. Украинская Советская Социалистическая республика
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Украинская Советская Социалистическая республика

Украинская Советская Социалистическая республика

Щедрое солнце, плодородная земля, даю­щая миллионы тонн зерна, сахарной свеклы, много подсолнечника, фруктов, винограда. Мощная, передовая индустрия. Оживленные красивые города, утопающие в зелени села. Все это — Советская Украина, широко раски­нувшаяся от Закарпатья до Донских степей, от лесов и болот Полесья до солнечных берегов Черного и Азовского морей.

Территория Украины — 603,7 тыс. км2. Живет здесь 46 млн. 583 тыс. человек (на 1 июля 1968 г.), одна пятая часть населения Советского Союза.

Преобладающее большинство населения республики — украинцы. В республике живут также русские, белорусы, поляки, евреи и др. Украинцы тесно связаны общностью террито­рии, языка, культуры, своей историей с рус­скими и белорусами. Ведь украинцы, русские и белорусы произошли из одной древнерусской народности, которая издавна населяла большие пространства на востоке Европы и созда­ла в IX—X вв. крупное восточнославянское государство — Киевскую Русь.

Украинский народ не раз вынужден был с оружием в руках отстаивать свою свободу и независимость. В середине XVII в. освобо­дительная война украинского народа под руко­водством Богдана Хмельницкого против гнета польских феодалов завершилась воссоедине­нием Украины с Россией (см. т. 8 ст. «Вос­соединение Украины с Россией»). Общие исто­рические судьбы всегда связывали русский и украинский народы. Трудящиеся украинцы и русские вместе боролись против царизма, про­тив своих классовых врагов — буржуазии и помещиков.

После Великой Октябрьской социалистиче­ской революции украинский народ, вслед за русским народом, избрал для себя путь строи­тельства новой жизни, путь, указанный В. И. Лениным, партией коммунистов. В де­кабре 1917 г. в крупнейшем пролетарском центре Украины — Харькове I Всеукраинский съезд Советов провозгласил Украину советской республикой.

Советская Украина прошла славный путь — героические годы гражданской войны, напря­женный период восстановления народного хо­зяйства республики, — годы социалистического строительства.

В ноябре 1939 г. воссоединились в едином украинском советском социалистическом госу­дарстве западноукраинские земли, а в 1940 г.— заселенные украинцами земли Северной Буко­вины.

Во время Великой Отечественной войны немецко-фашистские орды временно оккупи­ровали территорию Советской Украины. Вме­сте со всеми народами нашей страны украин­цы отважно сражались в рядах Советской Ар­мии, в партизанских отрядах. К середине 1944 г. ни одного фашистского оккупанта не осталось на украинской земле.

В июне 1945 г. в состав Советской Украины вошло Закарпатье. Все земли, населенные ук­раинцами, воссоединились в едином украин­ском советском социалистическом государстве.

Нелегко было залечить раны, нанесенные войной, и полностью восстановить разрушенное хозяйство. Все братские республики, и прежде всего Российская Федерация, помогли тогда Украине, и вновь расцвели ее города и села. А сейчас Советская Украина по уровню своей промышленности и сельского хозяйства стоит наравне с наиболее развитыми странами мира.

* *

Поверхность Украины в основном равнин­ная. На западе поднимаются Волыно-Подольская и Приднепровская возвышенности, на юго-востоке — Приазовская, на востоке — До­нецкий кряж. Есть на Украине и горы — на юге Крымские, на юго-западе Украинские Кар­паты. Склоны Карпат покрыты лесами, а на са­мых вершинах субальпийские луга — полонины. В Карпатах находится самая высокая точка Украины — гора Говерла (2061 м).

Недра украинской земли богаты полезными ископаемыми. Донецкий угольный бассейн — знаменитая всесоюзная кочегарка, которая снабжает углем промышленность не только УССР, но и многих районов РСФСР, Белорус­сии, республик Прибалтики. Началась разра­ботка и второго каменноугольного бассейна — Львовско-Волынского. На правобережье Днеп­ра есть богатые месторождения бурого угля.

Нефть и газ добываются в Прикарпатье и на левобережье Днепра, где геологи обнаружили крупнейшие запасы этих полезных ископаемых.

