. Культурная революция
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Культурная революция

Культурная революция

Великая Октябрьская социалистическая ре­волюция открыла эпоху коренных перемен и обновления не только в политике и экономике, но и в области духовной. Вместе с новым об­щественным строем рождалась новая, социа­листическая культура.

В трудных условиях гражданской войны в стране, осажденной врагами и зажатой в тис­ках жесточайшей хозяйственной разрухи, на­чалась невиданная в прошлом работа по подъе­му культуры рабочих и крестьян. Вот как писал об этом прогрессивный американский писатель-публицист Альберт Рис Вильяме, свидетель и участник октябрьских событий в России: «По­всюду открылись школы — во дворцах и казармах, на заводах и фабриках...

В эти школы устремились миллионы детей и даже некоторые сорока — или шестидесятилетние люди. Целая страна принялась учиться читать и писать.

Рядом с революционными прокламациями и оперными афишами на стенах и заборах по­явились листовки с описанием жизни великих людей, плакаты о здоровье, искусстве и науке. Перед народными массами распахнулись ранее закрытые для них двери в храм культуры. Крестьяне и рабочие заполнили музеи и кар­тинные галереи».

В старой России благами культуры пользо­вались эксплуататорские классы. У них был досуг, в их распоряжении находились и куль­турные ценности: книги, картины, музыкальные произведения. Рабочие и крестьяне, в массе своей неграмотные, задавленные бременем нуж­ды и изнурительного труда, не могли пользо­ваться достижениями науки и искусства, читать книги, слушать музыку, смотреть картины. «Нас мучила жажда чтения,— вспоминает о своих школьных годах, прошедших до рево­люции, старый учитель 3. Т. Трифонов,— а книг в школе не было, мы с жадностью набра­сывались на случайно попадавшиеся нам книги, собирая их по деревням».

В. И. Ленин писал незадолго до революции, что Толстой-художник известен ничтожному меньшинству даже в России. То же можно было сказать и о других русских писателях, худож­никах, музыкантах.

В первые дни Октябрьской революции реак­ционная газета «Русские ведомости» вещала: «Родина наша гибнет, гибнут религия, мораль, наука, искусство и все прочие культурные цен­ности духа человеческого». О «гибели культу­ры» в России вопили и реакционные зарубежные газеты. Но жизнь неопровержимо доказала, что революция уничтожает не культуру, а пропасть, разделявшую культуру и народ.

Пролетарское государство национализиро­вало важнейшие художественно-исторические ценности и очаги культуры, сделав их обще­народным достоянием. Так, уже в первые меся­цы революции были объявлены собственностью государства Третьяковская галерея, Останкин­ский дворец графа Шереметева в Москве, Эрмитаж в Петрограде, консерватории обеих столиц и т. д. Необходимость создать библиотеки для народа побудила Советскую власть нацио­нализировать крупные частные книжные фон­ды, за исключением библиотек ученых и дея­телей литературы и искусства. Эти фонды были переданы в общественные библиотеки.

Уже в годы гражданской войны Советское государство открывало новые музеи, библио­теки, клубы. Перед революцией в Москве было всего 16 массовых библиотек, а после револю­ции в голодном и холодном 1920 г. здесь дейст­вовало уже 119 таких библиотек. Несмотря на свою крайнюю бедность, государство выде­ляло большие средства на культурные нужды: бесплатно распределяло среди трудящихся га­зеты и книги, отменило плату за обучение во всех учебных заведениях, за посещение музеев и театров.

Грамотность — вот основа культуры. Без нее нельзя было думать о приобщении рабочих и крестьян к достижениям науки и искусства. Грамотность нужна была трудящимся для со­знательного и активного участия в управлении страной. Ведь безграмотный человек, по словами В. И. Ленина, стоит вне политики. Ко времени революции Россия была страной вопиющей безграмотности.

В Центральной России три четверти населе­ния было неграмотным. В Средней Азии и Ка­захстане умели читать и писать всего лишь до 2% населения. Десятки народностей России не имели своей письменности.

В 1919 г. Совет Народных Комиссаров обна­родовал декрет о ликвидации неграмотности. Все граждане в возрасте от 8 до 50 лет, не умею­щие читать и писать, должны были обучиться грамоте на родном или русском языке, по жела­нию. Через полтора года была создана Всерос­сийская чрезвычайная комиссия по ликвида­ции безграмотности.

