. Игры и упражнения, развивающие чувство времени
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Игры и упражнения, развивающие чувство времени

Игры и упражнения, развивающие чувство времени

Очень важно научить детей дорожить временем. А для этого надо уметь правильно его оценивать, пред­ставлять, что можно успеть сделать в тот или иной про­межуток времени и сколько его нужно на выполнение того или другого дела.

Многие дети, да и немало взрослых, не представляют себе точно продолжительности минуты, нескольких ми­нут, часа.

Для того чтобы помочь детям заметить неправиль­ность их оценки времени, полезно провести с ними такой опыт: когда соберется несколько ребят, дайте одному из них часы, пусть он следит за секундной стрелкой, по­ка она не сделает полного оборота. Он изумлен, ему ка­жется, что стрелка движется очень медленно, а осталь­ные дети, которые в это время не следят за стрелкой, думают, что минута давно прошла. Поверните цифер­блат к ребятам, дайте им самим убедиться, что длитель­ность минуты действительно такова.

Хорошо сейчас же после этого провести с ними игру «За одну минуту», упростив задания для детей моложе 10 лет. Требования игры, конечно, каждым будут выпол­нены с разным успехом.

Затем предупредите детей, что через 5—10 минут с ними вновь проведут ту же игру, пусть они за это время поупражняются и подумают, какими способами добиться лучших результатов.

Вскоре игра повторяется, и каждый может увидеть, каковы его результаты после упражнений, а ведущий показывает, кому удалось добиться большего успеха, чем другим.

Кратко напомните детям о том, что они ежедневно слышат по радио, о чем читают в газетах — о наших замечательных производственных коллективах, выполня­ющих досрочно месячные и годовые задания.

«А вот мы сами достаточно ли ценим время?

Присмотритесь внимательно к себе, к своим товари­щам, к окружающим, достаточно ли мы все ценим вре­мя? В первые же минуты наблюдений вы обнаружите, что очень много времени уходит зря.

Есть даже такая загадка: «Что мы теряем чаще всего?» (Время.)

Как же сделать так, чтобы время зря не пропадало, чтобы оно использовалось наилучшим образом? Как во многих, так и в этом случае привычка имеет реша­ющее значение — нужно создать привычку не отвлекать­ся от того, что делаешь, делать все без спешки, но быст­ро. А для этого полезно иметь достаточно точное представление о длительности секунды, минуты и т. п.

Итак, надо хорошо представлять себе продолжитель­ность секунды, минуты, часа. Это достигается упражне­ниями, которыми можно заниматься одному или с груп­пой товарищей». Чтобы детям легче было представить себе длительность минуты, полезно предложить после­дить за ведущим, который отмечает протекание одной минуты: взмахом руки (или короткими звуковыми сиг­налами) указывает начало и конец минуты; описывает рукой полный круг в течение одной минуты, показывая этим скорость, с которой движется по циферблату секундная стрелка.

Для того чтобы лучше ценить время и уметь его как следует использовать, нужно помнить о его непрерыв­ном движении. Чтобы сделать для детей более нагляд­ным это движение времени, полезно использовать песоч­ные часы.

Пусть ребенок прислушивается к стуку маятника часов — это создает яркое ощущение того, что время не стоит на месте, что оно беспрерывно движется.

На все это следует обращать внимание детей 7— 8-летнего возраста.

Очень важно приучить детей правильно рассчитывать время, необходимое для выполнения различных повсе­дневных дел. Пусть дети определят, сколько времени они затрачивают на то, чтобы одеться, умыться и убрать за собой, сколько времени в среднем уходит на завтрак, на то, чтобы дойти до школы, до магазина и т. п.

Описание игр

99. Счет секундами

а) Ведущий отсчитывает вслух секунды, на каждой секунде делая взмах рукой. Остальные подражают ве­дущему.

После такого упражнения в течение 1—2 минут про­изводится проверка, как усвоен этот счет. Двое играю­щих закрывают глаза (чтобы совершенно самостоятель­но проделать это упражнение) и после сигнала начинают взмахами руки отсчитывать секунды. Ведущий следит за счетом и поправляет, кого нужно.

б) Каждый из играющих описывает рукой полный круг в течение одной минуты. Ведущий поправляет тех, кто спешит или отстает.

