. Коммунизм-будущее человечества
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Коммунизм-будущее человечества

Коммунизм-будущее человечества

В нашей стране построен социализм и на­чат переход к коммунизму. Путь к обществу будущего нелегок. Чтобы пройти его, чтобы достичь цели, от каждого советского человека требуется максимум энергии и инициативы, максимум сознательности и деловитости.

Каковы характерные черты зрелого, разви­того коммунизма? Вот что говорится о них в Программе КПСС: «Коммунизм — это бесклас­совый общественный строй с единой общенарод­ной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов об­щества, где вместе с всесторонним развитием лю­дей вырастут и производительные силы на осно­ве постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства поль­ются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каж­дому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвер­дится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизнен­ной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наи­большей пользой для народа».

Попробуем представить себе более конкрет­но основные черты общества, которое сложит­ся после победы коммунизма во всем мире.

При коммунизме производство будет пол­ностью автоматизировано. Гигантский рост про­изводительности труда создаст изобилие про­мышленных изделий и продовольствия. Однако, если воспользоваться известным выражением математиков, все это необходимо, но еще не­достаточно, чтобы признать общество действи­тельно коммунистическим. Главный (уже и не­обходимый и достаточный) признак коммуниз­ма — принципиальное изменение положения человека в обществе, что отразится буквально во всех сферах человеческой деятельности. Сущность коммунистического общественного строя, его смысл и историческое назначение состоят в том, что коммунизм обеспечивает расцвет всех талантов и способностей человека, т. е. всестороннее развитие человеческой лич­ности.

Коммунизм — это общество творцов, лю­дей свободного и вдохновенного труда. Каж­дый человек и все человечество будут видеть смысл и цель общественной жизни в созидании нового, в открытии законов природы, в том числе и своей собственной природы, в умноже­нии богатств материальной и духовной куль­туры. Ныне человек непосредственно включен в процесс производства: он стоит у станка, он пашет и сеет. При коммунизме человек вста­нет «над» производством. Физический труд уже не будет основой экономической жизни, он сохранится лишь как составная часть творче­ской, исследовательской работы.

Вещи будут производиться машинами. Лю­ди будут создавать теории, идеи, художествен­ные ценности.

В нашу эпоху богатство общества определя­ется количеством рабочего времени (конечно, с учетом производительности труда), которое оно может затратить в сфере народного хозяй­ства. Это понятно: чем больше и лучше мы работаем на производстве, на заводах и кол­хозных полях, тем лучше, богаче живем. При коммунизме богатство общества будет зависеть прежде всего от того, каким свободным, т. е. не занятым непосредственно в системе произ­водства, временем оно располагает. Конечно, свободное время — это отнюдь не время ниче­гонеделания. Освобожденный от забот о хлебе насущном, человек направит всю свою твор­ческую энергию на новые изобретения и откры­тия, на духовное творчество.

Естественно, что в таких общественных ус­ловиях, при таком характере трудовой дея­тельности сам труд перестанет быть для каж­дого человека обязанностью, средством к жиз­ни, а станет потребностью и наслаждением. Мо­гут спросить: а разве сейчас в нашей стране нет людей, для которых труд является ра­достью, наслаждением? Конечно, такие люди есть, их немало. Но если говорить о большин­стве людей, то для них работа прежде всего источник заработка, источник средств сущест­вования. Иное дело в коммунистическом об­ществе: там трудовой процесс в целом пре­вратится в творческую, одухотворенную дея­тельность, способную захватить, увлечь каж­дого работника.

Будет ли при коммунизме человек привязан к одной или нескольким смежным професси­ям? Этот вопрос вызывает споры. Некоторые ученые считают, что каждый будет уметь де­лать все. Другие полагают, что, как бы ни раз­двигался интеллектуальный горизонт лично­сти, сохранится известная специализация, про­фессионализация труда. Для окончательного решения этого вопроса, видимо, еще нет доста­точных данных.

