.
Меню сайта
|
Коммунизм-будущее человечестваКоммунизм-будущее человечестваВ нашей стране построен социализм и начат переход к коммунизму. Путь к обществу будущего нелегок. Чтобы пройти его, чтобы достичь цели, от каждого советского человека требуется максимум энергии и инициативы, максимум сознательности и деловитости. Каковы характерные черты зрелого, развитого коммунизма? Вот что говорится о них в Программе КПСС: «Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа». Попробуем представить себе более конкретно основные черты общества, которое сложится после победы коммунизма во всем мире. При коммунизме производство будет полностью автоматизировано. Гигантский рост производительности труда создаст изобилие промышленных изделий и продовольствия. Однако, если воспользоваться известным выражением математиков, все это необходимо, но еще недостаточно, чтобы признать общество действительно коммунистическим. Главный (уже и необходимый и достаточный) признак коммунизма — принципиальное изменение положения человека в обществе, что отразится буквально во всех сферах человеческой деятельности. Сущность коммунистического общественного строя, его смысл и историческое назначение состоят в том, что коммунизм обеспечивает расцвет всех талантов и способностей человека, т. е. всестороннее развитие человеческой личности. Коммунизм — это общество творцов, людей свободного и вдохновенного труда. Каждый человек и все человечество будут видеть смысл и цель общественной жизни в созидании нового, в открытии законов природы, в том числе и своей собственной природы, в умножении богатств материальной и духовной культуры. Ныне человек непосредственно включен в процесс производства: он стоит у станка, он пашет и сеет. При коммунизме человек встанет «над» производством. Физический труд уже не будет основой экономической жизни, он сохранится лишь как составная часть творческой, исследовательской работы. Вещи будут производиться машинами. Люди будут создавать теории, идеи, художественные ценности. В нашу эпоху богатство общества определяется количеством рабочего времени (конечно, с учетом производительности труда), которое оно может затратить в сфере народного хозяйства. Это понятно: чем больше и лучше мы работаем на производстве, на заводах и колхозных полях, тем лучше, богаче живем. При коммунизме богатство общества будет зависеть прежде всего от того, каким свободным, т. е. не занятым непосредственно в системе производства, временем оно располагает. Конечно, свободное время — это отнюдь не время ничегонеделания. Освобожденный от забот о хлебе насущном, человек направит всю свою творческую энергию на новые изобретения и открытия, на духовное творчество. Естественно, что в таких общественных условиях, при таком характере трудовой деятельности сам труд перестанет быть для каждого человека обязанностью, средством к жизни, а станет потребностью и наслаждением. Могут спросить: а разве сейчас в нашей стране нет людей, для которых труд является радостью, наслаждением? Конечно, такие люди есть, их немало. Но если говорить о большинстве людей, то для них работа прежде всего источник заработка, источник средств существования. Иное дело в коммунистическом обществе: там трудовой процесс в целом превратится в творческую, одухотворенную деятельность, способную захватить, увлечь каждого работника. Будет ли при коммунизме человек привязан к одной или нескольким смежным профессиям? Этот вопрос вызывает споры. Некоторые ученые считают, что каждый будет уметь делать все. Другие полагают, что, как бы ни раздвигался интеллектуальный горизонт личности, сохранится известная специализация, профессионализация труда. Для окончательного решения этого вопроса, видимо, еще нет достаточных данных. Коммунизм — это общество равных. В. И. Ленин писал, что общество, к которому мы стремимся, будет обществом, где «не должно быть никаких различий». Это, конечно, не означает, что все люди будут одинаковыми. Несомненно, они будут отличаться друг от друга и темпераментом, и характером, и способностями, и интересами. Что же изменится? Не будет различий социальных, т. е. не будет устойчивых социальных классов и групп (рабочие, крестьяне, интеллигенция), принадлежность к которым определяет положение человека, образ его жизни и направление его деятельности. Такие различия начинают стираться уже в настоящее время. Но все-таки условия жизни и быта, возможности тех, кто трудится в деревне и в городе, не одинаковы, они существенно различаются. То же самое можно сказать, если сравнивать, к примеру, рабочих и ученых. Разумеется, рабочий может стать ученым или колхозник — государственным деятелем и тем самым перейти из одной социальной группы в другую, изменить свое общественное положение. А при коммунизме не будет самих этих групп. Не будет различий материальных, т. е. осуществится принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Здесь надо заметить: суть коммунистического равенства заключается не в том, что все будут получать равное количество материальных благ, а в том, что каждый сможет получить то, что ему нужно. По этому поводу те, кто не верит в коммунистическое будущее, заявляют: ничего не получится, никто не захочет работать, каждый потребует себе хорошую квартиру, дачу, машину, а может и не одну, и будет «наслаждаться жизнью». Может быть, так могло бы случиться, если коммунистический принцип