.
Меню сайта
|
Игры и упражнения для маленьких и большихИгры и упражнения для маленьких и больших. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИГРЕ
Игра имеет в жизни ребенка огромное значение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» — говорил А. С. Макаренко. В игре происходит первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему работнику и гражданину. В игре ребенок развивается физически, у него развиваются также сообразительность, настойчивость, выдержка, наблюдательность, вникание, находчивость, коллективизм. Все это, конечно, способствует подготовке детей к плодотворной деятельности в будущем и к лучшему выполнению своих обязанностей — учебных, трудовых, общественных — в настоящем. Нужно полнее использовать игры в воспитательных целях, стараться, чтобы игра не была бы только забавой. Можно значительно усилить воспитательное воздействие игры, если регулярно проводить с детьми игры, которые развивают такие качества, как, например, любознательность, выдержку, способность к быстрой реакции и т. д. Если известное время проводить преимущественно игры, направленные, скажем, на овладение вниманием, дети улавливают смысл и цель игры и у них возникает стремление всегда быть более внимательными. В предлагаемом сборнике дается описание игр и упражнений. Игры сгруппированы соответственно тем качествам личности, воспитанию которых они преимущественно способствуют. Выделены в отдельные разделы игры, развивающие наблюдательность и внимание, ловкость и точность движений, чувство времени, глазомер и др. Однако необходимо иметь в виду, что одни и те же игры могут быть полезны для воспитания не только какого-либо одного, но и нескольких качеств. В сборнике нет специального раздела игр, способствующих воспитанию воли, так как активное участие в любых играх побуждает к волевому усилию, тренирует волю. Дети добровольно, охотно подчиняются правилам игры, научаются сдерживать свои желания ради общих, коллективных задач, напрягают все свои силы для одержания победы в игре. Хотя специальных игр для развития воли, как уже говорилось, мы не даем, почувствовать, что такое волевое усилие, тренироваться в нем можно, используя почти все игры данного сборника. Например, при проведении игр на наблюдательность требуется также напряжение воли; необходимо значительное волевое усилие для того, чтобы уложиться в определенный короткий срок в играх на время; умение «измерять» глазами, прикидывать, сколько раз известная нам мера укладывается на искомом отрезке, требует также немалых усилий; игры, в которых нужно выполнять определенные, достаточно сложные действия при выключении зрения или одной руки и т. п., также не проходят без волевого усилия. Игра создает более легкое условие для того, чтобы дети могли приложить волевое усилие, но она не исключает необходимости этого усилия. Однако воспитание воли в основном происходит в условиях повседневной жизни, в процессе выполнения стоящих перед детьми серьезных дел, выполнения обязанностей, при достижении понятных и важных для них целей. Вот кратко сформулированные указания, которые можно дать детям, приступающим к работе над развитием своей воли:
Другой чрезвычайно важный вопрос — о месте игры и труда в жизни ребенка. Ведь есть немало людей, которые считают, что игра лишь развлечение, забава, и противопоставляют ее труду, работе. Так ли это? Много трудностей у нас, родителей, в воспитании детей. А ведь легко с помощью игр сделать детей соучастниками, может быть, всех наших воспитательных задач. Хорошей игре ребенок отдается весь целиком, открывая ей все «поры» своей души. В игре он охотно преодолевает значительные трудности, тренируя свои силы, развивая свои способности и умения. Конечно, воспитывая детей, мы внушаем им, что труд не игра, а серьезное дело, что работу надо выполнять независимо от того, достаточно ли она интересна или нет, требуем от них волевых усилий, осознания своего долга. Но следует ли резко противопоставлять труд игре? Ведь мы хотим, чтобы труд стал первейшей жизненной потребностью подрастающего человека, чтобы он отдавался работе с таким же удовольствием, как и игре. Для этого переход от игры к труду должен совершаться естественно, когда в самом труде, особенно на первых порах, сохраняются отдельные игровые моменты. Это, между прочим, хорошо понимал Антон Семенович Макаренко. Работавший с ним В. Н. Терский в своей книге вспоминает, что вся жизнь и труд детей в колонии имени Горького были насыщены элементами игры, и подчеркивает: «И это очень хорошо, если игра перерастает в труд, и в то же время труд не теряет прелести игры». На фактах из жизни своей семьи я хочу показать, как можно осуществить эту взаимосвязь на практике. Родители