.
Меню сайта
|
В пореформенной деревнеВ пореформенной деревнеПосле 19 февраля 1861 г. миллионы бывших крепостных стали временнообязанными. Однако эта перемена не привела к умиротворению деревни. Только за десять месяцев 1861 г. крестьянские волнения вспыхнули в 1176 имениях; почти треть их была подавлена с помощью военной силы. В 1879 г. волнениями было охвачено 29 губерний Европейской России, а в 1880 г. — 34 губернии. В чем же была причина этих бунтов? В том, что реформа не принесла крестьянам подлинного освобождения. Старое крепостное право, как писал в «Колоколе» Н. П. Огарев, было заменено новым. Больше всего крестьяне пореформенной деревни страдали от малоземелья. В Европейской России в 1877 г. 70 млн. десятин лучшей земли принадлежало 30 тысячам помещичьих семей (ок. 150 тыс. человек), тогда как на долю 10,5 млн. крестьянских дворов (ок. 50 млн. чел.) приходилось 75 млн. десятин. Крестьянскую землю со всех сторон окружала помещичья. Земельный надел каждого крестьянина, как правило, состоял из нескольких полосок, разбросанных в разных местах, причем большинство участков находилось далеко от деревни. Крестьянин не мог ступить шагу, чтобы не оказаться то на пашне помещика, то на его сенокосе, то в его лесу. О крестьянском малоземелье метко сказал Л. Н. Толстой устами мужика из пьесы «Плоды просвещения»: «Земля наша малая, не то что скотину — курицу, скажем, и ту выпустить некуда». Клочок крестьянской земли был обложен многочисленными податями, налогами, сборами. Они часто поглощали все, что крестьянин мог выжать из своего хозяйства. Малоземелье, чересполосица, подати заставляли крестьян идти на поклон к помещику, арендовать у него землю на кабальных условиях. За арендуемый клочок земли, за взятые взаймы хлеб или деньги, за право пользоваться водопоем или выгоном для скота крестьянин своей сохой и на своей тощей лошаденке обрабатывал господскую пашню. Эта система «отработок» немногим отличалась от прежней барщины. После реформы 1861 г. сохранилась старая крестьянская община с ее круговой порукой Надельная земля, за которую крестьянин платил выкуп, переходила не в его собственность, а в собственность общины. Пользовался крестьянин землей или нет, а налоги и сборы он обязан был платить. Чтобы уйти из деревни, он должен был получить разрешение «мира», который давал его очень неохотно — ведь за каждого «неисправного» плательщика податей ответственность несла вся община. Таким образом, крестьянин, хотя и считался лично свободным, не мог бросить свой надел. Первые девять лет после реформы он по закону вообще не мог отказаться от земли. Не мудрено, что крестьяне считали свое положение временнообязанных чем-то вроде каторги. Крестьяне, обрабатывающие господскую землю, делали это кое-как. Сам помещик при системе «отработок» не заботился ни о применении новых земледельческих орудий (ведь земля обрабатывалась крестьянским инвентарем), ни о других усовершенствованиях. Поэтому в 70-х годах в России начался тяжелый кризис сельского хозяйства. Остатки крепостничества тормозили переход от феодального к более передовому, капиталистическому хозяйству. Но остановить развитие капитализма они не могли. Многие помещики отказывались от «отработок» и вели свое хозяйство, используя более производительный наемный труд. Ведь наемный батрак получал свою плату в зависимости от объема и качества выполняемой им работы и поэтому стремился работать быстрее и лучше. Те же помещики, которые не умели перейти к системе наемного труда, постепенно разорялись и продавали имения. За двадцать лет после реформы они продали 16,5 млн. десятин земли, перешедшей главным образом в руки буржуазии — купцов и кулаков. Крестьянин теперь должен был вести самостоятельное хозяйство, производить товар и продавать его на рынке. Деньги ему были нужны немалые, чтобы заплатить налоги, внести выкупные платежи, приобрести необходимые фабричные товары, заплатить