. Сила воображения
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Сила воображения

Сила воображения

Вооружившись микроскопом и телескопом, мы видим мир, в котором живем, гораздо глубже и шире.

Но можно увидеть и то, что недоступно непосредст­венному восприятию, при помощи воображения.

Развитое воображение — хороший помощник в учебе, в любом деле, любой профессии.

Наука открывает нам грандиозный, удивительный, беспрерывно развивающийся мир с нескончаемыми «чудесами» и в нас самих, и во всем, что нас окружает. Величайшие богатства жизни безмолвно сопутствуют нам на каждом шагу. А многие ли из нас ценят, чувст­вуют или вспоминают о них? К сожалению, увы, немногие.

Одна из причин подобного положения в том, что на­ше мышление часто бывает поверхностным.

Другой причиной является то, что научные знания часто излагаются довольно сухо. В этих случаях изла­гаемый материал не рождает к себе необходимого эмо­ционального отношения, мало затрагивает чувства и во­ображение.

Поэтому нам самим нужно позаботиться о том, чтобы с помощью воображения возможно полнее ощутить многообразие окружающего нас мира: бесконечные просторы вселенной, время, не знающее ни начала, ни кон­ца, сказочные скорости, беспредельную энергию и вели­чие труда людей, преобразующих мир.

Вот прекрасный образ, дающий некоторое представ­ление о строении материи: «Электрон меньше пылинки примерно во столько же раз, во сколько пылинка мень­ше— чего бы вы думали?—земного шара» (Я. И. Перельман).

Известно, что в природе любая частица находится с другими частицами в определенных числовых отноше­ниях. Числа, определяющие эти отношения, часто дости­гают гигантских размеров, являются «астрономиче­скими».

Вспомним о некоторых небезынтересных научных данных, которые говорят о таких астрономических чис­лах.

В капельке крови свободно плавают 5 млн. красных кровяных телец, а во всей крови взрослого человека их 25 триллионов (25000000000000, или 25-1012).

Кровь течет по сосудам и капиллярам, общая про­тяженность которых у человека в зрелом возрасте такова, что ими можно опоясать два с половиной раза нашу планету — более 100 тыс. км!. А в коре головного мозга 15 млрд. (15-109) нервных клеток. Так же сложна структура и остальных наших органов.

Большинство не понимает внушительной разницы между, скажем, миллионом и миллиардом. А между тем это нетрудно понять с помощью арифметической гим­настики.

По предложению Я. И. Перельмана в Ленинград­ском центральном парке культуры и отдыха, в па­вильоне занимательной науки, на потолке в определен­ном порядке был нарисован миллион кружков. Необо­зримое поле черных точек производило на посетителей сильное впечатление и действительно давало возмож­ность ощутить огромность миллиона. Для того чтобы усилить это впечатление, на потолке голубым кружком было выделено 3500 точек (трехсотая часть миллиона), изображавших число звезд, которое мы можем видеть на небе невооруженным глазом.

Впрочем, чтобы увидеть миллион, можно и не ехать в павильон занимательной науки. Знаете ли вы, что на двух страницах развернутой газеты «Комсомольская правда» помещается около 50 тысяч букв? Если разложить один подле другого 20 таких разверну­тых листов (они займут площадь в 10 м2), мы сможем охватить одним взглядом 1 млн. букв.

На одной из газет выделим цветным карандашом 3500 букв (несколько меньше одного столбца). Эта не­большая часть площади газеты наглядно покажет, во сколько раз миллион больше «неисчерпаемого» числа звезд, которые мы видим невооруженным глазом. .

А как представить себе миллиард? Миллион и мил­лиард звучат почти одинаково, классы их следуют один за другим, поэтому второй подсознательно кажется чуть побольше первого. Вот яркий образ, помогающий рас­сеять это неверное представление.

Мы видели, что на 20 развернутых газетных листах (в 10 м2) помещается 1 млн. букв. В гектаре—10000м2, значит, на нем поместилось бы в 1000 раз больше, чем на 10 м2, то есть как раз 1 млрд. (1000000000) букв. Сравните площадь гектара с крошечной площадью в 10 м2 и вы почувствуете, насколько миллиард больше миллиона.

Посмотрим вокруг себя и попробуем представить себе окружающие нас предметы, увеличенными в мил­лион раз.