знают, как трудно порой привить детям аккуратность, научить их поддерживать установленный домашний порядок, класть каждую вещь на свое место. Между тем эту задачу можно заметно облегчить, умело используя игру наряду с другими воспитательными средствами. Подходящим материалом для этого являются игры на развитие наблюдательности. Вот простейшая из них. Несколько различных предметов накрывают газетным листом. На небольшой промежуток времени лист снимают. Играющие должны запомнить, какие предметы лежат на столе. Выигрывает тот, кто запомнил больше предметов. Возможны варианты игры: предметы показывают несколько раз, переставляя их, убирая или добавляя новые. Выигрывает тот, кто больше заметит происшедших изменений. Как же игру такого типа использовать в наших целях? В этом случае «полем» для игры становится вся комната. Предложите детям запомнить, где и как лежат, стоят, висят различные домашние предметы. Затем пригласите детей принять участие в игре: «Каждой вещи — свое место» Пусть дети выйдут из комнаты. Соберите на столе 10—15 небольших предметов, позовите детей и предложите им «вернуть» каждый предмет на его постоянное место. Выигрывает тот, кто правильнее и быстрее расставит большее число предметов (если играет один ребенок, он должен выполнить задание в какой-то определенный срок). Может быть и другой вариант игры: ведущий не собирает предметы, а меняет их местами. Задача играющих— снова вернуть вещи на их прежние постоянные места. В таком варианте игра в семье может проводиться в течение целого дня и даже нескольких дней. Взрослый незаметно перемещает отдельные предметы, а дети, занимаясь другими делами, играми, время от времени проверяют, все ли вещи в комнате на своих местах. Игра настолько привлекает внимание детей к этой стороне домашнего быта, что потом привычка поддерживать порядок для них формируется уже сравнительно легко. Не обязательно, чтобы каждому трудовому поручению ради привлечения интереса к нему непременно предшествовала игра. Элемент игры можно и непосредственно внести в дело, которое выполняет ребенок. Это особенно хорошо помогает при однообразной, скучной работе. Надо вырабатывать у детей вкус к энергичному темпу в работе. Это особенно успешно достигается тогда, когда в нее вносится элемент игры, соревнования. Раскладываем картофелины на одинаковые кучки и принимаемся за дело, строго следя за качеством работы. Понятно, что так гораздо веселее работать, чем в одиночку и, не ставя перед собой задачи — рационализировать труд, добиться высокого темпа. В семье есть разнообразные возможности организовать веселую «борьбу за скорость»— кто раньше оденется, застелить постель, выполнит то или иное поручение по хозяйству. Не надо, однако, слишком часто пользоваться этим приемом, чтобы не притупить интерес детей к соревнованию в труде. В то же время вкус к борьбе за скорость можно поддерживать разными играми-соревнованиями. Некоторые из них могут быть построены на выполнении какой-нибудь трудовой операции, другие могут носить чисто спортивный характер. Подобные и другие игры можно найти в различных сборниках игр. Переход от игры к труду по-разному осуществляется в разные возрастные периоды. Уже с трех лет ребенок, подражая деятельности взрослых, начинает придумывать для себя игры трудового характера. Мать стирает, гладит, убирает в комнате, готовит обед; отец чинит, мастерит что-либо, покупает продукты. Ребенок, наблюдая все это, начинает проделывать то же самое со своими игрушками. Надо всячески поддерживать и развивать интерес малышей к таким трудовым играм, покупать им соответствующие игрушки, игрушечные инструменты, подсказывать те или иные трудовые сюжеты, которые дети могут обыгрывать. Чем старше ребенок-тем более «всамделишный» характер могут носить трудовые операции, которые он изображает в ходе игры. Так, разыгрывая «уборку» в своем игрушечном уголке, ребенок может и должен добиваться, чтобы в уголке действительно стало чище. Он может для своих кукол и мишек испечь пирожок не только из песка, но и из настоящей муки, подражая действиям матери и под ее руководством. Шитье одежды для кукол постепенно все более приобретает характер работы, требующей трудовых навыков. Помогая ребенку приближать игру к жизни, вместе с тем уже с раннего возраста можно привлекать его к участию в настоящем труде. Малыш обычно с большой готовностью откликается на это. С радостью он помогает матери накрыть на стол, подметает пол маленьким веником, вытирает пыль, приносит отцу молоток, гвозди. Он счастлив, если отец разрешает в чем-либо ему помочь. Так, естественно дети от игры переходят к труду. И если труд посилен для детей, то он не только не тяготит их, а, наоборот, становится для них таким же