Коммунизм — это общество равных. В. И. Ленин писал, что общество, к которому мы стремимся, будет обществом, где «не должно быть никаких различий». Это, конечно, не означает, что все люди будут одинаковыми. Не­сомненно, они будут отличаться друг от друга и темпераментом, и характером, и способностя­ми, и интересами. Что же изменится? Не будет различий социальных, т. е. не будет устойчивых социальных классов и групп (рабочие, крестья­не, интеллигенция), принадлежность к которым определяет положение человека, образ его жизни и направление его деятельности. Такие различия начинают стираться уже в настоящее время. Но все-таки условия жизни и быта, возможности тех, кто трудится в деревне и в городе, не оди­наковы, они существенно различаются. То же самое можно сказать, если сравнивать, к при­меру, рабочих и ученых. Разумеется, рабочий может стать ученым или колхозник — государ­ственным деятелем и тем самым перейти из одной социальной группы в другую, изменить свое общественное положение. А при коммуниз­ме не будет самих этих групп.

Не будет различий материальных, т. е. осу­ществится принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Здесь надо заметить: суть коммунистического равен­ства заключается не в том, что все будут полу­чать равное количество материальных благ, а в том, что каждый сможет получить то, что ему нужно. По этому поводу те, кто не верит в ком­мунистическое будущее, заявляют: ничего не получится, никто не захочет работать, каждый потребует себе хорошую квартиру, дачу, ма­шину, а может и не одну, и будет «наслаждать­ся жизнью». Может быть, так могло бы слу­читься, если коммунистический принцип рас­пределения «ввести» сегодня, когда люди еще в значительной мере заражены старыми взгля­дами. Но ведь мы говорим о будущем обществе и о будущих людях, для которых наслаждение жизнью будет в творчестве, в радости созида­ния. Каждый человек сможет удовлетворить все свои потребности, но это будут потребности не мещан, а высококультурных людей.

В конечном счете (на это потребуется, види­мо, не одна сотня лет) при коммунизме исчезнут различия национальные и даже расовые, чело­вечество превратится в единую семью землян с одним языком, единой культурой, едиными традициями и нравами.

Превращение труда в жизненную потреб­ность, полное равенство всех членов общества сделают ненужным существование государства.

Почему государство необходимо при социа­лизме? Потому что армия должна защищать страну от врагов, милиция, суд и прокурату­ра — следить за порядком, а государственные служащие — заботиться о том, чтобы все части, все элементы огромного общественного орга­низма действовали четко и слаженно. Но когда коммунизм установится на всей земле, тогда не нужна будет армия: ей не от кого будет обо­роняться. Если все будут добровольно соблю­дать порядок — не воровать и не хулиганить,— нечего будет делать органам охраны обществен­ного порядка. Если, наконец, каждый человек будет иметь и время, и соответствующие зна­ния, чтобы по мере надобности участвовать в управлении общественными делами,— зачем тог­да особая группа государственных служащих, профессионально занятых управлением? Когда каждый станет государственным деятелем, тогда не нужно будет государства — его сменит коммунистическое самоуправление.

Сущность отмирания государства, перехода к коммунистической организации управления делами общества состоит во всемерном развитии демократии. Участие в самоуправлении при коммунизме станет для каждого человека такой же внутренней потребностью, какой станет труд вообще. Но для этого нужно создать изо­билие материальных и духовных благ и на этой основе очистить сознание человека от много­вековой накипи индивидуалистических пере­житков.

Находятся скептики, которые спрашивают: разве возможно общество без государства? Ведь это будет царство анархии, беспорядка, произ­вола. Такие представления не имеют ничего общего с научным коммунизмом. Самоуправ­ление — это не самоуправство. Человек станет полностью свободным не потому, что он сможет поступать, как ему заблагорассудится, а пото­му, что потребности, интересы общества будут его личными потребностями и интересами. Ком­мунистическое самоуправление приведет к укреплению общественного порядка. Ведь самый прочный порядок тот, который поддерживается всем обществом, всем населением. Никакое об­щество невозможно без определенных форм контроля и организованности. Тем более это верно по отношению к коммунистическому об­ществу, где четкость, слаженность работы со­циального организма требуют сознательной, товарищеской дисциплины, твердого плана, согласованности действий.