В упражнении могут участвовать дети с 8-летнего возраста.

Как уже указывалось, эти упражнения можно проде­лывать группой и самостоятельно одному, пользуясь часами.

Научиться считать секундами совсем нетрудно, и до­вольно скоро дети будут считать правильно, почти не прилагая усилий — автоматически. Но пусть они время от времени проверяют точность своего счета по часам.

Ежедневными домашними делами — уборкой поме­щения, чисткой овощей, мытьем посуды и т. п.— многие дети занимаются неохотно.

Но если поставить перед ними задачу изо дня в день выполнять каждое из этих дел во все более ускоренном темпе, но так же тщательно, как и раньше, работа начи­нает доставлять удовольствие и становится чем-то вроде интересной игры.

Вообще начать тренировать детей в том, чтобы ни одна секунда у них зря не пропадала, нужно на самых простых делах, совершенно не требующих специального обдумывания.

Опыт показывает, что если, например, во время не­сложной физической работы про себя автоматически от­считывать секунды, внимание и старание усиливаются, и, что самое интересное, в такие моменты иногда неожи­данно для себя начинаешь находить лучшие приемы ра­боты. А наглядное ежедневное сокращение времени на одну и ту же работу, даже незначительное, дает опреде­ленное удовлетворение.

100. Сортируй быстро

а) Нарезать из плотной бумаги 50—60 листков (раз­мером 4X5 см) и написать на каждом по одной из букв: а, б, в, г, д, е — карандашами разного цвета.

Перетасовав листки, предложить одному из играю­щих быстро разложить в отдельные кучки одинаковые буквы одного и того же цвета, заметить по часам, сколь­ко времени ему на это понадобилось. Каждый играющий старается сделать это быстрее другого.

б) Буквы (в варианте а) заменить шестью цифрами или геометрическими фигурами: кругом, квадратом, пря­моугольником и треугольником.

Игра рассчитана на детей 8 лет и старше.

101.  «Расторопный почтальон»

В игре могут участвовать до 20 человек.

Нарезать из плотной бумаги 200—400 небольших прямоугольников (примерно 4X5 см) и на каждом из них поставить один из номеров от 1 до 5. Бумажки пе­ретасовать. Ведущий быстро раскладывает их в разных, всем видных местах, стараясь, чтобы они не ложились кучками.

По сигналу ведущего каждый играющий берет себе такое количество прямоугольников, какое он хочет, сор­тирует их по номерам и разносит пяти «адресатам» — играющим, на груди у которых прикреплена бумажка с одним из номеров от 1 до 5.

Каждый «адресат» получает «письма» по счету и от­мечает на листке у «почтальона», сколько он получил от него «писем». Для того чтобы вручить «письма», «поч­тальон» может встать в очередь к нужному ему «адре­сату» или сначала отнести «письма», адресованные дру­гому, возле которого в данный момент нет очереди.

Играющие заранее договариваются, сколько времени должна продолжаться игра (примерно 10 минут), и по сигналу ведущего приемка писем прекращается.

«Расторопным почтальоном» считается тот, кто успел раздать больше «писем», но из этого числа вычитается количество «писем», которые он не успел раздать.

Играющих можно разделить на команды. При этом члены одной команды оказывают помощь друг другу.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

102.  Почтальоны-бегуны

Несколько групп детей    (2   и    более)    соревнуются в быстрой передаче «писем» на расстояние 50—150 м. Бригадир каждой группы расставляет членов своей

группы таким образом, чтобы лучшему бегуну досталась большая часть пути.

Играющий должен добежать до своего товарища, пе­редать ему «письмо» и сейчас же вернуться обратно, чтобы снова бежать со вторым, а затем и с третьим «письмом». Каждая группа передает по три «письма».

Бригадиры отдают «письма» не сразу, а одно за дру­гим; ведущий принимает их в конце пути и отмечает, ка­кая группа доставила раньше других последнее «пись­мо». (Хорошо организовать эту игру с пионерскими звеньями.)

В игре могут участвовать дети с 9-летнего возраста.

103.  С расчетом и быстро

Два стула стоят спинками друг к другу на расстоя­нии 3 м. Между ножками стульев на полу натянуты че­тырехметровая тесьма и бечевка.