увлекательным, как и игра. Чем старше становятся дети, тем больше их интерес к труду становится содержательным и серьезным. Это происходит благодаря тому, что труд связывается с растущим 'Чувством морального удовлетворения, с возможностью проявить свою самостоятельность и инициативу. Скажем, подростку, который приобрел уже известные навыки в приготовлении пищи, можно оставить все нужные продукты и предложить самостоятельно приготовить обед. Пусть даже он сам решит, чем будет сегодня всех кормить. Это тоже своеобразная «игра», но уже большая, серьезная, требующая от подростка чувства ответственности, мобилизации всех его умений, деловитости. И он с радостью на это идет. Вообще домашний труд для детей становится особенно привлекательным, когда он связан с той или иной ,, определенной ролью, которую ребята могут играть в семье: скажем, «почтальона», ведающего всеми журналами, газетами, письмами, получаемыми семьей, или «садовода», наблюдающего за всеми растениями в квартире, заботящегося об их поливке, обрезке, удобрении, или «завхоза», отвечающего за доставку определенных продуктов (хлеб, масло, молоко), и т. д. В семье, где с учетом детской психологии умело используют такие игровые моменты, сам труд входит в сознание детей как живое, радостное дело, возбуждающее все творческие силы ребенка. Расскажу еще об одном интересном опыте— организации игры в семье, которая может продолжаться длительное время. Она побуждает детей охотно, с радостью выполнять разные домашние дела, совершать положительные поступки, соревноваться в этом с товарищами, братьями, сестрами, родителями. Моим двум дочерям тогда было — одной пять с половиной и другой девять лет. Надо было выработать у девочек полезные привычки. Дело это нелегкое. Бесконечные напоминания— то, к чему родители чаще всего прибегают,— мало помогали. Раздумывая над причинами неудач, я понял, что только требовательность и наставления без использования активности самих детей не дадут желаемого результата. Надо, чтобы дети сами заинтересовались задачей, которая перед ними стоит, и стремились проявить инициативу и самостоятельность в ее решении. Наилучшей формой для этого, как мне казалось, явилась бы игра. И я придумал ее. Однажды, подозвав дочерей к себе, я сказал:
Девочки заинтересовались: что еще за игра такая? На небольшой лист картона я наклеил красочную картинку с интересным для детей содержанием. Под ней на картоне в виде дорожки были сделаны небольшие отверстия, в которые поочередно вставлялись флажки. Древком для флажка служила булавка длиной в 8 см. Флажки вырезали и раскрасили по своему вкусу сами дети. Каждый правильный поступок ребенка (в данном случае уборка вещей за собой) сопровождался перестановкой флажка в следующее отверстие. Если дети соревнуются между собой, для каждого делается своя «дорожка» с одинаковым количеством «шагов». В конце «дорожек»— изображение самолета (или орла, мотоцикла, на которых можно «покататься», или красочная цифра «5»). К картону был прикреплен листок бумаги с крупно написанным на нем призывом: «Убирай за собой!», а для младшей дочери, еще не умеющей читать,— соответствующая картинка. Дети легко поняли технику игры и сразу включились в нее. Уборка вещей за собой, к которой раньше дети были равнодушны, стала самым актуальным делом. Девочки, особенно младшая, теперь искали случая, чтобы убрать какую-нибудь вещь на место, и сразу бежали переставлять флажок. Младшая, Лена, своенравная и часто проявлявшая упрямство, после того как включилась в игру, заметно .изменилась к лучшему. Лена очень любила переставлять свой флажок, однако она не хотела, чтобы это делалось зря. — Сейчас переставлять флажок нельзя,— однажды сказала она,— потому что я не сразу сделала, что нужно. В другой раз она заявила, что не надо переставлять флажок, так как выполненное дело показалось ей пустяковым, но все же прибавила: — Может быть, переставить? Через некоторое время, когда навык уборки за собой вошел в привычку, я предложил для игры другую задачу: «Требования родителей выполнять сразу». Игра с такой задачей также прошла успешно. Затем была выдвинута новая задача: «Быть внимательными друг к другу». Смена задач была полезна тем, что сосредоточивала внимание детей на выработке привычек, которые у них были еще недостаточно развиты. В то же время это поддерживало общий интерес к игре. Важно отметить, что для ребят главной целью игры являлось не передвижение флажков, а совершение правильных поступков. К примеру: Вера иногда отказывалась передвигать свой флажок за дело, которое она считала незначительным. Другой факт: я и Вера как-то усомнились, не слишком ли далеко переставила Лена свой флажок. Лена перечислила все дела, которые она выполнила.
