. Начало революционной деятельности В.И.Ленина
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Начало революционной деятельности В.И.Ленина

Начало революционной деятельности В.И.Ленина

Владимир Ильич Ленин вырос в передовой для своего времени семье: его родители принад­лежали к разночинной интеллигенции. Отец, Илья Николаевич Ульянов, выходец из наро­да, был талантливым педагогом, он все свои силы и знания отдавал делу народного про­свещения: организовывал школы в дерев­нях и селах, чтобы обучать грамоте крестьян­ских детей. Это был человек, беспредельно пре­данный долгу, высоким идеалам, скромный, строго относившийся к себе и своим обязанно­стям. Много внимания И. Н. Ульянов уделял просвещению угнетенных царизмом нерусских народов Поволжья, неустанно заботился об организации школ для них. Вся жизнь отца, его энергия, способность целиком отдаваться любимому делу, внимательное отношение к лю­дям были примером для юного Ленина.

Мать Владимира Ильича — Мария Алек­сандровна выросла в деревне в семье врача. Чуткая к нуждам народа, она мечтала о его просвещении, экстерном сдала экзамен на зва­ние учительницы.

В дружной семье Ульяновых было шестеро детей. Родители прививали им любовь к зна­ниям, растили их честными, отзывчивыми, тру­долюбивыми. Большое влияние на Владимира Ильича оказал его старший брат Александр — одаренный юноша, отличавшийся твердой во­лей и огромной трудоспособностью. Александр остро переживал всякую несправедливость. Во­лодя во всем старался быть похожим на брата.

Детство и юность В. И. Ленина прошли в Симбирске (ныне Ульяновске). Он рано стал задумываться над окружающей жизнью. Юно­ша видел, каким бесправным было положение рабочих и крестьян, в какой бедности они жили, хотя работали от зари до зари. Он внимательно слушал рассказы отца о тяжелой жизни крестьян, о самоуправстве властей, униженном положе­нии нерусских народов. Все это вызывало возмущение и гнев. Сердце было полно горячей любовью к угнетенным.

Однажды Володя Ульянов узнал о том, что один очень способный чувашский учитель не может поступить в университет, потому что не имеет аттестата зрелости. Самостоятельно подготовиться к экзамену по греческому и ла­тинскому языкам он не мог, а на репетитора не было денег. Володя Ульянов взялся бесплатно подготовить учителя-чуваша к экзамену на аттестат зрелости. Они занимались в течение полутора лет. Ученик юного Ленина успешно сдал экзамен и поступил в университет.

Владимир Ульянов много читал. Он хо­рошо знал Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедри­на, Толстого. Сочинения революционных демо­кратов — Белинского, Герцена, Чернышев­ского, Писарева, Добролюбова — пробуждали в нем ненависть к самодержавию, он жадно впитывал революционный дух этих книг. Не вынося лжи и ханжества, Владимир в 16 лет был уже убежденным атеистом. Револю­ционные настроения юноши проявлялись даже в его гимназических работах. Как-то дирек­тор гимназии, который преподавал русскую словесность, возвращая Владимиру его тетрадь, сказал недовольным тоном: «О каких это угнетенных классах вы тут пишете, при чем это тут?»

В юные годы Владимиру Ильичу пришлось пережить тяжелые испытания. Пятнадцати лет он лишился отца, а семнадцати — старшего брата. Александр Ульянов был революционе­ром. Весной 1887"г. его арестовали и затем каз­нили за участие в подготовке покушения на царя. Казнь горячо любимого брата потрясла Владимира. Вместе с тем она заставила юношу еще глубже задуматься о путях борьбы. Он убедился, что, борясь в одиночку, хотя и про­являя героизм, невозможно достичь цели. Пре­клоняясь перед светлой памятью брата, его самоотверженностью и мужеством, Владимир, однако, отверг избранный им путь террора. «Нет, мы пойдем не таким путем,— твердо решил он,"— не таким путем надо идти».

Владимир в это время учился в последнем классе гимназии. Несмотря на постигшее его огромное горе, он блестяще сдает экзамен на ат­тестат зрелости и получает золотую медаль.

