.
Меню сайта
|
Группа "Освобождение труда"Группа "Освобождение труда"Швейцария, Женева, 25 сентября 1883 г. В этот день пять русских эмигрантов-революционеров объявили об издании «Библиотеки современного социализма» и тем положили начало группе «Освобождение труда» — первой русской марксистской организации. Имена этих пятерых неоднократно встречаются в секретных документах царской охранки. Особенно интересуются жандармы одним из них, скрывающимся под кличкой Жорж. За поимку его обещана крупная премия — 500 рублей. Жорж — Георгий Валентинович Плеханов. Ему меньше 30 лет, но за его плечами большой революционный опыт. Это он — известный народник, один из руководителей организаций «Земля и воля», а затем «Черный передел»; это он в 1876 г., во время демонстрации у Казанского собора, в самом центре Петербурга, произнес смелую речь перед рабочими и студентами. Друзья Жоржа — П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов. Все они в прошлом активные народники. Имя Веры Засулич известно всей России — это она в 1878 г. стреляла в царского палача генерала Трепова. После казни царя народовольцами 1 марта 1881 г. в стране воцарилась свирепая реакция. Многие революционеры-народники погибли на эшафоте и каторге, были заживо погребены в тюремных казематах и сибирских снегах. Оставшиеся на свободе разбрелись, переживая каждый по-своему тяжелый душевный кризис. Одни продолжали покушения на царя и его сатрапов, другие, скрываясь от полиции, эмигрировали за границу, третьи отошли от борьбы. Революционное народничество, исчерпав себя первым марта 1881 г., резко пошло на спад. Господствующим течением в народничестве все более становилось либеральное. Либеральные народники признавали, что капитализм, буржуазия в России уже существуют, но считали их тепличным растением, не имеющим корней в русской жизни и лишь искусственно насажденным правительством. Крупной промышленности они противопоставляли «народное производство» (крестьянскую общину, кустарные промыслы, артели и т. п.), как якобы некапиталистическое, не замечая того, что и оно превращается в капиталистическое хозяйство; общины и артели все более попадают под власть кулака и фабриканта. Эти народники призывали отказаться от революционной борьбы; перестать «развлекаться бунтами и заговорами» и ограничиться легальным «давлением» на правительство, чтобы добиться от него реформ. Плеханов и его друзья все более разочаровывались в народниках. Глубоко изучая труды Карла Маркса, наблюдая за развитием рабочего движения в Европе, они первыми из русских революционеров нашли правильный путь борьбы. Отвергнув народническое учение, они обратились к великому учению Маркса. В длинные осенние вечера 1883 г., собираясь на квартире Плеханова или в дешевых женевских ресторанчиках, они размышляют, спорят, мечтают, говорят о предстоящей борьбе. Так родилось решение: переводить на русский язык и распространять в России важнейшие произведения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, издавать книги и брошюры для русской интеллигенции и рабочих с критикой народнических теорий. Большинство эмигрантов-народников встретило появление новой группы враждебно. Многие обвиняли плехановцев в измене революционному делу. Группа была совсем маленькой. Не хватало средств для того, чтобы поставить работу на «широкую ногу». На первых порах выручали деньги, пожертвованные одним из членов группы «Освобождение труда» — В. Н. Игнатовым: ему принадлежала доля в небольшом пароходном предприятии. Игнатов был тяжело болен, однако пренебрегал лечением ради общего дела. Деньги Игнатова скоро иссякли. Нужда преследовала революционеров. Не хватало денег на питание, на оплату квартиры.Однако работа продолжалась. Признанным руководителем и душой группы был Г. В. Плеханов. На его плечах лежала прежде всего теоретическая и литературная работа. Часто он читал доклады перед русскими студентами в разных городах Швейцарии. На многочисленных диспутах и дискуссиях, где первым российским марксистам приходилось скрещивать оружие с идейными противниками, Плеханов был незаменим. Огромная эрудиция, глубина мысли, бурная революционная страсть, тонкое остроумие и превосходная литературная речь покоряли слушателей. Еще в 1882 г. Плеханов перевел на русский язык и издал «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса. «Лично о себе могу сказать, — писал Георгий Валентинович,— что чтение «Коммунистического Манифеста» составляет эпоху в моей жизни. Я был вдохновлен «Манифестом» и тотчас же решил перевести его на русский язык». Сочинения Маркса и