.
Меню сайта
|
Из истории ДонбассаИз истории ДонбассаОсенью 1696 г. русские войска шли Донецкой степью, возвращаясь из второго азовского похода. Во время одного привала солдаты стали бросать в костер оказавшийся под рукой черный поблескивающий камень. Ко всеобщему удивлению костер к утру не только не потух, а жарко разгорелся. Об этом доложили царю, и он приказал собрать побольше этого горючего камня. По преданию, Петр сказал тогда: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам полезен будет». Прошло около ста лет, прежде чем взялись за разработку богатств Донбасса. Геологические исследования, проведенные в конце XVIII в., показали, что места эти богаты не только углем, а попадается и железная руда. Тогда на реке Лугани построили казенный завод, на котором стали выплавлять чугун для отливки артиллерийских орудий и снарядов, требовавшихся Черноморскому флоту и южным крепостям. Луганский завод и был первым чугуноплавильным предприятием в Донбассе. Но тем дело тогда и ограничилось. Основной кузницей страны до девяностых годов прошлого века оставался Урал, где чугун все еще выплавляли на древесном угле. Крепостная Россия первой половины XIX в. сильно отставала от западных стран. По выплавке чугуна, например, она занимала в 1860 г. 8-е место в мире, уступая не только Англии и Франции, но даже Австрии и Пруссии. Только в конце 60-х, — начале 70-х годов, после отмены крепостного права, вместе с бурным развитием капиталистической промышленности началась интенсивная эксплуатация природных богатств Донецкого кряжа. В то время в России развернулось огромное железнодорожное строительство. В 1869 г. открыли железную дорогу от Курска через Харьков на Ростов; она пересекла западную часть Донецкого района. Вслед за ней в эксплуатацию вступила дорога от Козлова (ныне Мичуринск) на Воронеж — Ростов-на-Дону. Эта дорога соединила антрацитовые копи восточной части Донбасса с центральными губерниями. Еще через несколько лет заработали Мариупольская и Фастовская железные дороги, открывшие выход донецкому углю к Черному морю. Предстояло строительство других железных дорог. Для этого требовались рельсы (сначала их привозили из-за границы). Первые два металлургических завода в Донбассе возникли на рубеже 60-х и 70-х годов. Один — в нынешнем центре Донбасса, там, где нашли уголь и небольшие месторождения железной руды. Его построил англичанин Джон Юз. По его имени заводской поселок был назван Юзовкой (ныне г. Донецк). На востоке Донбасса, в Сулине, русский предприниматель Д. А. Пастухов построил завод для выплавки чугуна на антраците. Царское правительство покровительствовало новым предприятиям: выплачивало им премии, заводы получали крупные казенные заказы на несколько лет вперед по весьма выгодным ценам. Кроме того, Юзу в течение десяти лет выдавалась премия в 50 коп. за каждый пуд изготовленных рельсов, что составило крупную сумму. Вскоре были открыты и богатые залежи железной руды в Кривом Роге. В конце 70-х годов Донецкая железная дорога соединила восточную и западную магистрали и дала выход углю на широкий рынок, а затем была построена и Екатерининская железная дорога, соединившая донецкий уголь и криворожскую железную руду. Один за другим возникали новые заводы. Только за последнее десятилетие XIX в. выстроены были Дружковский, Донецко-Юръевский, Никополь-Мариупольский, Макеевский, Таганрогский заводы, а еще раньше — Александровский и Днепровский заводы на Днепре. Почти все они строились иностранцами. Одни за другими возникали акционерные общества и банки для эксплуатации богатых недр России с помощью дешевой рабочей силы — русских крестьян. Целыми деревнями шли на шахты Донбасса в поисках заработка крестьяне-бедняки из Орловской. Тамбовской, Воронежской, Смоленской и других губерний. Рабочие каменноугольных копей и металлургических заводов подвергались нещадной эксплуатации и за счет этого хозяева — капиталисты получали баснословные прибыли... Так, за 1884— 1888 гг. заводы Юза на каждый фунт стерлингов вложенного капитала дали почти полтора фунта прибыли. Работа на шахтах была тяжелой и опасной. Рубили уголь вручную, обушком или кайлом. В зависимости от