Твердо решив посвятить себя революцион­ной деятельности, он поступил в Казанский университет на юридический факультет, где изучались общественные науки. В универ­ситете он установил связь с передовыми студентами и стал активным участником рево­люционного студенческого кружка. В первых числах декабря 1887 г. за участие в студенче­ских волнениях Владимир Ульянов был аре­стован и исключен из университета, а затем выслан из Казани в деревню Кокушкино Ка­занской губернии под негласный надзор поли­ции. Когда юношу везли в тюрьму, между ним и сопровождавшим его полицейским при­ставом произошел примечательный разговор. «Ну что вы бунтуете, молодой человек,— ведь стена!» — назидательно говорил пристав. «Сте­на, да гнилая,— ткни, и развалится!» — смело ответил Ленин. И в тюремной камере на вопро­сы товарищей, что он будет делать после осво­бождения, Владимир твердо заявил, что перед ним одна дорога — революционная борьба. С тех пор он всю свою жизнь посвятил делу борь­бы против самодержавия и капитализма, делу освобождения трудящихся от эксплуатации.

В ссылке Ленин усиленно занимался. Позднее он вспоминал, что никогда так много не читал, как в это время: «Это было чтение запоем с ран­него утра до позднего часа». Особенно глубоко Владимир Ильич изучал произведения Черны­шевского и Добролюбова, составлял конспекты, делал выписки. Роман Чернышевского «Что де­лать?» перечитал раз пять, находя в нем все новые и новые волнующие мысли.

В 1888 г. Владимиру Ильичу было раз­решено вернуться в Казань. Здесь он вступил в нелегальный (тайный) революционный кру­жок, изучавший произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Молодой Ленин страстно искал ответ на вопрос: каковы должны быть пути освобождения трудящихся? Этот ответ он на­шел в учении Маркса. Юноша с увлечением овладевает марксистской теорией, тщательно изучает главный труд Маркса — «Капитал», в котором гениально доказана неизбежность гибели капитализма и победы социализма. Маркс говорил о величайшей роли рабочего класса, который, взяв власть в свои руки, соз­даст новое, социалистическое общество. Но Ле­нин не только изучал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, он с позиций марксизма оцени­вал положение в России. Ленин понял, что рус­ский рабочий класс — самый революционный класс.

В рабочем классе России молодой Ленин уви­дел ту силу, которая способна освободить себя и весь народ от гнета царизма, от капитали­стической эксплуатации.

Осенью 1889 г. семья Ульяновых поселилась в Самаре (ныне город Куйбышев). В Самаре Владимир Ильич устанавливает связь с мест­ными революционерами, вступает в нелегальный кружок. Этот кружок печатал и распространял нелегальные революционные издания, вел рабо­ту среди учащейся молодежи, имел связи с отдельными революционно настроенными рабочими.

Среди участников самарских революцион­ных кружков были широко распространены тогда народнические взгляды. Ленин повел решительную борьбу с ними, от­стаивая и пропагандируя великое марксистское учение. На собраниях кружка, в докладах, статьях он разоблачал вред народничества для развития революционного движения в России.

Ленин организовал первый в Самаре кружок марксистов, в котором изучали произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, работы Плеханова (см. стр. 504). Члены этого кружка стали ак­тивными пропагандистами марксизма. Влади­мир Ильич перевел с немецкого на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. Рукопись этого перевода читали в кружках революционной молодежи. Ленин установил связи и с маркси­стами ряда городов Поволжья.

Царские власти не разрешали Владимиру Ильичу продолжать занятия в университете. Только после долгих ходатайств он добился раз­решения держать экзамен за университетский курс экстерном. За полтора года Ленин само­стоятельно подготовился к экзаменам и в 1891 г. блестяще сдал их при Петербургском универ­ситете, получив высшие оценки по всем пред­метам. Ему был присужден диплом первой степени.

После сдачи экзаменов за юридический фа­культет Ленин как адвокат выступал в Самар­ском суде. Он старался вести дела главным образом крестьян-бедняков. Однако основным делом оставалась все же революционная работа.

Жизнь в провинциальной Самаре, где про­мышленного пролетариата почти не было, не удов­летворяла Владимира Ильича. Он стремился в Петербург — крупнейший промышленный центр, главный очаг рабочего движения в России.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