. Группа "Освобождение труда"
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Группа "Освобождение труда"

Группа "Освобождение труда"

Швейцария, Женева, 25 сентября 1883 г. В этот день пять русских эмигрантов-револю­ционеров объявили об издании «Библиотеки современного социализма» и тем положили начало группе «Освобождение труда» — пер­вой русской марксистской организации.

Имена этих пятерых неоднократно встре­чаются в секретных документах царской охран­ки.

Особенно интересуются жандармы одним из них, скрывающимся под кличкой Жорж. За поимку его обещана крупная премия — 500 рублей.

Жорж — Георгий Валентинович Плеха­нов. Ему меньше 30 лет, но за его плечами боль­шой революционный опыт. Это он — известный народник, один из руководителей организаций «Земля и воля», а затем «Черный передел»; это он в 1876 г., во время демонстрации у Ка­занского собора, в самом центре Петербурга, произнес смелую речь перед рабочими и сту­дентами.

Друзья Жоржа — П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов. Все они в прошлом активные народники. Имя Веры Засулич известно всей России — это она в 1878 г. стреляла в царского палача генерала Трепова.

После казни царя народовольцами 1 марта 1881 г.  в стране воцарилась сви­репая реакция.

Многие революционеры-народники погибли на эшафоте и катор­ге, были заживо по­гребены в тюремных казематах и сибир­ских снегах. Остав­шиеся на свободе раз­брелись, переживая каждый по-своему тя­желый душевный кризис. Одни продол­жали покушения на царя и его сатра­пов, другие, скрыва­ясь от полиции, эми­грировали за грани­цу, третьи отошли от борьбы.

Революционное на­родничество, исчер­пав себя первым марта 1881 г., резко пошло на спад. Господствую­щим течением в народничестве все более ста­новилось либеральное.

Либеральные народники признавали, что капитализм, буржуазия в России уже сущест­вуют, но считали их тепличным растением, не имеющим корней в русской жизни и лишь искусственно насажденным правительством. Крупной промышленности они противопоставля­ли «народное производство» (крестьянскую об­щину, кустарные промыслы, артели и т. п.), как якобы некапиталистическое, не замечая того, что и оно превращается в капиталистическое хо­зяйство; общины и артели все более попадают под власть кулака и фабриканта.

Эти народники призывали отказаться от революционной борьбы; перестать «развле­каться бунтами и заговорами» и ограничиться легальным «давлением» на правительство, чтобы добиться от него реформ.

Плеханов и его друзья все более разочаровы­вались в народниках. Глубоко изучая труды Карла Маркса, наблюдая за развитием рабочего движения в Европе, они первыми из русских революционеров нашли правильный путь борь­бы. Отвергнув народническое учение, они обра­тились к великому учению Маркса. В длинные осенние вечера 1883 г., собираясь на квартире Плеханова или в дешевых женевских ресторан­чиках, они размышляют, спорят, мечтают, гово­рят о предстоящей борьбе.

Так родилось решение: переводить на рус­ский язык и распространять в России важней­шие произведения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, издавать книги и брошюры для русской интеллигенции и рабочих с критикой на­роднических теорий.

Большинство эмигрантов-народников встре­тило появление новой группы враждебно. Мно­гие обвиняли плехановцев в измене револю­ционному делу. Группа была совсем маленькой. Не хватало средств для того, чтобы поставить работу на «широкую ногу». На первых порах выручали деньги, пожертвованные одним из членов группы «Освобождение труда» — В. Н. Игнатовым: ему принадлежала доля в не­большом пароходном предприятии. Игнатов был тяжело болен, однако пренебрегал лече­нием ради общего дела. Деньги Игнатова скоро иссякли. Нужда преследовала революционе­ров. Не хватало денег на питание, на оплату квартиры.Однако работа продолжалась.

Признанным руководителем и душой груп­пы был Г. В. Плеханов. На его плечах лежала прежде всего теоретическая и литератур­ная работа. Часто он читал доклады перед рус­скими студентами в разных городах Швейцарии. На многочисленных диспутах и дискуссиях, где первым российским марксистам приходи­лось скрещивать оружие с идейными против­никами, Плеханов был незаменим. Огромная эрудиция, глубина мысли, бурная револю­ционная страсть, тонкое остроумие и превос­ходная литературная речь покоряли слуша­телей.

Еще в 1882 г. Плеханов перевел на русский язык и издал «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса. «Лично о себе могу сказать, — писал Георгий Валентинович,— что чтение «Коммунистиче­ского Манифеста» составляет эпоху в моей жизни. Я был вдохновлен «Манифестом» и тотчас же решил перевести его на русский язык».

