. Из истории Донбасса
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Из истории Донбасса

Из истории Донбасса

Осенью 1696 г. русские войска шли Донецкой степью, возвращаясь из второго азовского похода. Во время одного привала солдаты стали бросать в костер оказавшийся под рукой чер­ный поблескивающий камень. Ко всеобщему удивлению костер к утру не только не потух, а жарко разгорелся. Об этом доложили царю, и он приказал собрать побольше этого горючего камня. По преданию, Петр сказал тогда: «Сей минерал, если не нам, то нашим потомкам поле­зен будет».

Прошло около ста лет, прежде чем взялись за разработку богатств Донбасса. Геологические исследования, проведенные в конце XVIII в., показали, что места эти бо­гаты не только углем, а попадается и же­лезная руда. Тогда на реке Лугани по­строили казенный завод, на котором стали вы­плавлять чугун для отливки артиллерийских орудий и снарядов, требовавшихся Черномор­скому флоту и южным крепостям. Луганский завод и был первым чугуноплавильным пред­приятием в Донбассе. Но тем дело тогда и огра­ничилось. Основной кузницей страны до девя­ностых годов прошлого века оставался Урал, где чугун все еще выплавляли на древесном угле.

Крепостная Россия первой половины XIX в. сильно отставала от западных стран. По вып­лавке чугуна, например, она занимала в 1860 г. 8-е место в мире, уступая не только Англии и Франции, но даже Австрии и Пруссии.

Только в конце 60-х, — начале 70-х годов, после отмены крепостного права, вместе с бур­ным развитием капиталистической промышлен­ности началась интенсивная эксплуатация природных богатств Донецкого кряжа.

В то время в России развернулось огромное железнодорожное строительство. В 1869 г. открыли железную дорогу от Курска через Харьков на Ростов; она пересекла западную часть Донецкого района. Вслед за ней в экс­плуатацию вступила дорога от Козлова (ныне Мичуринск) на Воронеж — Ростов-на-Дону. Эта дорога соединила антрацитовые копи восточ­ной части Донбасса с центральными губерния­ми. Еще через несколько лет заработали Мари­упольская и Фастовская железные дороги, от­крывшие выход донецкому углю к Черному морю. Предстояло строительство других желез­ных дорог. Для этого требовались рельсы (сна­чала их привозили из-за границы).

Первые два металлургических завода в Дон­бассе возникли на рубеже 60-х и 70-х годов. Один — в нынешнем центре Донбасса, там, где нашли уголь и небольшие месторождения желез­ной руды. Его построил англичанин Джон Юз. По его имени заводской поселок был назван Юзовкой (ныне г. Донецк). На востоке Донбасса, в Сулине, русский предприниматель Д. А. Пастухов построил завод для выплавки чугуна на антраците.

Царское правительство покровительствовало новым предприятиям: выплачивало им премии, заводы получали крупные казенные заказы на несколько лет вперед по весьма выгодным ценам. Кроме того, Юзу в течение десяти лет выдава­лась премия в 50 коп. за каждый пуд изготовлен­ных рельсов, что составило крупную сумму.

Вскоре были открыты и богатые залежи железной руды в Кривом Роге. В конце 70-х годов Донецкая железная дорога соединила восточную и западную магистрали и дала выход углю на широкий рынок, а затем была построена и Екатерининская железная дорога, соединив­шая донецкий уголь и криворожскую железную руду. Один за другим возникали новые заводы. Только за последнее десятилетие XIX в. вы­строены были Дружковский, Донецко-Юръевский, Никополь-Мариупольский, Макеевский, Таганрогский заводы, а еще раньше — Алек­сандровский и Днепровский заводы на Днепре.

Почти все они строились иностранцами. Одни за другими возникали акционерные об­щества и банки для эксплуатации богатых недр России с помощью дешевой рабочей силы — русских крестьян. Целыми деревнями шли на шахты Донбасса в поисках заработка крестьяне-бедняки из Орловской. Тамбовской, Воронеж­ской, Смоленской и других губерний. Рабочие каменноугольных копей и металлургических заводов подвергались нещадной эксплуатации и за счет этого хозяева — капиталисты получа­ли баснословные прибыли... Так, за 1884— 1888 гг. заводы Юза на каждый фунт стерлин­гов вложенного капитала дали почти полтора фунта прибыли.