Знаменита Украина и своими железными рудами. Криворожский железорудный бассейн по качеству и запасам руд занимает одно из первых мест в мире. Широко известен Керчен­ский бассейн железных руд. В Запорожской области открыто крупное Белозерское железо­рудное месторождение. Прибавьте марганец, ртуть, титан, каменную и калийную соли, гра­фит, каолин, мел, и все-таки перечень сокровищ недр украинской земли будет неполным.

Природа щедро наградила Украину не толь­ко полезными ископаемыми. Ее благодатный климат помогает выращивать хорошие урожаи самых разнообразных сельскохозяйственных культур. Климат республики умеренный, а на юге Крымского полуострова — субтропиче­ский. Зима, особенно в северных районах, мо­розная и снежная. Весной в восточных и юж­ных районах Украины часто дуют сухие вет­ры — суховеи, они иссушают почву и иногда губят часть посевов. Лето солнечное и теплое, а на юге жаркое.

Большинство рек Украины спокойны, не­торопливы; весной они широко разливаются, летом мелеют. Своеобразны реки Карпат. Стремительно несут они свои воды в глубоких долинах. Самая большая река республики — Днепр. Начинается он за пределами Украины, в РСФСР, впадает в Днепровский лиман Чер­ного моря. Свыше половины всех рек Украины принадлежит бассейну Днепра.

Днепр — большой труженик. Тысячи тонн разнообразных грузов перевозят по Днепру и его притокам — руду, уголь, машины, це­мент, зерно. Воды Днепра поят города, ороша­ют сотни гектаров земель, вращают турбины гидроэлектростанций.

В Черное море почти рядом с Днепром впадает и другая большая река Украины — Южный Буг. Извилистый, порожистый, он успокаивается только в низовьях, течение ста­новится медленным, еле заметным. Вторая по величине река Украины — Днестр. Он орошает земли и братской Молдавии. На крайнем юге республики, по границе с Румынией, протекает Дунай и один из рукавов его дельты — Килийское гирло. В плавнях Дуная зимует много перелетных птиц, поэтому большая часть дель­ты Дуная — заповедник.

Украина — морская республика. Ее южное побережье, протянувшееся более чем на 1000 км, омывается водами Черного и Азовского морей.

Некоторые из вас, наверное, думают, что на Украине совсем нет лесов, только степи. На самом деле северная часть Украины — По­лесье — лесиста. На многие километры тянут­ся здесь сосновые боры, местами березняки. В Полесье много болот и озер, много рек, ле­ниво текущих в заболоченных берегах. Здесь водятся лоси, косули, бурые медведи. На бере­гах рек и озер живут редкие животные — выд­ра, бобр. Лесным и водоплавающим птицам в Полесье раздолье. Но не только лесами да болотами славится Полесье. Немало земли от­воевал здесь человек у лесов и болот, превра­тил их в пашни и сенокосы. В наши дни на помощь людям пришла мощная техника, специальные мелиоративные машины помогают осушать и осваивать под пашни и луга новые гектары земли, широким фронтом идет наступ­ление на болота Полесья.

Чем дальше на юг, тем болот меньше. Уменьшается и площадь лесов. Сосны и березы сменяются дубами, грабами, липами. Все чаще леса перемежаются степью. Это лесостепь. В ле­сах лесостепи нет крупных лесных зверей. Про­бежит заяц, гонимый рыжей лисой, мелькнет белка в ветвях, просеменит еж. Зато много птиц. Если посчастливится, можно встретить даже пестрого красавца фазана.

Степные участки все распаханы. Здесь на плодородных черноземах выращивают хорошие урожаи самых разнообразных сельскохозяйст­венных культур.

Еще южнее, до самых берегов Черного моря, раскинулась необозримая степь. Лишь вблизи рек да в созданных людьми полезащитных по­лосах увидишь зеленые кроны деревьев. Эти пространства тоже почти все распаханы. Толь­ко в заповеднике Аскания-Нова (Херсонская область) можно увидеть девственную степь, по­росшую серебристым ковылем или пестрым разнотравьем.

Еще сто пятьдесят — двести лет назад в украинской степи бродили стада диких бы­ков — туров и косяки диких лошадей — тар­панов, а ныне встречаются только волки, лисы, зайцы, но больше всего грызунов — сусликов, тушканчиков, полевых мышей.