Сочинения Маркса и Энгельса переводили также В. И. Засулич и П. Б. Аксельрод. Засу­лич, кроме этого, вела большую и разнообраз­ную переписку группы, Аксельрод выступал с докладами в разных городах Швейцарии перед русскими эмигрантами. Л. Г. Дейч выполнял все организационные и административные функ­ции группы «Освобождение труда», организо­вывал работу типографии и распространение изданной литературы.

Установить связи с родиной, с революцион­ным движением в самой России было неимо­верно трудно. И все же надежные люди тайком переправляли в Россию издания группы. И уже вскоре при обыске у московских рабочих жандармы обнаруживают текст программы группы «Освобождение труда», произведения Плеханова.

Плеханов не ограничивался переводом трудов Маркса и Энгельса. В своих книгах и статьях он сумел дать анализ русской действи­тельности с марксистских позиций.

Книги Плеханова, в которых он критико­вал народничество, оказывали огромное влия­ние на передовую молодежь России. За тыся­чи верст от Женевы, на Волге, с ними знако­мился юный революционер Владимир Ульянов.

Вопреки народникам, Плеханов доказывал, что капитализм в России пустил глубокие корни. Вместе с ростом фабрик и за­водов формируется рабочий класс. Плеханов и его товарищи утверждали, что главной рево­люционной силой в России является не крестьянство, как думали народники, а пролетариат и только под руководством пролетариата может быть свергнуто самодержавие. Поэтому револю­ционеры-марксисты должны развернуть про­паганду научного социализма прежде всего сре­ди рабочих и создать рабочую социалистиче­скую партию.

Далеко не все соглашались с Плехановым. Народники, прочитав его книгу «Социализм и политическая борьба» (1883), выступили с осуждающими статьями. На их обвинения Пле­ханов ответил новой книгой — «Наши раз­ногласия» (1885), где показал, что быстрое развитие капитализма в России, рост проле­тариата и рабочего движения — неопровержи­мый факт.

С появлением книг Плеханова старые народ­нические «учителя жизни» утратили свое преж­нее влияние на революционную молодежь. Этому способствовало и распространение напи­санных Плехановым двух проектов программы группы «Освобождение труда», излагавших учение Маркса применительно к условиям рус­ской жизни.

Как-то в Женеву пришло письмо из Петер­бурга — там образовался самостоятельный марк­систский кружок во главе с Димитрием Благоевым. Петербуржцы прислали на суд старших товарищей свою программу, а главное, про­сили прислать книг «как можно больше и ско­рее». Плеханов с воодушевлением начал пере­писку с благоевцами.

В трудной борьбе группа «Освобождение труда» чувствовала товарищескую поддержку Ф. Энгельса, лично знакомого с Плехановым и Засулич. Сохранилась дружеская переписка между ними. Энгельс, получив книгу Плеха­нова «Наши разногласия», писал в 1885 г. Засулич: «Я горжусь тем, что среди русской молодежи существует партия, которая искрен­не и без оговорок приняла великие экономи­ческие и исторические теории Маркса... Сам Маркс был бы также горд этим, если бы про­жил немного дольше». В 1889 г. на Парижском конгрессе II Интернационала  Плеханов произнес исторические слова: «Ре­волюционное движение в России восторжест­вует только как революционное движение ра­бочих. Другого выхода у нас нет и быть не может».

Группа «Освобождение труда» теоретиче­ски обосновала русскую социал-демократию и сделала лишь первый шаг навстречу рабочему движению. Практически с массовым рабочим движением она не была еще связана. С созданием в Петербурге ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»  началось слияние научного социализма с ра­бочим движением, наступил следующий, бо­лее высокий этап развития марксизма и рабо­чего революционного движения в России. После организации Лениным редакции газеты «Искра» Плеханов, Аксельрод и Засулич вошли в ее состав. Группа «Освобождение труда» прекратила свою деятельность.

Позднее плехановцы разошлись с Лениным, стали меньшевиками. Их отход от революционного марксизма объ­ясняется тем, что они неверно представля­ли себе расстановку классовых сил в предстоя­щей революции, не видели в крестьянстве важ­ной революционной силы и основного союзника пролетариата. Плеханов считал, что союзником пролетариата в революции может стать либе­ральная буржуазия.

Но при всем этом двадцатилетнее существо­вание группы «Освобождение труда» сыграло огромную роль в распространении марксизма в России, в зарождении русской революцион­ной социал-демократии.

В. И. Ленин высоко оценивал работы Г. В. Плеханова и писал, что «нельзя стать соз­нательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать — именно изучать — все написан­ное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