Работа на шахтах была тяжелой и опасной. Рубили уголь вручную, обушком или кайлом. В зависимости от толщины угольного пласта забойщик работал либо сидя, либо лежа. Уголь­ная пыль висела в воздухе, насыщенном копотью ламп, испарениями тел, сыростью. К этой сме­си часто присоединялся еще гремучий газ. Через тонкие, как волос, трещины часто просачивался гремучий газ из стоячих озер — пустот выра­ботанных пластов — в рабочие штольни. Но на это не обращали никакого внимания. Малей­шая остановка работ сурово каралась админи­страцией. Много раз случались взрывы и обва­лы в шахтах. И сколько при этом гибло людей!

Типичная фигура старого Донбасса — коно­гон. Сцепив семь-восемь вагонеток, коногон впрягал в них лошадь, а сам ложился грудью на переднюю вагонетку. Лошадь двигалась по узким длинным извилистым галереям к стволу. Случалось, на полном ходу вагон сходил с рельсов, коногон по инерции летел вперед, ударялся головой о подпорку, и шахта становилась его могилой.

Дети обычно работали саночниками. На своеобразных «санках», которые прикрепля­лись к поясу цепью, уголь отвозили из забоя к главным откаточным штрекам. Работали де­ти по 12 часов.

Очень тяжелым был труд подростков, рабо­тавших в ужасной жаре у насосов. Едкая вода, насыщенная серой и солями, разъедала кожу, тело покрывалось нарывами и трудно зажи­вающими ранами.

И нигде на шахтах не было механизации. Уголь из шахт поднимали при помощи конских приводов, а когда не хватало лошадей, впряга­лись люди.

Очень тяжелым был труд и на металлурги­ческих предприятиях. Сырье к доменным печам доставлялось на тачках — «козах». Загружали домны вручную.

Горн — нижняя часть доменной печи — был самым опасным для рабочего местом. Там часто случались прорывы, и тогда во все стороны хлестал чугун, шлак, горячий кокс, раскален­ная пыль. Нередко рабочие сгорали заживо. На верху домны, на колошнике, рабочие нередко падали замертво, отравленные доменными газа­ми. Такие же условия были в сталеплавиль­ных и прокатных цехах.

Поселки возле заводов делились на колонии. В одних, где жило начальство,— хорошие мо­стовые, электрический свет, канализация, водо­провод. А на окраинах стояли серые бараки рабочих, без воды и канализации. Здесь свиреп­ствовали эпидемические болезни, нередкой гостьей была холера.

Рабочие не мирились с невыносимыми усло­виями труда. На шахтах и заводах то и дело возникали волнения, стихийные выступления рабочих, забастовки.

С конца 90-х годов рабочее движение в Дон­бассе и на металлургических заводах Екатеринослава (ныне Днепропетровск) возглавили революционеры-марксисты. В 1897 г. выслан­ный царскими властями в Екатеринослав ученик В. И. Ленина И. В. Бабушкин органи­зовал здесь «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

В 1905 г. в Донбассе произошли крупные рабочие стачки, которые в декабре переросли в восстания.

В начале XX в. подъем угольно-металлур­гического Донбасса приостановился. Наступил кризис. Прекратилось строительство новых заво­дов, закрылись некоторые из действовавших. Тогда капиталисты прибегли к новой тактике в борьбе за прибыли — не увеличивать добычу угля и выплавку металла, а взвинчивать цены. Для этой цели были созданы картели1 Продамет и Продуголь. Известный промышленник Гужон, владелец московского железоделатель­ного завода (ныне металлургический завод «Серп и молот»), вспоминал свой разговор с Юзом во время кризиса. Юз ему заявил, что в России слишком много заводов, надо очистить рынок от лишних производителей и тогда поднимутся цены. И это говорилось в то время, когда еще далеко не во всех крестьянских хозяйствах можно было встретить железный плуг, когда Россия по потреблению металла на душу насе­ления стояла на одном из последних мест в Ев­ропе. Зато прибыли заводчиков, крупнейшими из которых были иностранные капиталисты, росли год от году.

С началом первой мировой войны производ­ство угля и металла не только не расширилось, а стало сокращаться. На фронте же тысячи солдат не могли получить винтовок — не хва­тало металла.

...Природные богатства Донбасса ждали новых хозяев, которые смогли бы поставить их на службу народу. И эти хозяева пришли с победой Великого Октября.

1 Картель — объединение капиталистов. Картели создаются с целью господства на рынке и получения наибольшей прибыли.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