* * *

Украина дает свыше трети угля, добывае­мого в СССР, половину чугуна, свыше 40% ста­ли, почти две трети сахара. Из каждых десяти советских тепловозов девять производятся на Украине; республика выпускает третью часть тракторов, производимых в стране. В республике тысячи заводов и фабрик, колхозов и совхозов. Что же самое главное в этом хорошо слажен­ном хозяйстве?

На всем земном шаре немного мест, где есть такие благоприятные условия для развития тяжелой промышленности, как Донбасс и При­днепровье. Здесь на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга есть залежи угля, железной руды, марганца, известняков. Уже в XIX в. работали в этом краю предприятия тяжелой промышленности.

Каторжным был труд донецких шахтеров до революции. Целый день лежал шахтер на боку и долбил киркой твердый угольный пласт. Вечный мрак, едкая угольная пыль, постоян­ная угроза обвала. А после двенадцатичасо­вого нечеловеческого труда его ожидала полу­развалившаяся мазанка и кабак. Ничто не напоминает сейчас о дореволюционном Донбас­се, разве что конусы терриконов те же. Шахты электрифицированы и механизированы. Уголь добывают специальные комбайны. Рабочий день шахтера, управляющего этой машиной, 5—6 ча­сов. Ныне в Донбассе за полтора месяца добы­вается угля столько, сколько во всей дорево­люционной России за год.

По добыче железной руды Советская Укра­ина занимает одно из первых мест в мире. Пер­воклассную руду дает Криворожский бассейн.

Ежегодно здесь добывают более 90 млн. т руды — свыше полови­ны общесоюзной добычи. А не­далеко от Кривого Рога, в райо­не города Никополя, находятся самые большие в мире разра­ботки марганцевых руд.

По железным дорогам юга Украины с огромной скоростью мчатся электровозы и теплово­зы, а за ними — вереницы плат­форм с углем, коксом, рудой. Они направляются к гигант­ским металлургическим заво­дам Днепропетровска, Кривого Рога, Макеевки, Жданова. Мо­жет быть, слово «гигантские» — преувеличение? Судите сами: каждый из таких заводов вы­пускает за год больше чугуна и стали, чем, скажем, Греция или Аргентина; одни крупные металлургические заводы Ук­раины дают металла больше, чем Великобритания. А ведь Великобритания многие деся­тилетия была главной промыш­ленной державой мира. По ко­личеству чугуна, приходящего­ся на каждого жителя, как го­ворят, на душу населения, Ук­раина занимает первое место в мире.

Металл — тело машин. По­этому с металлургией тесно свя­зана еще одна отрасль хозяйст­ва республики — машинострое­ние. За годы Советской власти оно стало ведущей отраслью промышленности. Вблизи метал­лургических заводов возникли те машиностроительные заво­ды, которые требуют много металла. Таков, например, все­мирно известный завод в Кра­маторске. Он выпускает мощ­ные экскаваторы, блюминги, подъемные краны.

В СССР и за границей доброй славой поль­зуются сложные машины для горной и метал­лургической промышленности, выпускаемые в Горловке, Кривом Роге, Днепропетровске. Много советских электростанций оборудовано харьковскими турбинами.

Мощные тепловозы строят в Харькове и Луганске, грузовые автомобили — в Кременчуге, легковые — в Запорожье, автобусы «ЛАЗ» — во Львове, мотоциклы и речные суда — в Киеве. А в Николаеве и Херсоне строят большие мор­ские суда.

В крупных городах Украины — Киеве, Харькове, Львове и других, где живет много высококвалифицированных рабочих, выросли заводы, выпускающие точные приборы, станки, электро- и радиотехническую аппаратуру.

С машиностроением и металлургией связана еще одна важная отрасль хозяйства — химиче­ская промышленность. За последние годы Ук­раина стала республикой большой химии. Это­му способствуют и неисчерпаемые ресурсы хи­мического сырья (каменной соли, угля, серы, газа, а также отходов металлургии) и дешевая электроэнергия.

До революции на Украине не было химичес­кой промышленности. Сейчас созданы такие крупнейшие предприятия, как Рубежанский и Лисичанский химические комбинаты, Черни­говский, Черкасский и Киевский заводы ис­кусственного волокна, Роздольский серный комбинат и др.

