позабавлялись вместе с нею, вообще познакомились. Не следует пугаться, когда собака рычит, лает, трясет головой, вообще изображает крайнюю свирепость. Злость эта притворная, пес отдается игре с неменьшим азартом, чем дети,— в этом ее прелесть. От игры в прятки легко перейти к игре «в пограничники». «Пограничники». Эта игра требует и большей выдумки, и большей свободы действий. Для нее необходима значительная площадка, и потому лучше всего для этого подойдут луг, берег реки с зарослями кустарника, с горками и ямками, где можно хорошо спрятаться и замаскироваться. Игра особенно увлекает мальчишек. Вначале распределяются роли: кто—«нарушитель», кто—«пограничник». Делается это путем жеребьевки (если нет желающих быть «нарушителем»; обычно таких желающих мало — все хотят быть только «пограничниками»!). «Нарушителей» может быть и двое-трое, от этого игра становится только интереснее. «Нарушителям» дается время пересечь какую-то условную линию (дорогу, изгородь, речку) и основательно замаскироваться, укрыться в лесу или лощинке. Расставляются пограничные посты. И после того как условное время истекло, подается сигнал тревоги; «Нарушитель» (или «нарушители») пересек рубеж, государственная граница в опасности!» В погоню за «нарушителями» устремляется наряд с собакой. Сложность и продолжительность игры Зависят от того, сколько человек в ней участвует, а также насколько большой простор для действий предоставляет местность. Здесь может быть бесчисленное количество вариантов, в зависимости от воображения и инициативы участников. Можно сразу спустить собаку и она «задержит» «нарушителей». Можно повести долгий поиск на местности, последовательно обшарив все кустики, все укрытия, где могут прятаться «нарушители». Можно начать «задержание» с одного конца площадки, а можно и сразу с нескольких (опять же в зависимости от числа участников и от того, насколько велика местность). Но во всех случаях активная роль отводится собаке. Она должна «взять след» и по следу сперва обнаружить «нарушителей», а после помочь их задержать. «Нарушители» могут убегать, сопротивляться,— разумеется, до известного предела. Они считаются пойманными, как только собака догонит. Для игры нельзя брать злобную собаку. Лучше всего подойдет ласковая, добрая, приветливая. Превосходно ведут себя все дворняжки. Они покладисты, миролюбивы, быстро «входят в роли». Пожалуй, лучших партнеров не сыскать. Такая игра с собакой особенно рекомендуется в летнее время, в пионерских лагерях, где ее можно провести с необходимым размахом — есть все нужные условия. Зимой можно проводить эту игру на лыжах. К играм чисто спортивного характера относятся перетягивание, бег (состязание в скорости), буксировка. «Перетягивание веревки (каната или «конца»)»— любимое развлечение моряков и солдат. Покажите конец веревки собаке, и она тотчас вцепится в него зубами и тоже станет тянуть. Крупная, мощная собака тянет очень сильно и нередко может принести победу своей стороне. Хватка у нее крепкая — не вырвешь. К игре не допускаются молодые собаки, тем более щенки, с еще неокрепшей зубной системой. Точно так же нельзя использовать молодую собаку для буксировки лыжника и запряжки в санях, так как это требует значительного мускульного напряжения (собака вырастет излишне «растянутой», могут проявиться со временем и другие дефекты). «Буксировка лыжника»— увлекательный вид спорта, и здесь пригодны все крупные, достаточно проворные и сильные собаки. По крепкому насту собака мчит лыжника так, что дух захватывает! Можно устраивать соревнования — кто быстрее пройдет определенную дистанцию (100, 200 м, 500 м). «Гонки собачьих упряжек»—обычный вид соревнований для Крайнего Севера, в них участвуют взрослые и подростки. В городских условиях, когда держат одну, редко две собаки, трудно говорить об упряжке в том смысле, как она понимается в краях с суровой зимой и долгой полярной ночью. Но и одна собака, запряженная в обычные санки, на каких катаются городские дети,— это тоже упряжка, и она может доставить много незабываемых минут мальчишкам и девчонкам. (Кстати, подобные катания устраиваются в некоторых городах — Ленинграде, Москве — клубами служебного собаководства.) Городские санки — не нарта, приспособленная для передвижения по снеговой целине, на них можно ездить либо по укатанной дороге, либо по хорошо слежавшемуся плотному снегу. Но если снег проваливается и сани все время грузнут в сугробах, собака быстро выбьется из сил и гонки не получится. Запрягать можно лишь крупное и выносливое животное, не боящееся холода, хорошо свыкшееся с местными климатическими условиями. Мелкие, слабые и изнеженные собаки не годятся. Упряжь должна быть хорошо пригнана по собаке, она не должна тереть, душить животное, сжимая шею и затрудняя дыхание. В соревнованиях обязательно должен принимать участие кто-либо из взрослых с часами, по которым он будет засекать время и следить за скоростью передвижения упряжек. Упряжки выпускаются либо все сразу (если позволяет местность и дорога), либо по очереди, в порядке номеров, которые выявляются жеребьевкой перед заездами. Дистанция может быть самая различная, какую захотят сами соревнующиеся. Не надо чрезмерно увлекаться и задаваться слишком большим расстоянием или добиваться такой скорости, от которой собака валится наземь, высунув язык. Собака может быть партнером в соревновании на скорость бега. Некоторые зарубежные спортсмены используют собак при тренировках. Конечно, обогнать собаку невозможно — в скорости она не уступит лошади. Однако участие такого бегуна заставляет подтягиваться человека, на этом и может быть построена игра, где ребята соревнуются в беге с животным. Выбирается подходящая площадка, бег начинается по свистку судьи. Предварительно надо приучить собаку бежать по прямой; в противном случае бег смешается на первых же метрах — пес рванется в сторону, за ним помчатся дети. Если пес никак не соглашается бежать прямо, все норовит забежать сбоку, можно поступить следующим образом: пусть владелец его встанет на финише — тогда верное животное не заставит себя просить, со старта сразу же возьмет направление на хозяина. Игры-подражания и игры-распознав а-н и я рекомендуются для самых маленьких, и хотя проходят без прямого участия животных, не содержат физических упражнений и скорее приближаются к викторине, нежели к спортивному состязанию, они не менее полезны. Ребята садятся в кружок, и руководитель предлагает: изобразить, как мяукает кошка; лает собака; чирикает воробей; стрекочет сорока; каркает ворона, галка; воркует голубь; кукует кукушка и т. д. Если ребята еще никогда не слыхали их голосов, не знают характерных криков зверей и птиц, руководитель вначале изображает их сам, а потом предлагает сделать то же детям. Игра может продолжаться, пока не надоест. Выигравшим считается тот, у кого получается наиболее похоже. Иначе строится игра-распознавание: сперва кто-то подражает животному, а руководитель спрашивает поочередно каждого: угадай, какой зверь (или птица) кричит так. Если есть магнитофон и запись голосов зверей и птиц, игра может вестись с помощью магнитофона. Воспроизводится звук, после задается вопрос: кто это? Игра развивает память и наблюдательность и, безусловно, пригодится ребятам, когда они будут изучать биологию, а привычка распознавать голоса четвероногих и пернатых не раз может оказаться полезной в жизни. Ребята любят слушать сказки и рассказы про животных и птиц. Игра-подражание поможет им закрепить в памяти услышанное. Как прыгает зайчик? Как передвигаются еж, коза, свинья, корова. Как ползает змея? Как чистит перышки птичка? Ребята выполняют все это очень охотно. Игра становится совсем веселой, если внести в нее дух соревнования, например устроить состязание «зайчиков». Очень оживленно проходит игра «в ежа-недотрогу». Ребятишки образуют хоровод; еж (для него может быть сшит специальный костюм) встает в середине. Ребята поют: Ежик, ежик, догони! Ежик, ежик, уколи! А еж, встав на четвереньки, должен коснуться их — уколоть иглами. Ребята увертываются, ежик наступает, хоровод крутится... Безусловно, это далеко не полный перечень возможных игр детей с животными или игр — подражаний жи-этным. Можно придумать еще очень много разнооб-!зных забав подобного рода. |
ПОИСК
Block title
|