помещику за аренду земли и пользование различными угодьями. Но откуда мог добыть деньги на все это крестьянин-бедняк? Чтобы получить необходимый товар для продажи, нужны были земледельческие орудия, рабочий скот, необходимо было вложить в хозяйство хотя бы минимальную сумму денег. А ведь почти одна треть крестьянских дворов вообще не имела лошадей, и столько же хозяйств имело по одной лошади. Без лошади вообще нельзя обработать землю, а с одной от силы обработаешь 4—5 десятин, т. е. даже меньше того среднего земельного надела, который приходился на один крестьянский двор. При таком хозяйстве никаких «излишков» не добудешь, и крестьянин, чтобы получить деньги, продавал даже то, что было ему необходимо для собственного пропитания. Так он попал во власть нового, не менее жестокого, чем крепостник-помещик, господина — денег. Бедняки голодали. Мяса не ели совсем. Хлеба не хватало. Порой не было даже капусты. Но были среди крестьян и такие хозяева, которые имели по нескольку лошадей и немалые деньги, держали батраков из разорившихся односельчан. Пользуясь бедственным положением большинства крестьянских хозяйств, они скупали за гроши их землю, на кабальных условиях давали взаймы деньги и хлеб. Зажиточные хозяева скупали землю и у разорившихся помещиков. Так в деревне рос класс сельской буржуазии — кулаки. Народ метко называл кулака мироедом. К 80-м годам XIX в. зажиточные крестьянские хозяйства составляли пятую часть крестьянских дворов, а сосредоточивали в своих руках до половины всех крестьянских земель. Многие из кулаков, этих «чумазых лендлордов», как называл их В. И Ленин, имели в это время более чем по 100 десятин земли. Кулак богател, бедняк разорялся — так создавались в деревне два противоположных полюса: сельская буржуазия и сельский пролетариат. Первый крупный отряд деревенского пролетариата был создан самой реформой 1861 г., оставившей без земли 4 млн. крестьян. Еще больше было тех, кого В. И. Ленин назвал «пролетариями с наделом». Судьба крестьянина, имевшего нищенский надел, «безлошадного» или «однолошадного» мужика, как правило, была той же, что и у «чистого» пролетария. Безземельные и малоземельные хозяйства составляли около половины крестьянских дворов. Сельское хозяйство не могло поглотить всю освобождающуюся рабочую силу. Доведенные до последней степени нужды, крестьяне готовы были за гроши наняться на какую угодно работу. Обычно они уходили из деревни весной, после голодной зимы. «Об эту пору мужик тощ, как моль: наголодался за зиму,— рассказывал один из агентов по найму рабочих.— Тут он сам к тебе в руки лезет, бери только ради Христа — ни за что пойдет работать... Соберутся к волостному правлению мужики, и начнешь с ними торговаться с прохладцей, а старшина стоит на крылечке да знай покрикивает: «Подати, братцы, подати! Бесперечь, чтобы к сроку предоставить, а то...» И не видя выхода, крестьяне сдавали в аренду свои наделы, а сами шли на фабрики и заводы, становились рабочими с наделом. К концу XIX в. таких полукрестьян-полурабочих было более 10 млн. Вначале они шли в город, надеясь скопить деньги, вернуться в деревню и поправить свое хозяйство. Но голод и нужда крепко держали их за горло, и постепенно они все больше и больше теряли связь с землей и становились кадровыми фабричными рабочими. Так шло «раскрестьянивание», которому подверглось каждое третье крестьянское хозяйство. Крестьянство не хотело мириться с уготованной ему судьбой. Мужики поджигали помещичьи усадьбы, вилами и топорами изгоняли из деревень барских приказчиков и царских чиновников. В ответ свистели казачьи нагайки и пули карательных отрядов. Кое-где крестьянская беднота поднималась и против деревенской буржуазии — кулаков. Выход из тупика, в который крестьянство было загнано царским самодержавием, мог быть только один — революция, знамя которой поднимал рабочий класс. Она разразилась в 1905 г. |
ПОИСК
Block title
|