Металлургия, машиностроение, химическая промышленность принадлежат к числу важней­ших отраслей хозяйства Советской Украины. Они тесно связаны между собой. Но не менее тесно они связаны с сельским хозяйством, ко­торое не может существовать без машин и хи­мических удобрений. В свою очередь сельское хозяйство — основа других важных отраслей промышленности — пищевой (сахарной, кон­сервной, мукомольной) и легкой.

Социалистическая индустрия оснастила сельское хозяйство Украины многочисленной и разнообразной техникой. В 1967 г. на кол­хозных и совхозных полях работало 534,7 тыс. тракторов (в переводе на 15-сильные) и 65,7 тыс. зерноуборочных комбайнов. Эта цифра выгля­дит особенно внушительно, если учесть, что комбайн заменяет труд десятков человек.

Украина — одна из главных житниц СССР. Она дает пятую часть зерна, собираемого в Стране, свыше половины сахарной свеклы, около половины подсолнечника. Республика дает почти четверть общесоюзной продукции мяса, молока, яиц.

Основные сельскохозяйственные зоны рес­публики — лесостепь и степь со знаменитыми черноземами. Главные культуры лесостепи — пшеница и сахарная свекла. В этих местах много мукомольных и сахарных заводов. Каждые три из пяти килограммов сахара, вырабатывае­мых в СССР, производятся здесь. Лесостепь также важный район молочного и мясного жи­вотноводства.

В зоне степи уходят за горизонт необозри­мые поля пшеницы, золотится подсолнечник, стеной поднимается кукуруза. Причерноморье и Южное Приднепровье славятся также ви­ноградом, арбузами, дынями.

В Украинском Полесье (от верховьев При­пяти на западе республики до Десны на востоке) меньше пашен, больше лугов и паст­бищ, на которых пасутся многочисленные стада молочных коров. В Полесье хорошо растут рожь, лен, конопля, картофель. А на благодатном побережье Крыма вызревают субтропические фрукты, виноград, цветут роза и лаванда.

Для развитой промышленности и сельского хозяйства Украины нужно много электроэнер­гии. До революции на Украине вырабатывалось за год меньше электроэнергии, чем в 1967 г. за два дня.

В трудные годы гражданской войны был разработан первый ленинский план электри­фикации нашей страны, почетное место в нем отводилось Украине. В 20-х годах в зимнюю стужу кирками и лопатами строители созда­вали первенцы электрификации Украины — Штеровскую и Зуевскую электростанции. А ка­ким праздником для всех народов СССР был пуск в 1932 г. Днепрогэса — самой мощной в то время в Европе гидроэлектростанции! Главная река Украины — Днепр — впервые была покорена советскими людьми. В наши дни, ког­да мы знаем о гигантских стройках ГЭС в Си­бири, нас не удивишь размахом работ на Днеп­рогэсе. Но в то время весь мир был поражен подвигом строителей. За полторы тысячи дней и ночей советским людям удалось создать гран­диозную плотину — длиной 760 м, высотой свы­ше 60 м (высота двадцатиэтажного дома).

Сооружение Днепровского гидроузла по­зволило решить несколько очень важных для хозяйства СССР задач. Тысячи лет Днепр не был единой водной дорогой. Острые, скали­стые выступы порогов преграждали путь к ни­зовьям великой реки. Благодаря плотине Днеп­рогэса образовалось глубокое водохранилище, затопившее пороги. Путь судам был открыт. Воды Днепра, ранее тратившие свою буйную силу на преодоление порогов, ринулись в тур­бины гидростанции. Забилось электрическое сердце Приднепровья. Вокруг Днепрогэса вы­росли промышленные гиганты.

Днепрогэс был первой мощной электростан­цией на Днепре. В дальнейшем на этой реке с помощью мощной современной техники были созданы другие крупные гидроузлы: Каховский, Днепродзержинский, Кременчугский, Киев­ский. Так образовался Днепровский каскад гидростанций.