Длина спички—47 мм. Увеличенная в миллион раз, она примет внушительный размер —47 км. Если спичку увеличить в миллиард раз, она «протянется» на 47 тыс. км, то есть обогнет земной шар по экватору и останется еще очень солидный «кончик».

Если бы отрывной календарь рассчитывался не на 365, а на миллион дней, толщина его была бы не 37 мм, а свыше 100 м.

Вы, наверное, видели машины-цистерны с надписью «Молоко». Для перевозки в течение года 23,2 млн. тонн молока потребовалось бы свыше 7 млн. таких машин. Если поставить их по две в ряд, они опоясали бы по экватору всю Землю.

Тысяча, миллион, миллиард, триллион... Хорошее представление об огромной разнице между величинами этих чисел дает следующий пример: если мысленно отсчитывать ежесекундно по единице, затрачивая на этот "счет по 12 часов в сутки, то до тысячи дойдешь за 17 минут, до миллиона — немногим больше чем за 23 дня, до миллиарда — в 63,5 года, а до триллиона — ни много ни мало за 63 500 лет.

Своеобразно и сильно передают образы грандиозного в легендах. Вот, например, как в одной древнеин­дийской легенде философ объяснял ученикам понятие вечности. Представьте себе, говорил он, алмазный куб, каждая грань которого равна ширине Ганга. Раз в тысячелетие прилетает ворон и чистит свой клюв об алмазную глыбу. Постепенно глыба стирается. Время, в течение которого вороний клюв изотрет всю глыбу так, что от нее не останется и зернышка, лишь мгновение в вечности.

Итак, наука открыла для нас беспредельный мир, и, чтобы чувствовать его таким, каков он есть в дейст­вительности— полным движения, живым, дышащим, нужно пробудить свое воображение и возможно чаще им пользоваться.

Как же возникают, создаются образы воображения?

Предположите, что к вам приехала футбольная команда, с которой вы еще не состязались. Вы играете нападающего и видели мельком высокого здоровяка из защиты противника. Задолго до игры у вас легко, почти без усилий, родится масса образов: вы представите себе, как будете вести мяч, какие уловки предпримете, чтобы обойти противника, как он будет стараться на­стигнуть и отбить мяч и т. д. и т. п.

Вы с ним еще не играли, а только видели; однако ваше воображение уже рисует, как, возможно, будет проходить игра. Новые, никогда не виданные образы, создаются толь­ко на основе того, что вы уже знаете, что в прошлом во­спринимали. Из ничего воображение творить не может.

Развитая наблюдательность, богатство знаний и опы­та служат верной основой для живого воображения.

Особенно ярким воображением обладают писатели, художники, артисты, изобретатели. Писатели мысленно «видят» и «слышат» своих героев. У И. А. Гончарова мы читаем: «лица не дают мне покоя, пристают, позируют в сценах, я слышу отрывки их разговоров — и мне часто кажется, что я это не выдумываю, а что все это носится в воздухе около меня, и мне надо только смотреть и вдумываться».

Дети пользуются воображением так часто и настоль­ко естественно, что нередко путают воображаемое с дей­ствительным. Что стоит ребенку представить себя то капитаном корабля, то шофером или военным, то учите­лем или кондуктором...

Сильно облегчит работу воображения использование наглядных пособий по самым различным предметам. Поэтому так полезны посещения выставок, музеев. Не менее полезно и увлекательно, прочитав рассказ, пред­ставить себе этот рассказ экранизированным.

Надо приучаться чаще пользоваться воображением. Это поможет в любом деле, в любой профессии.

Где-то в неосвоенном районе намечено крупное строи­тельство. Работники самых различных специальностей выезжают на место и сообразно с рельефом, почвенными и другими условиями стараются в воображении наибо­лее целесообразно распланировать, где будут проходить главные магистрали и корпуса домов и т. д. Пока они строят «воздушные замки», но чем, четче, деталь­нее они себе их представляют, тем легче будет во время самого строительства.

Ученые, инженеры и изобретатели, основываясь на своих знаниях, заглядывают в неизвестное будущее и, пользуясь воображением, открывают новое.

Научная деятельность революционера-ученого Н. А. Морозова, проведшего 25 лет в Шлиссельбургской кре­пости,— один из ярких примеров того, что может сде­лать человек, обладающий сильным, развитым творче­ским воображением.