Недруги коммунизма пытаются также дока­зать, будто все попытки организовать комму­нистическое самоуправление разобьются о низ­менную природу человека, его агрессивные, собственнические инстинкты. Люди, говорят эти теоретики, по природе своей злы, враж­дебны друг другу, ими руководят корысть и эгоизм и они никогда не научатся уважать друг друга, самозабвенно трудиться на благо общества и соблюдать правила общежития. Так ли это? Нет, не так.

Слов нет, тысячелетия господства эксплуа­таторов, частной собственности оставили глу­бокий след в сознании людей. Тунеядцы, стяжа­тели, карьеристы и прочие антиобщественные элементы существуют и при социализме. Но мы знаем, что природа человека, т. е. характер и формы его поведения, его отношения к труду, к обществу, к другим людям, зависит от усло­вий его жизни. Чтобы изменить людей, надо изменить эти условия. Поэтому к человеку коммунистического общества нельзя подходить с меркой вековых традиций. Это будет новый человек, с новыми представлениями и взгляда­ми, с новыми нормами поведения.

По мере продвижения к коммунизму будет возрастать роль органов, ведающих развитием народного хозяйства, культуры, здравоохранения, просвещения, поскольку увеличатся масштабы и усилится необходимость единого централизованного, планового руководства все­ми сторонами общественной жизни. Сохранится и получит дальнейшее развитие советская или аналогичная ей форма управления обществом. Советы — это подлинно народная, массовая организация. При социализме — это и органы государства, и школа управления государством, основное средство привлечения миллионов к го­сударственной работе. При коммунизме это будут не государственные, а общественные организации, органы развитой, всеобъемлю­щей демократии.

Постепенное отмирание государственных и политических организаций не исчерпывает из­менений, которые произойдут в обществен­ной жизни и идеологии общества. Исчезнет ре­лигия. Религиозные представления будут пол­ностью вытеснены научным мировоззрением. Исчезнет право: для того чтобы соблюдались права личности, чтобы каждый выполнял свои обязанности, не потребуется системы правовых, т. е. принудительных, запретов и мер воздей­ствия, Отношения между людьми будут пол­ностью определяться нормами коммунистиче­ской морали. Не страх перед наказанием, а вы­сокая нравственность сделает невозможным, чтобы кто-то сознательно причинил зло другому человеку или обществу.

Главным полем деятельности людей будут наука и искусство. Причем грань между уче­ным и художником станет условной и подвиж­ной. Эстетические потребности человека под­нимутся на такую ступень, когда для их удовлет­ворения уже будет недостаточно «потреблять» искусство, т. е. только наслаждаться произве­дениями искусства. Радость открытия, поиск истины будут неразрывно связаны с художест­венным творчеством, с созданием прекрасного.

Обязательным элементом культуры, образа жизни всех станут спорт, физическая культура. Каждый человек будет представлять собой гар­монично, всесторонне развитую личность, со­четающую нравственную чистоту, духовное богатство и физическое совершенство. Добро, ис­тина, красота превратятся в основные ценности цивилизации.

Коренным образом изменятся быт, повсе­дневные условия жизни человека. Уйдет в про­шлое то, что мы называем «домашним хозяй­ством». Семейные отношения очистятся от вся­кой примеси материальных расчетов. Совер­шенные средства транспорта и связи сократят земные расстояния, сделают предельно доступными каждый уголок нашей планеты, прибли­зят людей друг к другу.