Но гидроэнергия не единственный источник для создания электростанций на Украине. Огромное значение имеют каменный и бурый уголь, природный газ. За послевоенные годы на Украине построено много мощных тепловых электростанций: Приднепровская (одна из са­мых крупных в мире), Луганская, Старобешевская, Бурштынская и др. В 1968 г. началось стро­ительство Ладыжинской тепловой электростанции на Южном Буге мощностью 1,8 млн. квт. Элект­ростанции республики входят в единую энерго­систему, соединенную в свою очередь с энерго­системами других районов европейской части СССР и соседних социалистических стран.

Через земли Украины проложены важней­шие железнодорожные магистрали: Москва — Донбасс, Москва — Киев — Одесса, Киев — Львов — Ужгород, Кривой Рог — Донбасс. На юго-востоке Украины, как и вокруг Москвы, самая густая сеть железных дорог в СССР.

Велико значение морских портов Украины, особенно для внешних экономических связей. Среди них первое место занимает Одесса —главные морские ворота республики. Вдоль берегов Днепра выросли речные порты — Киев, Кременчуг, Днепропетровск, Запоро­жье, Херсон. Благоустроенные автомагистрали пересекают украинскую землю в разных на­правлениях. Всесоюзное значение имеют авто­страды Москва — Харьков — Симферополь — Ялта, Ленинград — Киев — Одесса, Киев — Харьков — Ростов и др.

Всего несколько десятков лет назад была открыта на Украине первая транспортная авиалиния Киев — Харьков. А ныне постоян­но действуют сотни воздушных линий. На Украине созданы замечательные пассажирские самолеты.

Да, огромные перемены произошли в геогра­фии производительных сил республики. Один из ярких примеров — ускоренное развитие хозяйства воссоединенных западных областей, ликвидация их экономической отсталости. Не­узнаваемо изменилась экономическая карта западной части УССР. На базе открытого и освоенного в послевоенные годы Львовско-Волынского угольного бассейна здесь создан новый промышленный район. Львов, прежде не имевший крупных промышленных предприя­тий, стал одним из важнейших индустриальных центров республики. В западных областях построены мощные электростанции — Добротворская и Бурштынская, много предприятий машиностроения, легкой и пищевой промыш­ленности. Началось сооружение крупного При­карпатского комплекса горной и горно-хими­ческой промышленности (добыча нефти, газа, серы, калийных солей).

В каждой области Украины сотни промыш­ленных новостроек. Среди них Ровенский завод азотных удобрений, Белоцерковский комбинат резино-асбестовых изделий и шин, Калушский хи­мико-металлургический комбинат, Черкасский текстильный комбинат и десятки других про­мышленных гигантов.

Новые голубые трассы оросительных кана­лов пересекают степи Южной Украины.

За 50 лет Советской власти на Украине в 48 раз увеличилось производство промышленной продукции, почти в 3 раза — сельскохозяйствен­ной. Миллионами нитей связана сегодня Украина с другими союзными республиками. Во многие уголки страны идут с Украины уголь, металл, машины, хлеб и другая продукция. В свою оче­редь на Украину широким потоком поступают станки и приборы из Москвы, Ленинграда, Мин­ска; автомобили из Москвы и Горького; лес из Карелии; хлопок из республик Средней Азии. Все шире становится и обмен специали­стами, достижениями науки, производственным опытом.

* * *

Огромные изменения произошли за годы Со­ветской власти не только в хозяйстве респуб­лики, но и во всех областях культуры и нау­ки. В 1897 г. в Российской империи проводи­лась первая перепись населения. Она показала, что на Украине из каждых четырех человек трое не умели читать и писать. Сравните такие цифры. До революции на Украине было 2 млн. 600 тыс. ребят, посещавших школу, их обучало около 70 тыс. учителей. А в юбилейном, пяти­десятом году Советской власти на Украине в школах училось 7 млн. 737 тыс. ребят, учи­телей в республике теперь свыше 480 тыс. Половина населения УССР имеет высшее или среднее образование. Студентов на Украине сейчас больше, чем в любой европейской стра­не. Десятки тысяч научных работников успеш­но решают сложные научные и технические проблемы. Ученые Украины создали искусст­венные алмазы, вывели новые сорта пшеницы, сконструировали новые электронно-вычисли­тельные машины, участвовали в экспедициях в Антарктиду.