толщины угольного пласта забойщик работал либо сидя, либо лежа. Угольная пыль висела в воздухе, насыщенном копотью ламп, испарениями тел, сыростью. К этой смеси часто присоединялся еще гремучий газ. Через тонкие, как волос, трещины часто просачивался гремучий газ из стоячих озер — пустот выработанных пластов — в рабочие штольни. Но на это не обращали никакого внимания. Малейшая остановка работ сурово каралась администрацией. Много раз случались взрывы и обвалы в шахтах. И сколько при этом гибло людей! Типичная фигура старого Донбасса — коногон. Сцепив семь-восемь вагонеток, коногон впрягал в них лошадь, а сам ложился грудью на переднюю вагонетку. Лошадь двигалась по узким длинным извилистым галереям к стволу. Случалось, на полном ходу вагон сходил с рельсов, коногон по инерции летел вперед, ударялся головой о подпорку, и шахта становилась его могилой. Дети обычно работали саночниками. На своеобразных «санках», которые прикреплялись к поясу цепью, уголь отвозили из забоя к главным откаточным штрекам. Работали дети по 12 часов. Очень тяжелым был труд подростков, работавших в ужасной жаре у насосов. Едкая вода, насыщенная серой и солями, разъедала кожу, тело покрывалось нарывами и трудно заживающими ранами. И нигде на шахтах не было механизации. Уголь из шахт поднимали при помощи конских приводов, а когда не хватало лошадей, впрягались люди. Очень тяжелым был труд и на металлургических предприятиях. Сырье к доменным печам доставлялось на тачках — «козах». Загружали домны вручную. Горн — нижняя часть доменной печи — был самым опасным для рабочего местом. Там часто случались прорывы, и тогда во все стороны хлестал чугун, шлак, горячий кокс, раскаленная пыль. Нередко рабочие сгорали заживо. На верху домны, на колошнике, рабочие нередко падали замертво, отравленные доменными газами. Такие же условия были в сталеплавильных и прокатных цехах. Поселки возле заводов делились на колонии. В одних, где жило начальство,— хорошие мостовые, электрический свет, канализация, водопровод. А на окраинах стояли серые бараки рабочих, без воды и канализации. Здесь свирепствовали эпидемические болезни, нередкой гостьей была холера. Рабочие не мирились с невыносимыми условиями труда. На шахтах и заводах то и дело возникали волнения, стихийные выступления рабочих, забастовки. С конца 90-х годов рабочее движение в Донбассе и на металлургических заводах Екатеринослава (ныне Днепропетровск) возглавили революционеры-марксисты. В 1897 г. высланный царскими властями в Екатеринослав ученик В. И. Ленина И. В. Бабушкин организовал здесь «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1905 г. в Донбассе произошли крупные рабочие стачки, которые в декабре переросли в восстания. В начале XX в. подъем угольно-металлургического Донбасса приостановился. Наступил кризис. Прекратилось строительство новых заводов, закрылись некоторые из действовавших. Тогда капиталисты прибегли к новой тактике в борьбе за прибыли — не увеличивать добычу угля и выплавку металла, а взвинчивать цены. Для этой цели были созданы картели1 Продамет и Продуголь. Известный промышленник Гужон, владелец московского железоделательного завода (ныне металлургический завод «Серп и молот»), вспоминал свой разговор с Юзом во время кризиса. Юз ему заявил, что в России слишком много заводов, надо очистить рынок от лишних производителей и тогда поднимутся цены. И это говорилось в то время, когда еще далеко не во всех крестьянских хозяйствах можно было встретить железный плуг, когда Россия по потреблению металла на душу населения стояла на одном из последних мест в Европе. Зато прибыли заводчиков, крупнейшими из которых были иностранные капиталисты, росли год от году. С началом первой мировой войны производство угля и металла не только не расширилось, а стало сокращаться. На фронте же тысячи солдат не могли получить винтовок — не хватало металла. ...Природные богатства Донбасса ждали новых хозяев, которые смогли бы поставить их на службу народу. И эти хозяева пришли с победой Великого Октября. 1 Картель — объединение капиталистов. Картели создаются с целью господства на рынке и получения наибольшей прибыли. |
ПОИСК
Block title
|