Гигантский рост производительных сил и производительности труда на какой-то стадии развития общества приведет к тому, что проб­лема обеспечения человечества всем необходи­мым (пищей, одеждой, жилищем и т. п.) будет окончательно и навсегда решена. Могучая ин­дустрия, действующая по единому плану, все­мирная народнохозяйственная система — фун­дамент коммунистического общества. Сейчас трудно предугадать, как будет выглядеть тех­ника развитого коммунизма. Ясны лишь ее об­щие контуры — максимальная и комплексная автоматизация всех производственных процес­сов, полная индустриализация сельского хо­зяйства, большой удельный вес синтетических материалов, кибернетизация управления тех­нологией и вообще хозяйством.

Было бы неправильно представлять комму­низм как некое идиллическое общество, свобод­ное от всяких противоречий, от тревог и забот, от драм и трагедий. Если бы это было так, ком­мунизм был бы обречен на постепенную дегра­дацию, утрату жизненных, творческих сил. Но этого не случится. Мир, окружающий нас, бесконечен. Наши далекие потомки никогда не смогут сказать: «Мы знаем все. Нам все под­властно». И поэтому вечное, постоянно разре-

шаемое и никогда не разрешимое противоречие между обществом и природой, между неискоре­нимым стремлением проникнуть во все тайны бесконечной вселенной и объективной невоз­можностью добиться этого будет поднимать человечество по бесконечной лестнице социаль­ного и духовного прогресса. И каково бы ни было могущество коммунистической цивилиза­ции, этот восходящий путь никогда не будет легким. И при коммунизме будут столкновения характеров и мнений, драматическая борьба истины против заблуждений, прогресса против консерватизма, трагические столкновения чело­века со слепыми, еще не познанными силами природы.

Коммунизм означает начало подлинной ис­тории общества. Лишь со времени сознательной и планомерной организации производства на всей планете полностью вступит в свои права новая историческая эпоха. Нам, современникам великой смены эпох, людям переходного перио­да, трудно если не понять, то почувствовать, что тысячелетия цивилизации, давшие миру огромное количество духовных и материаль­ных ценностей, только лишь подступ к настоя­щей истории человечества. Но что значат не­сколько десятков веков перед миллионами лет грядущего прогресса? Даже не первую страни­цу, а только первую строку вписали люди в книгу истории до Октября 1917 г. Предыстория общества — стихийный, неосознанный процесс. Каждый человек знал, что он делал, ставил перед собой определенные цели, действовал сознательно, но все общество развивалось без ясной цели, оно не знало своего будущего, не знало законов своего собственного движения. В силу этого непознанные пружины обществен­ного развития выступали как слепые, часто

разрушительные силы. Переход человечества к коммунизму, к подлинной истории — начало сознательного, целеустремленного, планомер­ного руководства социальными процессами.

Когда мы говорили о коммунизме как об обществе, которое уже сложилось, было вполне естественно начать описание с верхних этажей социального здания и постепенно спускаться до его фундамента. Когда же речь идет о строи­тельстве коммунизма, здесь на первое место выдвигается именно создание его фундамента, т. е. его материально-технической базы. Поэто­му в Программе нашей партии, в решениях XXIII съезда КПСС намечены конкретные пути комплексного развития народного хозяй­ства, его ориентация на новейшие достижения науки и техники. На основе мощного подъема производительных сил будет происходить из­менение системы общественных отношений — экономических, политических, идеологических, получат дальнейшее развитие наука и культу­ра.

Сложны и многочисленны задачи строитель­ства нового общества. Они не могут быть реше­ны сами собой. Если мы будем пассивно ждать коммунизм, он никогда не наступит. Поэтому каждый советский человек должен стать актив­ным участником коммунистического строитель­ства, почувствовать себя лично ответственным за общее дело.

Разумеется, коммунизм строят не идеальные люди. У каждого из нас есть свои слабости, недостатки. Их надо преодолевать, воспитывать в себе внутреннюю цельность, собранность и всегда помнить, что созидание нового общест­ва — сознательный процесс, требующий от его участников глубоких знаний и убежденности в правоте великого дела.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