Всеобщее признание заслужило искусство Украины. Не только в Советском Союзе, но и за рубежом известны украинские оперные и балетные труппы, такие великолепные хоро­вые ансамбли, как «Думка» и «Трембита». Вос­хищение вызывают украинская народная жи­вопись и керамика.

Познакомимся подробнее с экономическими районами Украины.

Большая часть Полесья, запад лесостепи. Карпаты и Закарпатье объединены в Юго-За­падный район. Самый крупный город района — столица Советской Украины Киев. Это третий по количеству жителей город в Советском Союзе (около 1,5 млн. человек). Киев — один из кра­сивейших городов нашей Родины, он раскинул­ся на обоих берегах Днепра среди садов и пар­ков. Киев принадлежит к числу старейших городов Европы. Здесь сохранились древние постройки: Софийский собор, которому уже более 900 лет, Киево-Печерская лавра, осно­ванная в середине XI в., много памятников украинской культуры и искусства. Киев се­годня — благоустроенный промышленный го­род. И год от года он растет и хорошеет — про­кладываются широкие проспекты, строятся но­вые жилые и промышленные районы. Из центра Киева на левобережье — в Дарницу побе­жали голубые вагоны метро.

Киев — политический центр республики, где работает Центральный Комитет Комму­нистической партии Украины, Верховный Со­вет и Совет Министров УССР. Столица Укра­ины стала крупнейшим центром науки и культуры республики. Здесь находятся Акаде­мия наук Украины, университет имени Т. Г. Шевченко, политехнический и десятки других институтов.

Дореволюционный Киев не имел большой промышленности. Сейчас это город крупных фабрик и заводов. Его промышленность дает стране электроприборы и речные суда, само­леты, станки и искусственные ткани, мотоциклы и трамваи.

Львов — древний украинский город — изве­стен еще с XIII в. В послевоенные годы во Львове построены автомобильный завод, вы­пускающий комфортабельные автобусы «ЛАЗ», и заводы телевизоров, фрезерных станков, электроламп, химических препаратов, реконст­руированы предприятия легкой промышлен­ности. Львов — старейший культурный центр Украины. Его университет существует с сере­дины XVII в. Кроме университета, в го­роде 12 высших учебных заведений и много научных учреждений.

В Юго-Западном районе есть еще несколько древних городов, ныне ставших крупными промышленными и важными административ­ными и культурными центрами. Среди них Чернигов, который уже в IX в. был центром восточнославянского племени северян. В Чер­нигове построен один из крупнейших в СССР комбинат синтетического волокна. Всей стране известны и пианино, которые изготовляют в этом городе.

Черкассы — важный днепровский порт с крупными предприятиями химической и лег­кой промышленности. Уютна и живописна Винница, утопающая в зелени садов и пар­ков, центр большого района свеклосеяния. Здесь производятся машины для сахарной про­мышленности, удобрения, строительные мате­риалы.

Основное направление сельского хозяйства Юго-Западного района — выращивание сахар­ной свеклы, пшеницы, кукурузы, льна. Этот же район дает более двух пятых масла и мяса, производимых в УССР.

Донецко-Приднепровский район охватывает большую часть востока Украины, включая Дон­басс и промышленное Приднепровье. Это глав­ный район тяжелой промышленности Советской Украины. Здесь много больших промышлен­ных городов. Главный из них — Харьков — второй на Украине город с населением свыше миллиона человек. Харьков вырос на месте пересечения важных транспортных путей из Донбасса в промышленный центр России. Че­рез Харьков Украина связана с Поволжьем, Кавказом, Уралом, Сибирью. В городе много заводов и фабрик. Харьковский тракторный за­вод был в числе тех предприятий, которые пер­выми стали снабжать наше сельское хозяйство новой техникой. Харьковские тепловозы и тур­бины известны за пределами нашей страны. Харьков — крупный научный центр. Здесь на­ходится один из самых больших университетов страны и много научно-исследовательских ин­ститутов.

Донбасс — это огромный индустриальный район. Весь он состоит из городов и рабочих поселков, незаметно переходящих друг в друга и тянущихся на десятки километров. Тут и там виднеются длинные корпуса заводов, высокие здания теплостанций, темные громады домен. Их сменяют новые благоустроенные кварталы жилых домов, школы, театры, Дворцы куль­туры.