распределения «ввести» сегодня, когда люди еще в значительной мере заражены старыми взглядами. Но ведь мы говорим о будущем обществе и о будущих людях, для которых наслаждение жизнью будет в творчестве, в радости созидания. Каждый человек сможет удовлетворить все свои потребности, но это будут потребности не мещан, а высококультурных людей. В конечном счете (на это потребуется, видимо, не одна сотня лет) при коммунизме исчезнут различия национальные и даже расовые, человечество превратится в единую семью землян с одним языком, единой культурой, едиными традициями и нравами. Превращение труда в жизненную потребность, полное равенство всех членов общества сделают ненужным существование государства. Почему государство необходимо при социализме? Потому что армия должна защищать страну от врагов, милиция, суд и прокуратура — следить за порядком, а государственные служащие — заботиться о том, чтобы все части, все элементы огромного общественного организма действовали четко и слаженно. Но когда коммунизм установится на всей земле, тогда не нужна будет армия: ей не от кого будет обороняться. Если все будут добровольно соблюдать порядок — не воровать и не хулиганить,— нечего будет делать органам охраны общественного порядка. Если, наконец, каждый человек будет иметь и время, и соответствующие знания, чтобы по мере надобности участвовать в управлении общественными делами,— зачем тогда особая группа государственных служащих, профессионально занятых управлением? Когда каждый станет государственным деятелем, тогда не нужно будет государства — его сменит коммунистическое самоуправление. Сущность отмирания государства, перехода к коммунистической организации управления делами общества состоит во всемерном развитии демократии. Участие в самоуправлении при коммунизме станет для каждого человека такой же внутренней потребностью, какой станет труд вообще. Но для этого нужно создать изобилие материальных и духовных благ и на этой основе очистить сознание человека от многовековой накипи индивидуалистических пережитков. Находятся скептики, которые спрашивают: разве возможно общество без государства? Ведь это будет царство анархии, беспорядка, произвола. Такие представления не имеют ничего общего с научным коммунизмом. Самоуправление — это не самоуправство. Человек станет полностью свободным не потому, что он сможет поступать, как ему заблагорассудится, а потому, что потребности, интересы общества будут его личными потребностями и интересами. Коммунистическое самоуправление приведет к укреплению общественного порядка. Ведь самый прочный порядок тот, который поддерживается всем обществом, всем населением. Никакое общество невозможно без определенных форм контроля и организованности. Тем более это верно по отношению к коммунистическому обществу, где четкость, слаженность работы социального организма требуют сознательной, товарищеской дисциплины, твердого плана, согласованности действий. Недруги коммунизма пытаются также доказать, будто все попытки организовать коммунистическое самоуправление разобьются о низменную природу человека, его агрессивные, собственнические инстинкты. Люди, говорят эти теоретики, по природе своей злы, враждебны друг другу, ими руководят корысть и эгоизм и они никогда не научатся уважать друг друга, самозабвенно трудиться на благо общества и соблюдать правила общежития. Так ли это? Нет, не так. Слов нет, тысячелетия господства эксплуататоров, частной собственности оставили глубокий след в сознании людей. Тунеядцы, стяжатели, карьеристы и прочие антиобщественные элементы существуют и при социализме. Но мы знаем, что природа человека, т. е. характер и формы его поведения, его отношения к труду, к обществу, к другим людям, зависит от условий его жизни. Чтобы изменить людей, надо изменить эти условия. Поэтому к человеку коммунистического общества нельзя подходить с меркой вековых традиций. Это будет новый человек, с новыми представлениями и взглядами, с новыми нормами поведения. По мере продвижения к коммунизму будет возрастать роль органов, ведающих развитием народного хозяйства, культуры, здравоохранения, просвещения, поскольку увеличатся масштабы и усилится необходимость единого централизованного, планового руководства всеми сторонами общественной жизни. Сохранится и получит дальнейшее развитие советская или аналогичная ей форма управления обществом. Советы — это подлинно народная, массовая организация. При социализме — это и органы государства, и школа управления государством, основное средство привлечения миллионов к государственной работе. При коммунизме это будут не государственные, а общественные организации, органы развитой, всеобъемлющей демократии. Постепенное отмирание государственных и политических организаций не исчерпывает изменений, которые произойдут в общественной жизни и идеологии общества. Исчезнет религия. Религиозные представления будут полностью вытеснены научным мировоззрением. Исчезнет право: для того чтобы соблюдались права личности, чтобы каждый выполнял свои обязанности, не потребуется системы правовых, т. е. принудительных, запретов и мер воздействия, Отношения между людьми будут полностью определяться нормами коммунистической морали. Не страх перед наказанием, а высокая нравственность сделает невозможным, чтобы кто-то сознательно причинил зло другому человеку или обществу. Главным полем деятельности людей будут наука и