Двое с завязанными глазами садятся на стулья. По хлопку каждый должен быстро пересесть на стул друго­го и схватить тесьму, если был подан один хлопок, бе­чевку— при двух хлопках. Повторить это состязание не­сколько раз.

В игре могут участвовать дети с 9-летнего возраста.

104.  За 5 минут узнаешь много

Задача этой игры — дать детям представление о том, как много можно узнать за короткий срок. Хорошо по­ставить часы перед играющими.

Каждый участник читает для себя (или ведущий — для группы ребят) небольшие статьи или рассказы (из «Пионерской правды», журнала «Пионер») точно в те­чение 5 минут. Один играющий рассказывает наиболее существенное из того, что он узнал за этот срок, осталь­ные его дополняют. Победителем считается тот, кто су­мел дополнить сказанное всеми.

В игре могут участвовать дети с 9-летнего воз­раста.

105.  Точно 45 минут

Многие учащиеся довольно точно представляют, ко­гда должен кончиться урок, так как они привыкли к про­должительности времени в 45 минут. Это можно исполь­зовать для интересной игры.

Во время прогулки, скажем, в лес ребята расходятся за грибами, ягодами, цветами. Все должны вернуться к назначенному месту точно через 45 минут. Пусть нуж­но прийти в 6 часов; те, кто вернется в промежуток от 5 часов 57 минут до 6 часов 3 минут, достаточно хорошо оценивают время, и можно их считать победителями.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

106.  Сколько времени прошло?

а)  Ведущий, смотря на часы, дает  сигнал   и  через 25 секунд — второй.  Каждый должен  сказать, сколько времени, по   его   мнению,   прошло   между   сигналами, а ведущий объявляет, кто правильнее определил время. Каждый раз изменяя промежуток между сигналами, ве­дущий повторяет это раз 5—6 и объявляет победителя.

б)   Ведущий дает каждому лист бумаги, на котором написано,  через  сколько  минут тот  должен  вернуться (от 3 до 10 минут). Играющим, конечно, нельзя пользо­ваться часами.

Все играющие одновременно отходят от ведущего и расходятся в разные стороны. По возвращении играю­щие отдают ему записку со своей фамилией, а ведущий отмечает на ней время их прихода. После этого сразу объявляется, на сколько каждый оказался точен.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

107.  А сколько нужно времени?

Ведущий намечает на расстоянии 200—500 или более метров группу отдельно стоящих деревьев или что-либо другое, выделяющееся на местности, и посылает туда заранее своего помощника с часами.

Играющие делятся на 2—3 отряда, и каждый отряд самостоятельно определяет на глаз расстояние до наме­ченного места и время, за которое он может до него до­бежать или дойти. По сигналу ведущего все начинают движение, а помощник ведущего засекает время прибы­тия каждого отряда на место.

Побеждает тот отряд, который выполнил задание наиболее точно по времени.

Игру хорошо проводить на местности, где нужно пре­одолевать препятствия, переходить речку или глубокий овраг, пройти сквозь лесок и т, д.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

О необходимости соблюдать режим дня дети слышат часто от учителей и родителей, но не всегда выполняют это требование. Нужно напомнить детям, что выполне­ние режима приучает ценить и экономить время.

Посоветуйте им поупражняться еще в ряде дел, раз­вивающих чувство времени.

108.  Точно к намеченному сроку

Узнав время, необходимое для того, чтобы пройти от дома до школы, учащиеся, живущие в разных местах, договариваются приходить в школу точно к намеченно­му сроку. Так же можно приходить на пионерский сбор и т. п. Хорошо если за эту задачу дети возьмутся по соб­ственному желанию и будут сами проверять точность выполнения ее каждым участником.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

109.  Успей закончить вовремя

а)   В колхозе или на пришкольном участке правиль­но   распределить   между  детьми  работу  и уговориться о времени, в течение которого она должна быть сделана. Если дети привыкли к играм-соревнованиям на время, они будут работать со спортивным азартом, чтобы вы­полнить работу в срок.

б)   Наметить для всех одно и то же учебное задание, например: выучить стихотворение или правило, написать упражнение, решить пример или задачу.

Договоритесь о времени, в течение которого это нуж­но выполнить. Закончивший задание раньше других дает об этом знать. Ведущий проверяет и выявляет по­бедителя.

В этих упражнениях могут участвовать дети с 10-лет­него возраста.