При этом у детей даже не возникало мысли, что правильные поступки должны сопровождаться какими-либо подарками родителей: сам процесс игры давал им удовлетворение. Чтобы игра была действенной и отвечала интересам детей — а в этом ее главная ценность,— важно, как я убедился, быть исключительно тактичным с детьми, ни в коем случае ничего не навязывать им, решать все «проблемы», касающиеся игры, совместно с ними. Однажды я проявил бестактность: по собственному произволу ввел в игру новое правило и не сумел убедительно обосновать это, заинтересовать детей. Лена, не поняв хорошо, почему введено новое правило, рассердилась, вынула флажок из отверстия и бросила его. — Если нужно флажок ставить назад, я не буду Я спокойно заметил:
Впрочем, часа через три, вернувшись из кино, она спросила меня:
— Мне как-то плохо стало, что я не играю... Оформление игры должно быть красочным, линии, по которым переставляются флажки, могут быть разнообразны: подниматься вверх, идти по кругу, по контуру разных геометрических фигур, звезды и т. п. Разумное, не слишком частое изменение как формы игры, так и поставленной задачи обычно приводит к обострению интереса у играющих детей. Бывает у детей и нежелание продолжать игру. В этом случае не следует оказывать на них давление, а лучше временно прекратить игру. Когда дети увлечены игрой, почти не требуется руководства взрослых. Интересный факт: я уехал из дому дней на 10 и предложил дочерям самим играть в мое отсутствие. Они продолжали игру и сами отмечали движением флажков количество ежедневных хороших дел, которые они выполняли. Возможна опасность: после прекращения игры, у детей пропадает желание делать то, на что их стимулировала игра. Хотя дети и сознают, что суть игры в совершении правильных поступков, но, чтобы не создавалось привычки связывать их лишь с игрой, нужно не только умело вводить детей в нее, но и помочь выйти из нее, сохраняя сам навык. Поэтому надо иногда совсем прекращать игру, в то же время заявив детям, что они должны так же активно выполнять в быту то, чего требовали от них условия игры. Не рекомендуется ставить в игре перед ребятами одновременно несколько задач, так как это мешает вырабатывать определенную привычку. Соревнование моих дочерей иногда принимало нежелательный характер, и в этих случаях я заменял флажки обеих девочек одним общим флажком, пере- движение которого суммировало их «дела». При таком условии успех каждой девочки радовал обеих. Споры прекращались, и затем игра снова продолжалась в прежней форме. Воодушевленный собственным опытом проведения игры, я поделился им с другими родителями. После этого некоторые начали играть целыми семьями. В семье 3. играли пятеро: отец, мать и дети шести, семи и трех с половиной лет. Игра помогла: ребята стали слушаться, выполнять свои обязанности. Малыш трех с половиной лет, как сделает что-либо, бежит к матери и просит ее переставить его флажок. Никаких подарков за успех в игре дети не получают и не требуют. Шестилетний мальчик из этой семьи, находясь в больнице, сказал матери: «Я хорошо вел себя в больнице, не плакал, переставь мне дома флажок». А вот разговор с матерью Лиды Б., в семье которой также проводилась игра: «Ну, как? Помогает вам игра?»—«Очень. Прихожу домой, все убрано, мои поручения выполнены, дочка перестала шалить, ест с хлебом, слушается меня».—«Ну, а раньше она не слушалась?»— «Слушалась, но к ней нужен был особый подход, а теперь она сама старается поступать правильно, чтобы ей переставить флажок». Люся Д. восьми лет соревнуется со своим шестнадцатилетним братом. Я спросил юношу: «За какие же дела ты переставляешь свой флажок?»—«За то, что делаю зарядку. С тех пор как начал соревноваться с Люсей, я ее делаю ежедневно, а раньше все откладывал»,— ответил он серьезно. В некоторых семьях придумывают интересное оформление этой игры, а также способы ее проведения. Многих родителей затрудняет вопрос, какие ставить воспитательные цели перед играющими. Для того чтобы их находить, нужно больше наблюдать за детьми, знать их лучшие побуждения и стремления, видеть их слабости и недостатки и нацеливать игру на исправление этих недостатков. Вот ряд задач, которые могут ставиться перед детьми:
|
ПОИСК
Block title
|