искусство. Причем грань между ученым и художником станет условной и подвижной. Эстетические потребности человека поднимутся на такую ступень, когда для их удовлетворения уже будет недостаточно «потреблять» искусство, т. е. только наслаждаться произведениями искусства. Радость открытия, поиск истины будут неразрывно связаны с художественным творчеством, с созданием прекрасного. Обязательным элементом культуры, образа жизни всех станут спорт, физическая культура. Каждый человек будет представлять собой гармонично, всесторонне развитую личность, сочетающую нравственную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство. Добро, истина, красота превратятся в основные ценности цивилизации. Коренным образом изменятся быт, повседневные условия жизни человека. Уйдет в прошлое то, что мы называем «домашним хозяйством». Семейные отношения очистятся от всякой примеси материальных расчетов. Совершенные средства транспорта и связи сократят земные расстояния, сделают предельно доступными каждый уголок нашей планеты, приблизят людей друг к другу. Гигантский рост производительных сил и производительности труда на какой-то стадии развития общества приведет к тому, что проблема обеспечения человечества всем необходимым (пищей, одеждой, жилищем и т. п.) будет окончательно и навсегда решена. Могучая индустрия, действующая по единому плану, всемирная народнохозяйственная система — фундамент коммунистического общества. Сейчас трудно предугадать, как будет выглядеть техника развитого коммунизма. Ясны лишь ее общие контуры — максимальная и комплексная автоматизация всех производственных процессов, полная индустриализация сельского хозяйства, большой удельный вес синтетических материалов, кибернетизация управления технологией и вообще хозяйством. Было бы неправильно представлять коммунизм как некое идиллическое общество, свободное от всяких противоречий, от тревог и забот, от драм и трагедий. Если бы это было так, коммунизм был бы обречен на постепенную деградацию, утрату жизненных, творческих сил. Но этого не случится. Мир, окружающий нас, бесконечен. Наши далекие потомки никогда не смогут сказать: «Мы знаем все. Нам все подвластно». И поэтому вечное, постоянно разре- шаемое и никогда не разрешимое противоречие между обществом и природой, между неискоренимым стремлением проникнуть во все тайны бесконечной вселенной и объективной невозможностью добиться этого будет поднимать человечество по бесконечной лестнице социального и духовного прогресса. И каково бы ни было могущество коммунистической цивилизации, этот восходящий путь никогда не будет легким. И при коммунизме будут столкновения характеров и мнений, драматическая борьба истины против заблуждений, прогресса против консерватизма, трагические столкновения человека со слепыми, еще не познанными силами природы. Коммунизм означает начало подлинной истории общества. Лишь со времени сознательной и планомерной организации производства на всей планете полностью вступит в свои права новая историческая эпоха. Нам, современникам великой смены эпох, людям переходного периода, трудно если не понять, то почувствовать, что тысячелетия цивилизации, давшие миру огромное количество духовных и материальных ценностей, только лишь подступ к настоящей истории человечества. Но что значат несколько десятков веков перед миллионами лет грядущего прогресса? Даже не первую страницу, а только первую строку вписали люди в книгу истории до Октября 1917 г. Предыстория общества — стихийный, неосознанный процесс. Каждый человек знал, что он делал, ставил перед собой определенные цели, действовал сознательно, но все общество развивалось без ясной цели, оно не знало своего будущего, не знало законов своего собственного движения. В силу этого непознанные пружины общественного развития выступали как слепые, часто разрушительные силы. Переход человечества к коммунизму, к подлинной истории — начало сознательного, целеустремленного, планомерного руководства социальными процессами. Когда мы говорили о коммунизме как об обществе, которое уже сложилось, было вполне естественно начать описание с верхних этажей социального здания и постепенно спускаться до его фундамента. Когда же речь идет о строительстве коммунизма, здесь на первое место выдвигается именно создание его фундамента, т. е. его материально-технической базы. Поэтому в Программе нашей партии, в решениях XXIII съезда КПСС намечены конкретные пути комплексного развития народного хозяйства, его ориентация на новейшие достижения науки и техники. На основе мощного подъема производительных сил будет происходить изменение системы общественных отношений — экономических, политических, идеологических, получат дальнейшее развитие наука и культура. Сложны и многочисленны задачи строительства нового общества. Они не могут быть решены сами собой. Если мы будем пассивно ждать коммунизм, он никогда не наступит. Поэтому каждый советский человек должен стать активным участником коммунистического строительства, почувствовать себя лично ответственным за общее дело. Разумеется, коммунизм строят не идеальные люди. У каждого из нас есть свои слабости, недостатки. Их надо преодолевать, воспитывать в себе внутреннюю цельность, собранность и всегда помнить, что созидание нового общества — сознательный процесс, требующий от его участников глубоких знаний и убежденности в правоте великого дела. |
ПОИСК
Block title
|