110. Будь точным

Выбрать ровную поляну (без ухабов и пней) и про­вести на земле две параллельные прямые одну от дру­гой на расстоянии 30 м. (Как провести параллельные прямые, дано в указании к игре 120.)

Все становятся на одной прямой и должны пройти с завязанными глазами до другой прямой за одну ми­нуту.

Ведущий дает сигнал в начале и в конце соревнований. После второго сигнала все сразу останавливаются и развязывают глаза.

Побеждает тот, кто остановился на черте или ближе всех от черты.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

111.   Сколько букв?

Кто первый подсчитает количество букв в предложе­нии, прочитанном ведущим 1—2 раза. (В предложении должно быть 25—40 букв.)

Можно тренироваться в подобном подсчете так: про­читать про себя 1—2 раза предложение и, прикрыв текст, подсчитать количество букв в нем. Затем прове­рить себя.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

112.   За одну минуту

Кто сделает больше за одну минуту:

а)  аккуратно напишет одну и ту же букву много раз;

б)  напишет возможно больше чисел подряд начиная с единицы;

в)  нанижет на нитку швейные иголки   (или пугови­цы, бусы и т. п.);

г)   свяжет обрывки   ниток длиной в 10 см; сравнит, у кого получилась самая длинная нитка.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

113.  Мы будем печатниками

Использовать разрезную азбуку или нарезать из плотной бумаги (картона) квадратики размером 1,5x1,5 см и написать на них все буквы русского алфа­вита (только строчные) в количестве, достаточном для того, чтобы составить из них фразы в 4—5 слов. Рас­положить их в таком порядке, как они лежат в типо­графской наборной кассе (на рис. 24 изображена часть кассы).

Нужно иметь в виду, что в кассе делаются ящички большего размера для тех букв, которые чаще встре­чаются в словах (это буквы с, и, р, о, т, а, и, е). Таких букв надо заготовить большее количество.

Ведущий диктует фразу (вначале в 2—3 слова, а когда дети натренируются в наборе букв,— в 5 слов), а двое соревнуются в том, кто раньше составит ее из этих букв.

По окончании игры аккуратно разложить буквы по своим местам.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

114.  Победит тот, кто останется позади

Играющие становятся в одну шеренгу лицом к веду­щему. Они должны будут быстро произносить слова, начинающиеся с одной буквы, которую в начале игры на­зывает ведущий.

Ведущий через каждые 3 секунды взмахивает рукой, и точно во время взмаха каждый по очереди говорит нужное слово, причем нельзя повторять слова, уже ска­занные.

Тот из играющих, кто не успел вовремя произнести слово, делает шаг вперед, но не теряет права на участие в игре; только сделав пятый шаг, он выбывает из игры.

Игра прекращается, когда из нее выбывает две трети принимавших в ней участие.

Побеждает тот, кто меньше других сделал шагов.

В игре могут участвовать дети с 11-летнего возраста.

115.  Учись печатать на машинке

Использовать буквы, приготовленные для игры 113, и разложить их на столе в таком порядке, как они рас-

положены на пишущей машинке. Содержание игры то же, что и игры ИЗ.

На пишущей машинке буквы расположены следую­щим образом:

э у к е н г ш щ з х

ф ы ц в а п р о л д ж

я ч й с м и т ь б ю 

В игре могут участвовать дети с 12-летнего возраста.

Некоторые игры из других разделов также содержат требование выполнить то или иное задание в определен­ное время или же включают соревнование в скорости, что способствует воспитанию у детей привычки доро­жить временем.

Нужно с детьми поговорить еще о следующем:

«Кто умеет дорожить временем, тот и часы отдыха проводит с пользой.

Но вы, конечно, встречали людей, которым в свобод­ное время нередко бывает скучно, «нечего делать», кото­рые не знают, как «убить время».

Научиться культурно проводить досуг — очень важно».

Нужно также обратить внимание детей на разницу между суетливостью, спешкой в работе и осмысленным стремлением не потерять зря ни одной минуты. Хорошо говорят об этом русские народные пословицы:

«От тысячи сует пользы делу нет».

«Кто отстал?— Скорый.— Кто дошел?— Спорый!»

«И готово, да бестолково».

«Поспешил—людей насмешил».

«Спешить не спеши, а поторапливайся».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