. Развитие внимательности и памяти
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Развитие внимательности и памяти

Развитие внимательности и памяти

Игры 1—12, развивая внимание, могут способство­вать и воспитанию наблюдательности. Одни из них тре­буют быстрого восприятия и запоминания увиденного. Условия других игр, наоборот, представляют возмож­ность для более длительного наблюдения и приучают к полному использованию отведенного для этого времени.

1.  Заметить все

а)   Положить   в   ряд   7—10   различных   предметов и   прикрыть   их  газетой.  Приоткрыв их секунд на   10, снова    закрыть   и    предложить    ребенку   перечислить все. б)  Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8—10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

в)   Переменив   местами   два   каких-либо   предмета показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку сказать,  какие предметы лежат не на своем месте.

г)   Не  глядя  больше  на  предметы,  сказать,  какого цвета каждый из них.

д)  Положив один на другой восемь предметов, за­ ставить  ребенка  перечислить  их  подряд снизу  вверх, а затем сверху вниз. (Рассматривать 20 секунд).

е)   Пять-шесть предметов разместить в разных поло­жениях:  перевернув,  поставив на  бок, приложив друг к другу, положив один на другой и т. п. Играющий дол­жен  сказать,  в  каком   положении   находится   каждый предмет. (Показывать секунд 20.)

В игре могут участвовать дети с 5-летнего возраста.

2.  Ищи безостановочно

В течение 10—-15 секунд увидеть вокруг себя воз­можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т. п.), по сигналу один начинает перечис­лять, другие его дополняют.

В игре могут участвовать дети с 5-летнего возраста.

3.  Запоминай порядок

а)  Играющим   показать   6—7 цветных   карандашей. Через 20 секунд, закрыв их, спросить о последователь­ности их расположения.

б)  5—6 человек выстраиваются в ряд в произволь­ном порядке. Водящий  15—20 секунд смотрит на них, и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

В игре могут участвовать дети с 5-летнего воз­раста.

4.  Хотя и нелегко, но запомни

На листке из тетради в клетку по линиям клеток чертится квадрат со стороной, равной трем клеткам, внутри любых клеток ставятся два кружочка. Поглядев на рисунок секунды 3, ребенок должен воспроизвести его по памяти на такой же бумаге.

Как размер квадрата, так и количество кружочков (которые располагаются хаотично) постепенно увели­чиваются. Квадрат заменяется прямоугольником (кон­туры фигуры проходят только по линиям клеток). Игра усложнится, если кружочки будут разного цвета. Услож­няя рисунок, нужно соответственно увеличивать время на его рассматривание.

В игре могут участвовать дети с 5-летнего возраста.

5.  Вот так позы!

Каждый из стоящих в ряду (3—6 человек) прини­мает какую-либо позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40—50 (руководствуясь сигналами), копи­рует позу каждого, в то время как остальные спокойно стоят.

В игре могут участвовать дети с 5-летнего возраста.

6.  Не упусти ничего

Во время прогулки участвующие в игре становятся в одну шеренгу. По сигналу они делают поворот кругом и стараются запомнить все, что видят перед собой.

Через одну минуту по сигналу они возвращаются в ис­ходное положение и в течение одной-двух минут, не обо­рачиваясь, вспоминают все, что видели. Тот, кто послед­ним дополнит рассказ, считается победителем.

В игре могут участвовать дети с 6-летнего воз­раста.

7. Соедини части — узнаешь целое

Наклеить на картон картинку и разрезать ее на 10—15 неравных частей разной формы. Играющий, рас­сматривая отдельные части, старается догадаться, что изображено на картинке и, сложив все части, проверяет правильность своей догадки.

В игре могут участвовать дети с 7-летнего воз­раста.

8. Путешествие во «Дворец внимания»

Двое на бумаге в клетку вычерчивают по квадрату, в 64 клетки каждый. Вдоль контура квадрата по гори­зонтальной (слева направо) и вертикальной (сверху вниз) сторонам у каждой клетки ставятся подряд цифры от 1 до 8. Внутри контура первый играющий отме­чает «Дворец внимания» (он занимает одну клет­ку) и проводит ломаную линию — «путь» во «Дво­рец внимания». Линия эта может идти по всем на­правлениям (вверх, вниз, вправо, влево, наискось), но соблюдается одно пра­вило—шаг начинается и кончается в центре кле­ток. Линия не должна са­ма с собой пересекаться.