Энгельса переводили также В. И. Засулич и П. Б. Аксельрод. Засулич, кроме этого, вела большую и разнообразную переписку группы, Аксельрод выступал с докладами в разных городах Швейцарии перед русскими эмигрантами. Л. Г. Дейч выполнял все организационные и административные функции группы «Освобождение труда», организовывал работу типографии и распространение изданной литературы. Установить связи с родиной, с революционным движением в самой России было неимоверно трудно. И все же надежные люди тайком переправляли в Россию издания группы. И уже вскоре при обыске у московских рабочих жандармы обнаруживают текст программы группы «Освобождение труда», произведения Плеханова. Плеханов не ограничивался переводом трудов Маркса и Энгельса. В своих книгах и статьях он сумел дать анализ русской действительности с марксистских позиций. Книги Плеханова, в которых он критиковал народничество, оказывали огромное влияние на передовую молодежь России. За тысячи верст от Женевы, на Волге, с ними знакомился юный революционер Владимир Ульянов. Вопреки народникам, Плеханов доказывал, что капитализм в России пустил глубокие корни. Вместе с ростом фабрик и заводов формируется рабочий класс. Плеханов и его товарищи утверждали, что главной революционной силой в России является не крестьянство, как думали народники, а пролетариат и только под руководством пролетариата может быть свергнуто самодержавие. Поэтому революционеры-марксисты должны развернуть пропаганду научного социализма прежде всего среди рабочих и создать рабочую социалистическую партию. Далеко не все соглашались с Плехановым. Народники, прочитав его книгу «Социализм и политическая борьба» (1883), выступили с осуждающими статьями. На их обвинения Плеханов ответил новой книгой — «Наши разногласия» (1885), где показал, что быстрое развитие капитализма в России, рост пролетариата и рабочего движения — неопровержимый факт. С появлением книг Плеханова старые народнические «учителя жизни» утратили свое прежнее влияние на революционную молодежь. Этому способствовало и распространение написанных Плехановым двух проектов программы группы «Освобождение труда», излагавших учение Маркса применительно к условиям русской жизни. Как-то в Женеву пришло письмо из Петербурга — там образовался самостоятельный марксистский кружок во главе с Димитрием Благоевым. Петербуржцы прислали на суд старших товарищей свою программу, а главное, просили прислать книг «как можно больше и скорее». Плеханов с воодушевлением начал переписку с благоевцами. В трудной борьбе группа «Освобождение труда» чувствовала товарищескую поддержку Ф. Энгельса, лично знакомого с Плехановым и Засулич. Сохранилась дружеская переписка между ними. Энгельс, получив книгу Плеханова «Наши разногласия», писал в 1885 г. Засулич: «Я горжусь тем, что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса... Сам Маркс был бы также горд этим, если бы прожил немного дольше». В 1889 г. на Парижском конгрессе II Интернационала Плеханов произнес исторические слова: «Революционное движение в России восторжествует только как революционное движение рабочих. Другого выхода у нас нет и быть не может». Группа «Освобождение труда» теоретически обосновала русскую социал-демократию и сделала лишь первый шаг навстречу рабочему движению. Практически с массовым рабочим движением она не была еще связана. С созданием в Петербурге ленинского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» началось слияние научного социализма с рабочим движением, наступил следующий, более высокий этап развития марксизма и рабочего революционного движения в России. После организации Лениным редакции газеты «Искра» Плеханов, Аксельрод и Засулич вошли в ее состав. Группа «Освобождение труда» прекратила свою деятельность. Позднее плехановцы разошлись с Лениным, стали меньшевиками. Их отход от революционного марксизма объясняется тем, что они неверно представляли себе расстановку классовых сил в предстоящей революции, не видели в крестьянстве важной революционной силы и основного союзника пролетариата. Плеханов считал, что союзником пролетариата в революции может стать либеральная буржуазия. Но при всем этом двадцатилетнее существование группы «Освобождение труда» сыграло огромную роль в распространении марксизма в России, в зарождении русской революционной социал-демократии. В. И. Ленин высоко оценивал работы Г. В. Плеханова и писал, что «нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать — именно изучать — все написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма». |
ПОИСК
Block title
|