. Первый нарком просвещения. Анатолий Васильевич Лу­начарский
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Первый нарком просвещения. Анатолий Васильевич Лу­начарский

Первый нарком просвещения. Анатолий Васильевич Лу­начарский

Имя Анатолия Васильевича Лу­начарского широко известно в нашей стране и далеко за ее пределами. В историю советской культуры он вошел как разносторонне образован­ный человек, блестящий оратор, пуб­лицист, критик, драматург, знаток литературы и искусства.

После революции А. В. Луначар­ский возглавил Наркомпрос — Народ­ный комиссариат просвещения. За 12 лет работы на этом посту Анатолий Васильевич многое сделал для станов­ления и развития советской школы.

Уже на четвертый день револю­ции он выступил с такой программой просвещения: добиться «в кратчайший срок всеобщей грамотности пу­тем организации сети школ, отвечаю­щих требованиям современной педа­гогики, и введения всеобщего обя­зательного и бесплатного обучения»; организовать ряд таких учительских институтов, «которые как можно ско­рее дали бы могучую армию народных педагогов, потребную для всеобщего обучения населения необъятной Рос­сии».

Еще шла гражданская война, а молодая Республика Советов уже нача­ла наступление на страшное наследие царизма. 26 декабря 1919 г. В. И. Ле­нин подписал декрет о ликвидации в стране безграмотности. Декрет обя­зывал всех граждан от 8 до 50 лет учиться читать и писать на родном или русском языке по желанию. Всего через год в стране действовало 40 тыс.

школ ликвидации неграмотности, в них обучалось более миллиона рабочих, крестьян и солдат.

Началось строительство и обще­образовательной трудовой политех­нической школы. Поначалу это была девятилетка. Немного позже возникли и другие типы школ: семилетка, шко­лы ФЗУ (фабрично-заводского учени­чества), ШКМ (школы крестьянской молодежи), различные профессиональ­но-технические школы, народные и крестьянские университеты.

А. К. Луначарский, работники просвещения понимали, что подра­стающее поколение мало научить просто читать и писать, его необхо­димо воспитать в духе патриотизма, товарищества, верности революции. А для этого старые программы и книги не годились. По инициативе работников Наркомпроса и лично А. В. Луна­чарского началась серьезнейшая рабо­та по составлению новых программ и учебников, насыщенных боевыми проблемами современности. В этой работе активно участвовали не только ученые, педагоги, но и рабочие, сол­даты. Так, первый советский букварь был создан в годы гражданской войны при обучении грамоте красноармейцев. Они отказались заниматься по старому букварю, который начинался слова­ми: «Ма-ша е-ла ка-шу», и потре­бовали, чтобы новый букварь начи­нался так: «Мы не ра-бы. Ра-бы не мы. Мы по-бе-дим».

За 50 лет Советской власти наша школа возмужала, усовершенствова­лась, нашла иные, более разнообраз­ные формы в своей работе, но она верна лучшим традициям коллективиз­ма дружбы, трудового воспитания , которые родились в первых советских школах.

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