Первый играющий показывает начерченный им «путь» второму (20—30 секунд) и прячет свой листок, второй, по памяти набрасывает «путь» первого в своем квадрате. Начало и конец пути ему указываются. Для определения расположения клеток раньше говорят цифру по горизонтали, а затем — по вертикали. Второй называет подряд клетки, по которым (как он считает) проходит «путь» первого, и оба у себя отмечают кре­стиками эти клетки. Если второй ошибается, первый говорит: «Сбился с пути». Если второй, не дойдя до «Дворца внимания», сделает пять неправильных шагов, он проиграл. По окончании игры участники меняются ролями.

В   игре   могут   участвовать   дети  с  10-летнего воз­раста.

9. Гляди, сколько нужно

а) Предупредив играющих, что будут заданы самые различные вопросы, дать им для рассматривания 7—8 разных предметов. (Рассматривать их играющие могут столько времени, сколько каждому понадобится.) За­тем, спрятав предметы, задать им такие вопросы: какого цвета каждый из этих предметов, из какого они мате­риала, каковы их размеры, для чего они употребляются и т. п. Можно предложить и такой вариант игры: перед рассматриванием предметов сказать, какие будут зада­ны вопросы.

б) Участвующих в игре ввести в комнату и дать им осмотреться. Когда все покинут комнату, спросить, ка­кие двадцать различных предметов они в ней видели, какую посуду, какую одежду, сколько картин, какие следы пребывания в этой комнате людей они за­метили.

В игре могут участвовать дети с 10-летнего возраста.

10.  Замечай малоприметное

а)    В лесу или на поле отметить флажками или веш­ками границы участка земли   приблизительно   в   100—200 квадратных метров. Играющие расходятся по участку на 10—15 минут и стараются запомнить все, что на нем есть (можно вести запись). По сигналу все уходят с этого участка, собираются вместе и рассказывают, кто что видел. Победителем в игре считается тот, кто последний дополнит рассказ остальных, поэтому каждый участник игры говорит не все, он умалчивает о наименее приметном, чтобы сказать о нем самым последним.

б)   С этого же участка собрать за 5—10 минут листья или цветы самой разнообразной формы и цвета. Побе­дителем считается тот, кто нашел больше разных листьев или цветов.

в)    В траве или на дереве, на том же участке, положить небольшой предмет (карандаш, книжечку, гребен­ку и т. п.) — кто его первый обнаружит.

г)   По   дорожке   длиной   500   м,   хорошо   известной ребятам,  разбросать в  разных  местах   гвозди,  монеты и другие мелкие предметы. Играющие, идя по дорожке в  одиночку  или  небольшими  группами,  замечают,  где какие предметы лежат,  сколько  их,  но  не говорят об этом другим.   Придя к финишу, где их ждет водящий, они рассказывают, в каком   порядке   лежат   предметы и сколько их.

В игре могут участвовать дети с 11-летнего возраста.

11.  Определи сумму

а)   Посмотри 15—20 секунд на разложенные на столе 8—10   монет,   отвернувшись,   определи,   на   какую они
сумму.

б)   Какую   сумму   составляет   стопка десяти разных медных  и  серебряных   монет,   которые ведущий зажал между    большим    и указа­тельным пальцами?

В игре могут участвовать дети с 11-летнего возраста.

12. Сумей заметить

а)   Пролетела птица, ба­бочка,   самолет,   промчался грузовик, легковая машина, поезд. Кто наиболее подроб­но расскажет о    виденном?

б)   Группа детей едет на автомобиле,    в    поезде. Что смогли они увидеть в тече­ние 5—10 секунд?

в)  При   беге   на   200   м по   пересеченной   местности описать    все    виденное    во время   бега.   Выигрывает тот, кто быстрее других, про­бежав 200 м, сумеет больше увидеть.

В игре могут участвовать дети с 11-летнего возраста, Мы возвращаемся к подобным играм, развивающим: наблюдательность.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