Коммунистическая партия прилагала все усилия, чтобы покончить с массовой неграмот­ностью населения. Рабочие, крестьяне и сами сознавали необходимость овладения грамотой. В стране был очень популярен в те годы лозунг: «Ты расправился с царем, так расправься с бук­варем». По инициативе трудящихся в 1923 г. было создано добровольное общество «Долой неграмотность», его председателем стал М. И. Калинин.

После напряженного трудового дня миллио­ны людей шли в школы, садились за парты и, водя пальцем по строкам первых советских букварей, читали по складам: «Мы не рабы. Рабы не мы».

Борьба за всеобщую грамотность и подъем культурного уровня населения неразрывно была связана с развитием школьного образова­ния, с обучением подрастающего поколения. Здесь также предстояла грандиозная работа. Ведь в дореволюционной России большая часть детей и подростков не училась в школе.

Сразу же после революции везде начали открываться новые школы. Миллионы детей рабочих и крестьян взяли в руки книги.

Советское государство создавало совершен­но новую, единую трудовую школу, призван­ную формировать грамотного и сознательного строителя коммунистического общества.

В царской России преподавание в школах национальных районов велось на русском язы­ке. После революции здесь было введено пре­подавание на родном языке. Благодаря этому школа стала доступна для многих миллионов детей, которые могли учиться на своем родном языке. Для народностей, не имевших собствен­ной письменности, советские ученые со време­нем создали алфавит.

До революции в школах обязательно изуча­лись основы религии — так называемый «закон божий».

В январе 1918 г. В. И. Ленин подписал дек­рет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Этим самым отменялось

преподавание основ религии. Школьное обра­зование освобождалось от влияния церковни­ков. Теперь оно основывалось на научном, мате­риалистическом мировоззрении.

К середине 30-х гг. в СССР было осуществле­но всеобщее начальное обучение. В предвоенные годы почти всеобщим стало неполное среднее (семилетнее) образование. К тому времени в ос­новном была достигнута и всеобщая грамот­ность населения (см. ст. «Наша школа»).

В дальнейшем вместе с экономическими и политическими успехами социализма непре­рывно повышался культурный и образователь­ный уровень советских людей. В 1939 г. из 1000 человек, занятых в народном хозяйстве нашей страны, высшее и среднее образование (полное и неполное) имели 123 человека, а в 1967 г. число лиц с таким образованием дохо­дило до 564.

Старая интеллигенция в большинстве своем враждебно встретила Октябрьскую революцию. В первые дни революции в Москве забастовали банковские служащие, не вышли на работу врачи во многих больницах. Не раз отказыва­лись проводить занятия преподаватели гимна­зий и высшей школы, чиновники бывшего ми­нистерства иностранных дел уничтожали дип­ломатические документы.

Коммунистическая партия, следуя ленинским указаниям, терпеливо убеждала интеллигенцию работать с народом. Привлечь старую интелли­генцию на службу революции очень помогли ее наиболее созна­тельные и передовые представите­ли: естествоиспытатель К. А. Тими­рязев, физиолог И. П. Павлов, кораблестроитель А. Н. Крылов, химик А. Н. Бах, математик О. Ю. Шмидт, геолог И. М. Губкин, химик Н. Д. Зелинский, осново­положник теории межпланетных сообщений К. Э. Циолковский, пре­образователь природы И. В. Ми­чурин и другие. Сразу «приняв ре­волюцию», они показали пример честного и мужественного служе­ния народу.

Великий дарвинист К. А. Ти­мирязев своей решительной защи­той революции заслужил всеоб­щую любовь и уважение народа. Рабочие вагонных мастерских Мо­сковско-Курской железной доро­ги избрали его депутатом Моссо­вета. В. И. Ленин, прочитав книгу Тимирязева «Наука и демократия», писал автору:

«Дорогой Климентий Аркадьевич! Большое спасибо Вам за Вашу книгу и добрые слова. Я был прямо в восторге, читая Ваши замеча­ния против буржуазии и за Советскую власть. Крепко, крепко жму Вашу руку и от всей души желаю Вам здоровья, здоровья и здо­ровья! Ваш В. Ульянов (Ленин)».