Край донецкий!.. Пожалуй, нигде на Украи­не не произошли такие огромные изменения за последние полвека, как здесь! Вот, например, история города Донецка. В 1869 г. английский капиталист Джон Юз построил в степи неболь­шой металлургический завод. Возле завода появились лачуги рабочих. Так возник поселок, названный Юзовкой. Черные тучи пепла и дыма висели над поселком. Весной и осенью его кри­вые неосвещенные улочки превращались в на­стоящие болота. Дети Юзовки не знали ни школ, ни грамоты.

В современном Донецке (бывшей Юзовке) теперь свыше 850 тыс. жителей. Город зани­мает по количеству жителей третье место в республике. Здесь живут шахтеры и метал­лурги, химики и машиностроители, зодчие и ученые. С 1965 г. в Донецке работают филиал Украинской Академии наук и университет. Внешний облик города изменился совершенно. Ничто здесь не напоминает старой грязной Юзовки.

В Донбассе много крупных городов: Макеев­ка, Луганск, Краматорск. Есть города совсем юные — Юнокоммунаровск, Северодонецк, Ди­митров, Шахтерск, Углегорск, Украинск и др.

Вторая группа крупнейших индустриальных центров Донецко-Приднепровского района про­тянулась вдоль Днепра, недалеко от Криво­рожского железорудного бассейна. Главный из них — Днепропетровск, бывший еще до рево­люции (он тогда назывался Екатеринославом) основным центром металлургии юга России. Теперь в Днепропетровске мощные металлур­гические, трубопрокатные заводы и связанные с ними заводы металлоконструкций, металлур­гического оборудования. Днепропетровск так­же важный транспортный узел.

Одним из самых красивых городов Украины стало новое Запорожье. Его широкие светлые проспекты выходят к Днепру, прямо к гран­диозной плотине Днепрогэса. В Запорожье не­сколько связанных между собой гигантских заводов. Всей стране известны завод «Запорожсталь», вырабатывающий сортовую высоко­качественную сталь, автомобильный и алю­миниевый заводы.

Донецко-Приднепровский район сочетает в себе мощную промышленность с высокораз­витым сельским хозяйством. На колхозных и совхозных полях выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу и подсолнечник. Вокруг крупных промышленных центров развито при­городное овоще-молочное хозяйство.

Южный район широким фронтом выходит к берегам Черного моря, поэтому ведущие отрасли его хозяйства — морское судостроение, судоремонт, морской транспорт. Вместе с тем Южный район занимает значительную часть степной зоны, где выращивается много пшеницы, кукурузы, развито виноградарство, бахчеводство.

Самый большой город Южного экономиче­ского района — Одесса. Очень красив этот го­род-герой с моря. Широким полукругом вдоль морского залива раскинулись улицы, буль­вары и парки. По-южному светлые здания, густая зелень деревьев, величественная, широ­кая лестница, ведущая к морю, нарядный Приморский бульвар, великолепное здание Оперного театра. Днем и ночью не смолкает Одесский порт. Суда под флагом многих стран мира приходят к его причалам. В городе много промышленных предприятий, выпускающих сельскохозяйственные машины, станки, кино­аппаратуру, удобрения, консервы, одежду. Есть ремонтные заводы, которые возвращают в строй суда и автомобили. Недалеко от Одес­сы быстро растет новый большой морской порт — Ильичевск. В низовьях Южного Буга расположен основной центр морского судо­строения Украины — Николаев.

Красивы города и курорты Южного берега Крыма. Среди них легендарный город-герой Севастополь. Здесь каждый камень напоми­нает о героическом прошлом. В годы Великой Отечественной войны гитлеровцы разрушили Севастополь. Сейчас он отстроен и стал еще лучше.

* * *

Советская Украина одна из первых в нашей стране награждена орденом Октябрьской Рево­люции. Этой высокой наградой отмечены выдаю­щиеся заслуги трудящихся Украины в револю­ционном движении, в Великой Октябрьской социалистической революции, большой вклад в со­здание и упрочение первого в мире социалисти­ческого многонационального государства — Союза Советских Социалистических Республик; мужест­во и героизм украинского народа, проявленные при защите завоеваний Советской власти, и ус­пехи его в коммунистическом строительстве.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