В одиночной камере, за семью замками ему не раз­решали проводить научные опыты. Несмотря на это, Н. А. Морозов более шестидесяти лет тому назад смело и уверенно говорил о сложном строении атома, о необы­чайных запасах внутриатомной энергии.

Исключительная сила воображения помогла Моро­зову, изучившему высший математический анализ по тогдашним сухим и бесталанным учебникам, изложить отвлеченные теоремы дифференциального и интеграль­ного исчислений в очень наглядной и совершенно ориги­нальной форме.

В жизни мы беспрерывно пользуемся воображением. Это стало так привычно, что происходит для нас совер­шенно незаметно. Всегда, когда мы хотим что-либо сде­лать, мы сначала рисуем в воображении, как мы это будем делать.

Воображение можно развить в процессе специальной тренировки. О такой тренировке сказано в книге основа­теля Московского художественного театра К. С. Стани­славского «Работа актера над собой».

У Станиславского часто фигурирует магическое «если бы».

Станиславский указывает, что надо не насиловать свое воображение, а увлекать его каким-либо инте­ресным заданием. Воображение должно быть ак­тивно, оно должно вызывать сначала внутреннее, а за­тем внешнее действие. Как же вызвать эту актив­ность?

Разъясняя это, Станиславский рассказывает о люби­мой игре своей шестилетней племянницы: «Эта игра называется «Кабы да если бы» и заключается в следую­щем: «Что ты делаешь?»—спрашивает меня девочка. «Пью чай»,— отвечаю я. — «А если б это был не чай, а касторка, как бы ты пил?» Мне приходится вспомнить вкус лекарства. В тех случаях, когда мне это удается и я морщусь, ребенок заливается хохотом на всю ком­нату. Потом задается новый вопрос: «Где ты сидишь?»—«На стуле»,— отвечаю я.—«А если бы ты сидел на горя­чей плите, что бы ты делал?» Приходится мысленно сажать себя на горячую плиту и с невероятными уси­лиями спасаться от ожогов. Когда это удается, девочке становится жалко меня. Она машет руками и кричит: «Не хочу играть!» И если будешь продолжать игру, то дело кончится слезами. Вот и вы придумайте себе для упражнения такую игру, которая вызывала бы актив­ные действия» .

В течение более сорока лет автор этих строк пользу­ется очень простым, доступным для каждого, способом пробуждения воображения. Никаких особых усилий этот способ не требует, его можно применять даже после на­пряженного рабочего дня или во время небольших пере­рывов в работе, даже одновременно разговаривая с кем-либо. Он помогает разносторонне узнавать людей, с которыми встречаешься в жизни, глубже узнавать себя, что также очень важно, накапливать большой жиз­ненный опыт.

Вот в чем заключается этот способ. Скажем, надо представить себе кого-либо в различных жизненных положениях. Для этого я стараюсь представить, как он идет по нашему поселку и смотрит на попадающиеся ему на пути предметы, людей; я посылаю ему навстречу то ребенка, то мужчину или женщину, знакомых ему и незнакомых. Вхожу с ним в магазины, в кинотеатр; слежу за тем, как он ведет себя при посадке в автобус, смотрю, как и с кем он разговаривает; заставляю его работать, брать в руки разные инструменты; у него будто неотложное дело, а я создаю ему всякие препят­ствия: то длинная вереница машин не дает ему долго перейти через дорогу, то болтливый знакомый не отпу­скает его, держа за пуговицу. Все время я, конечно, слежу мысленно за тем, как он на все это реагирует. Так же я поступаю и с самим собой, ставя себя в вооб­ражении в разные жизненные ситуации. При этом я уз­наю о себе много нового, интересного и часто не­ожиданного.

Благодаря воображению научаешься сопереживать с другими людьми, чувствовать их чувствами, начина­ешь приобретать способность смотреть на мир зоркими, многовидящими глазами. Как обогащается от этого наш внутренний мир, насколько живее, непринужденнее ста­новится общение с людьми и интереснее, радостнее работается!

Активный, творческий ум, богатство внутренней жиз­ни— это не привилегия людей каких-то «возвышенных» профессий. Это — общечеловеческое свойство, достояние, которым может овладеть каждый.

В. И. Ленин говорит о фантазии — одном из видов воображения: «Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интег­рального исчислений невозможно было бы без фанта­зии».

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