Владимир Маяковский, вспоминая 1917 г., говорил: «Выбирать — для меня такого вопро­са не было. Моя революция». Всем жаром серд­ца приветствовал Октябрь Александр Блок. Без колебаний стал глашатаем революции Валерий Брюсов. В сложные годы борьбы за интеллигенцию неоценимо велика была роль

A. М. Горького, который стал настоящим пол­номочным представителем Советской власти в интеллигентской среде.

В тяжелые годы гражданской войны Совет­ское государство заботилось об ученых. В го­лодном и холодном 1921 году Совет Народных Комиссаров принял постановление «Об усло­виях, обеспечивающих научную работу акаде­мика И. П. Павлова и его сотрудников».

2 мая 1920 г. Москва чествовала великую русскую актрису М. Н. Ермолову. Ей ап­лодировал присутствовавший на торжестве B. И. Ленин.

В тот торжественный день М. Н. Ермолова стала первой народной артисткой республики.

Выдающиеся певцы Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, музыкальные деятели А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов и другие мастера искусства с первых дней революции стали помогать развитию художественной куль­туры в первой стране социализма.

Постепенно основная масса старой интелли­генции стала по своим убеждениям и политиче­ским устремлениям советской, социалистиче­ской. Но для пролетарского государства недо­статочно было привлечь на свою сторону старую интеллигенцию, необходимо было вырастить многочисленную новую интеллигенцию из ра­бочих и крестьян. К решению этой задачи куль­турной революции Советская власть присту­пила с первых же дней своего существования.

Вскоре после победы Октябрьской револю­ции рабочие Путиловского завода решили орга­низовать художественную студию для своих детей. Но в органах народного образования им предложили пока с этим повременить. Когда делегаты путиловцев при встрече с В. И. Лени­ным рассказали ему об этом, Владимир Ильич, обращаясь к присутствующим, сказал: «Вы слы­шите, что путиловцы хотят? Они хотят создать свою трудовую интеллигенцию, а им говорят: «Подождите годик!» Никаких промедлений, студию надо организовать!»

Большую роль в пролетаризации высшей школы и подготовке кадров народной интелли­генции сыграли рабфаки (рабочие факультеты). Это были специальные учебные заведения, в ко­торых рабочие и крестьяне в сокращенные сро­ки получали среднее образование, а затем по­ступали в вузы. Аудитории высших учебных заведений, консерваторий, музыкальных и ху­дожественных школ все более заполняли рабо­чие и крестьяне.

В 1926 г. у нас было только немногим более двух с половиной миллионов работников ум­ственного труда, а к началу 1968 г. армия со­ветской интеллигенции насчитывала в своих рядах уже свыше 27 млн. В 1913 г. в России было немногим более 10 тыс. научных работ­ников. К 50-летию Советской власти число их увеличилось в 70 раз. Примечательно, что по­ловину специалистов с высшим образованием в СССР в 1967 г. составляли женщины, а сре­ди научных работников было 40% женщин.

За годы Советской власти в поразительно короткие сроки была создана своя интеллиген­ция в среде ранее отсталых нерусских народов. Ныне во всех республиках работают многочис­ленные национальные отряды советской интел­лигенции.

За годы Советской власти в нашей стране расцвели наука и искусство. Советская наука открыла целую эпоху в развитии мировой циви­лизации. Советские люди первыми начали осваи­вать космос.

Советская литература и искусство, опираю­щиеся на бессмертное классическое наследие, положили начало социалистической художест­венной культуре человечества.

Советская культура глубоко интернацио­нальна по своей природе, ей чужда националь­ная ограниченность. Она едина по своему социа­листическому содержанию и многокрасочна по национальной форме. Каждая социалистическая нация в своем культурном развитии опирается не только на свои достижения, но и на достиже­ния всех остальных наций. Братское творческое сотрудничество народов СССР в культурном строительстве взаимно обогащает их и ведет к дальнейшему культурному сближению.

Осуществив культурную революцию, СССР проложил путь социалистического преобразо­вания духовной жизни для всех народов мира (см. ст. «Наука и культура свободного народа»).

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